Жизнь по лицензии

 

Не так давно был у меня заочный разговор с одним верующим. Он сказал:

– Бог свят, поэтому мы подчиняемся Его запретам. А кто эти пигмеи у власти с куриными мозгами, чтобы я подчинялся их запретам? Что есть у них, кроме тюрем и полиции? Авторитет? Ум? Совесть?..

– Ну, они же Богом установленная власть, которую…

Говорю, и сам себе не верю, хотя вроде ссылаюсь на слова апостола.

В конечном итоге я ответил в том духе, что чиновники, конечно, у нас не блеск, но хаос ещё хуже, так что, как говорится, выбираем из двух бед…

Но вот столкнулся тут с одной ситуацией и понял, что, делая такой выбор, могу получить обе беды – и меньшую, и большую.

16 октября вышел очередной закон, регулирующий детский отдых. Разобраться в бесчисленных статьях его непросто, но смысл: дальнейшее ужесточение в этой сфере. «Дальнейшее» – потому что после резонансной гибели в 2016 году 14 детей на Сямозере детский летний отдых и без того невероятно зарегулирован. Один представитель туристского сообщества рассказывал, что от него потребовали поставить 200-литровую бочку с водой рядом с местом разведения костра в походе, другой – что три года подряд их лагерь в предгорье штрафовали за отсутствие спасательной шлюпки (шлюпку они купили, хотя реки нет). Известный полярный путешественник Матвей Шпаро, занимающийся организацией детского туризма, рассказывает: в походе детей по закону должен сопровождать медработник, но чтоб взять его на работу, палатка должна быть со стенками из кафеля и горячим водоснабжением… Это только звучит забавно, но энтузиастов детского туризма буквально загоняют под статьи: на организатора конных походов в Тверской области завели уголовное дело, обвинив, что в её личных деревенских избах «отсутствуют средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения; информация о количестве людей с ночным пребыванием не передаётся в подразделения пожарной охраны; здания для летнего детского отдыха не обеспечены телефонной связью…» И вот такого – на десять страниц.

Чудные воспоминания от школьных походов, туристских слётов – прощайте! «Энтузиасты хотят воспитывать детей, любящих и знающих свою страну, – говорит Игорь Дрогов, член президиума Федерации спортивного туризма России. – Но их всё время бьют по рукам. Чиновникам проще всё запретить, лишь бы спать спокойно. А то ведь детям опасно видеть живую деревню, домашнюю птицу, лошадей, жить в избе, готовить на костре. Проще закрыть этих детей в бетонной коробке перед телевизором. Они не только туризм убивают, они убивают в людях интерес к себе, к стране, веру в будущее».

У безумного чиновничьего регулирования есть и реальные жертвы. Число детских палаточных лагерей сократилось с 7 тыс. до менее одной тысячи – на всю страну! Но каким бы ни был детский лагерь, за детьми в нём присматривают. А когда детей выталкивают на улицу, они, предоставленные себе, погибают на стройках, тонут в речках. Люди, имеющие отношение к воспитанию детей, возмущаются: «А дети? Дети – в Интернет! Или в многочисленные торгово-развлекательные центры. Пусть становятся идеальными потребителями. Государство же при этом, по сути, рубит сук, на котором сидит. Вывод: или “там”, наверху, сидят клинические идиоты, или вражеские агенты». Насчёт «идиотов» – это напрасно, потому что уже не раз я слышал от самих чиновников, что «мы куда-то стремительно катимся». А про сук, который «рубит государство», – это верно. Помню, как возмущались учителя, когда детям фактически запретили труд в школе. Но вот выросло целое поколение, не имеющее трудовых навыков, и тут чиновники засуетились: некому работать на производстве – никто не идёт!

Салтыков-Щедрин иронизировал о цели издания законов в России: «чтобы законодатели не коснели в праздности». Но в результате – правовой нигилизм. На нелепые законы люди у нас отвечают одинаково: ищут возможности обойти их. И находят. В сфере детского отдыха уже сформулировали: «ставить палатки как бы по отдельности, но вместе – типа случайно».

Мне вспоминаются чьи-то слова о том, что самым решительным и эффективным революционером оказывается в стране сама власть, чиновники, готовящие своими действиями бунт. Законодатели, силовики и охранители закона, может быть, неосознанно (намерения-то обычно декларируются благие) разжигают конфликт с обществом. Вот события последних дней вокруг мусорного полигона в Шиесе: несколько десятков полицейских и частных охранников сопровождают завоз топлива частной фирмой на незаконную стройку. То есть показывают пример вопиющего нарушения, полагая при этом, что конфликт можно снять, купив нескольких продажных журналистов.

Беда в том, что они не знают, как управлять обществом, кроме как запретами, устанавливаемыми без широкого обсуждения, непрозрачно. А ведь закручивать гайки можно до определённого уровня – переход за предельный уровень ведёт к потере управляемости. А нам, христианам, бунт совсем не нужен.

«Горе вам, законникам, что налагаете на людей бремена неудобоносимые», – говорит Господь. Когда мастер создаёт какой-то механизм, он же и указывает в инструкции, что делать запрещено. То же самое и с нашим миром, который создал Господь – Он знает, что может принести вред, и поэтому запрещает. Но чиновники – плохие мастера. Они не знают, из чего состоит общество, по каким законам оно функционирует. Недостаёт компетенции подумать на несколько шагов вперёд, а уж что говорить про долгосрочные последствия.

Несомненно, регулировать общественную жизнь необходимо. И мало ли запретов полезных: не пить спиртное на улицах, не шуметь по ночам, не курить в подъездах…

Наверно, нужен какой-то новый общественный договор, очищение и перезагрузка всей системы, после чего произойдёт смена элиты и обществу будет перепоручена часть полномочий. Правда, надежда тут, увы, лишь на первое лицо.

Уж сколько раз сказано, что не запретами, не дрессировкой, а только воспитанием можно изменить человека. Когда он не страха ради, а по любви к ближнему не допустит зла, не бросит ребёнка в лесу, проверит здоровье перед походом, спасёт при пожаре. Запреты только тогда дают эффект, когда принимаются добровольно, по совести, когда становятся нашими собственными убеждениями. «Где Дух Господень, там свобода», – писал апостол Павел. Верно и обратное – там, где нет благодати, свободы нечего ждать. Так что достойное по делам нашим приемлем: живём в обществе, в котором действует лишь ветхозаветно-иудейская логика запрета и наживы. Пока не научимся жить с Богом, так и будем барахтаться в путах нелепых чиновничьих запретов.

Оглавление выпуска  Следующая публикация →

4 комментариев

  1. Вольдемарус:

    2Обсудить статью можно на Форуме газеты «Вера», в ветке «О преобразовании России Промыслом Божьим»:
    http://eskom.borda.ru/?1-0-0-00000195-000-0-0-1573375602

  2. Вольдемарус:

    Смысл статьи можно свести к четырём цитатам:

    1). «Самым решительным и эффективным революционером оказывается в стране сама власть, чиновники, готовящие своими действиями бунт. Законодатели, силовики и охранители закона, может быть, неосознанно (намерения-то обычно декларируются благие) разжигают конфликт с обществом».
    – Это ПРОБЛЕМА (точно обозначенная).

    2). «А ведь закручивать гайки можно до определённого уровня – переход за предельный уровень ведёт к потере управляемости. А нам, христианам, бунт совсем не нужен».
    – Это возникающая УГРОЗА (своевеременно подмеченная).

    3). «Наверно, нужен какой-то новый общественный договор, очищение и перезагрузка всей системы, после чего произойдёт смена элиты и обществу будет перепоручена часть полномочий».
    – Это РЕШЕНИЕ (объективно назревающее).

    4). «Правда, надежда тут, увы, лишь на первое лицо».
    – Это иллюзия, упование на царя-батюшку… Который, собственно, и создал эту СИСТЕМУ госуправдления («вертикаль власти»), насквозь забюрокраченную и коррумпированную… – см. цитату № 1.

    Сдаётся так, что «перезагрузка системы, со сменой элиты» возможна НЕ по велению ЭТОЙ власти, озабоченной только собственным самосохранением (себя у власти), а ВОПРЕКИ ей…

    И тут уж, прости Господи, без Промысла Божьего (пассионарного импульса) не обойтись.

    А вот как уловить зарождение и запуск такого Промысла Божьего (к социально-историческим преобразованиям общества) – это вопрос интересный…
    И, возможно, тема для последующих статей.

  3. Валерий:

    Законы тупые, согласен. Но вот вам другой пример. С 1 ноября паломнические поездки могут организовывать только религиозные организации. Туристические фирмы закон этот обойдут без проблем, но зачем он был вообще нужен? Против Церкви людей настроить?

    • И.Иванов:

      Я помню, как отец Трифон рассказывал про тургруппы, приезжавшие в Антониево-Сийский монастырь – некоторые неподготовленные экскурсоводы несли такую оккультно-языческую ахинею, что было не просто жаль людей, но страшно за них: ведь это они и в автобусе вынуждены были слушать. То есть посыл для принятия закона, думаю, был в том, чтобы оградить людей от профанирования религиозной тематики. Но верно: светские турфирмы вопросы с лицензиями смогут решить, а что делать стихийным группам православных паломников, не собравшим нужных бумаг? Возможности детально вникнуть в положения этого закона у меня не было, но ведь да – это законотворчество из разряда того же запретительства.

Добавить комментарий для Вольдемарус Отменить ответ