Первый звоночек

«Говорил и говорю, что царство антихриста приближается. Это время сообразно тем, что растёт безверие, неуважение к старшим, процветает безнравственность, и с этим нужно бороться… Я лично усматриваю, что в этом виновата соввласть, поскольку она поощряет безбожие» – так говорил на допросе в ОГПУ священник станицы Кривлянской Донской области Александр Попов в 1927 году. По обвинению в контрреволюционной агитации он получил 5 лет заключения на Соловках. Потом его сослали в Сыктывкар, где в местечке Чит он и скончался от болезни. Исследователь судьбы о. Александра ростовчанин Дмитрий Щербак приезжал в Сыктывкар два года назад, искал его могилу на кладбище, но не нашёл. Увы, и я не смог ему помочь.

Недавно Дмитрий прислал свою только что вышедшую книгу «Любящий отец» о судьбе о. Александра. Я обратил внимание в ней на фрагмент допроса из того же следственного дела ОГПУ. Протоиерея спрашивают, чем недовольно население казацкого края в отношении советской власти, и он отвечает: «Главное недовольство, о котором сейчас говорит население, что соввласть воспретила преподавание в школах Закона Божьего».

Всё доброе достаётся огромными усилиями, терпеливой работой, даже кровью. Сколько неудачных попыток образовать народ совершили народники! А потом реформа образования царского правительства в начале ХХ века и организация народных училищ. И всегда в центре просвещения стояла духовная составляющая – изучение христианской веры, нравственных заповедей. Но вот пришли большевики, и вековые усилия и достижения – под корень! Но ещё спустя 10 лет после большевистского переворота крестьяне требуют вернуть изучение православия!

Это всё вспомнилось мне, когда я прочитал опубликованное 18 сентября Заявление Синодального отдела религиозного образования. В нём – реакция на планы Министерства просвещения РФ исключить основы православной культуры из нового образовательного стандарта. О планах распространить изучение православной культуры на 5-9 классы, что ещё в прошлом году активно обсуждалось, уж и говорить не приходится.

По всем меркам это, вообще-то, сенсация. Но не видно возмущённой волны, никто особо не комментирует эту тему, нет споров на ТВ. Двадцать лет назад мы начали борьбу за изучение православия в школе. Шло всё с огромным скрипом. Но после поручения Президента, когда с 2009 года преподавание основ православия было включено в основную программу школы по добровольному выбору родителей, дело пошло. Хоть и не без труда: не было специалистов, методик, литературы. Сейчас предмет изучает 1,6 млн четвероклассников, работают курсы для преподавателей, вузы открыли специальности, выпущены учебники. И вот тебе…

Вряд ли инициатором этого «обрезания» стала министр образования Ольга Васильева – она человек православный и вдобавок профессионал, не раз заявляла, что изучение основ традиционных религий в школах будет расширяться. Вряд ли это инициатива с самого верху – ведь ещё минувшим летом В. Путин говорил, обращаясь к молодым: «Библию пусть почитают. Это в любом случае пойдёт на пользу…» Но вот же есть силы в правительстве, готовые разжечь серьёзный конфликт в обществе. Ведь ясно, что некоторые регионы решительно не пойдут на поводу у Москвы. На Кубани, например, не сбираются отказываться от запланированного преподавания православной культуры с 1-го по 9-й классы. То же и в Татарии, только там речь об исламе – его ведь также «сократили».

Появление «Заявления» было объяснено тупиком в переговорах с Минобразом. «К сожалению, вынуждены были вынести эту тему в публичную плоскость» – так официально прокомментировали ситуацию синодальные чиновники. Оказывается, уже давно идут какие-то консультации, о которых мы не слышали даже, – и вот теперь, когда эти подковёрные переговоры провалились, приходится обращаться к православному народу за помощью. Больше всего поражает и коробит вот это «к сожалению».

Видимо, до сего дня синодалам казалось, что нечего «играть в демократию» – для Церкви это ни к чему, что солидные люди – чиновники с чиновниками – всегда договорятся. Но вдруг такой подход дал сбой. И скорее всего, это только первый звоночек. С какого-то времени стало ясно, что электорально Церковь для власти совершенно бесполезна, в отличие от 90-х. Можешь заявлять на выборах, что ты весь из себя православный, но голосов на выборах это не прибавит. Плюс, конечно же, власть мониторит настроения масс и не может не видеть нарастание в обществе антицерковной волны, особенно среди молодых.

Скорей всего, это «Заявление» не обращение к общественности, а своего рода предупреждение другим чиновникам – смотрите, мы будем апеллировать к массам и вам тогда придётся лихо! Потому что такая тайная дипломатия – дело обычное. Но всё чаще она сбоит. Самая яркая история – негласные переговоры с патриархом Варфоломеем по Украине. Тоже провал.

На самом деле церковная общественность – это сила. В отличие от обывателя, одурманенного телевизионной пропагандой, верующих активистов не запугаешь и не купишь. Церковный народ у нас умный сердцем – и способен широко и шумно отреагировать на произвол чиновников от образования. Поддержка церковного народа, думаю, в ближайшие годы ещё не раз потребуется. Но чтобы это произошло по широкому кругу вопросов, церковноначалию нужно совершенно иначе относиться к церковному народу – надо забыть чванство, быть открытым, завоевать доверие как у мирян, так и у духовенства (а оно основательно подорвано в последние годы). Например, в вопросах финансовой прозрачности всех, от Патриархии до прихода.

Известно отношение церковного народа к правительству и Думе. И если ты, церковный чиновник, обращаешься к народу за поддержкой, такой поддержки должен лишить действия власти, прекратить подковёрные соглашения с ней, должен начать честно говорить о проблемах русского народа, об антинародной несправедливой экономике, о поддержке традиционной культуры, деревни и пр. Это вовсе не означает объявление войны либеральному руководству. Но – влияние на хотя бы самые вопиющие решения, противные христианской совести.

Понято, что, если Церкви удастся возвысить свой голос, к ней захотят примазаться профессиональные фрондёры-оппозиционеры, далёкие от христианства, думающие не о благе Отечества, а лишь о захвате власти и ресурсов. И будет как в Гонконге на днях – протестующие по улицам идут с булыжником в одной руке и иконой в другой. Как отсечь таких? Вероятно, налаживанием приходской «низовой» жизни, распределяя людей по общинам. Чтобы каждый заявил, к какой общине он принадлежит, и чтоб, в свою очередь, и община признала его своим. Это, конечно, потребует грандиозных перемен в жизни нашей Церкви, и непонятно, готовы ли мы к ним. Но в этом направлении надо двигаться.

История с отменой основ православной культуры ещё только начинает раскручиваться. Основные события, думается, впереди. Но это событие нельзя рассматривать вне контекста каких-то очевидно надвигающихся перемен в нашем Отечестве. Дай Бог, чтобы они были именно переменами, а не потрясениями.

 

Оглавление выпуска  Следующая публикация →

6 комментариев

  1. Алексей Иванович:

    О КУРСЕ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ». ЗАМЕТКИ ШКОЛЬНИЦЫ.
    О введении в программу общеобразовательных школ нового предмета «Основы православной культуры» (ОПК) можно услышать разные мнения, доводы и предположения. Спорят взрослые. Однако мне кажется, что мнение тех, кому адресован этот курс, тоже должно быть выслушано. Так что бы могла сказать о курсе «Основы православной культуры» я, ученица 11-го класса школы № 26 г. Москвы?

    Класс общеобразовательной школы обычно включает в себя:
    – несколько православных верующих воцерковленных детей (ходят на службы, участвуют в таинствах, посещают воскресную школу);
    – немного больше православных верующих невоцерковленных детей;
    – основная часть – те, кому вопросы православной и любой другой культуры совершенно безразличны.
    О загруженности школьника и обязательности предмета ОПК:
    Разными ответственными людьми неоднократно отмечалось, что нагрузка в школах сейчас чрезвычайно высока. Постоянно приходится слышать (особенно от тех детей, которые действительно стараются хорошо учиться) о том, что резерва времени, резерва умственного, физического совершенно не осталось. Если старая программа увеличится еще на один предмет, то непонятно, как при этом можно будет учиться качественно и без ущерба для здоровья.
    Может быть, факультатив…:
    Предмет ОПК мог бы быть введен в виде факультатива. Но, учитывая состав классов и существующую сейчас нагрузку, нетрудно предположить, что факультативные занятия посещать практически никто не будет.
    Два-три воцерковленных человека, наверное, все-таки будут приходить из уважения к предмету и к благословению Святейшего Патриарха. Хотя для них в этом нет особой необходимости, так как они, как правило, посещают воскресные школы.
    Резерв времени для обязательного курса ОПК:
    Появляется вопрос: нельзя ли обеспечить возможность изучать детям ОПК за счет изменения школьной программы или изъятия из нее определенного ряда сведений?
    Можно ведь, наверное, не обязывать детей, живущих в стране, уже 1000 лет православной, изучать в обязательном порядке все остальные религии мира, с которыми интересующиеся могли бы познакомиться факультативно.
    Можно, наверное, еще убрать многое странное и даже смущающее, что приходится встречать в курсе истории в программе общеобразовательной школы.
    Когда в 5-м классе мы изучали историю Древнего мира, мне пришлось читать в выданном школой учебнике, что Господь Иисус Христос был просто «бродячим проповедником».
    Знаю, что дети, которые изучают этот же предмет сейчас, в рабочей тетради по курсу «История Древнего мира» (автор – Георгий Израилевич Годер) не найдут вообще ничего об Иисусе Христе. Зато там находится много сведений о египетских богах, множество подробностей из истории Ветхого Завета. Например, детям полагается знать про Самсона и Далилу, про Моисея и царя Давида… Чтобы решить кроссворд «Израильское царство», имеющийся в этой тетради, нужно знать первого правителя Израильского царства, имя «подкупленной филистимлянами красавицы, предавшей своего возлюбленного-израильтянина», имя царя Израиля, «пришедшего к власти после гибели Саула и его сыновей» и многое-многое другое…
    История России изучается у нас с 6-го класса. Изучение каждого исторического периода включает в себя сведения о выдающихся военачальниках, научных открытиях, о наиболее известных художниках, скульпторах, композиторах и об их произведениях.
    И здесь многое кажется весьма странным. Выдающийся полководец А.В. Суворов, как известно, был очень верующим человеком, но об этом в учебнике ничего не сказано, как и о М.В. Ломоносове. Там, где рассказывается про адмирала Ф.Ф. Ушакова, даже не упомянуто, что он прославлен Церковью в лике святых. А про государя-императора Николая II, также прославленного в лике святых, сказано следующее: «Ему были присущи “византийское лукавство”, неискренность и упрямство» (см.: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. М., 2006).
    Историю Древнего мира школьники изучают в 5-м классе и… еще раз в 10-м.
    В 6-м классе изучается Средневековье. Оно же – повторяется в 10-м классе. Конечно, в 10-м классе мы получаем сведения, дополненные многими интересными подробностями. Например, из учебника «Россия и мир» для 10-го класса можно узнать, что композитор Штраус-сын в числе шестнадцати своих оперетт создал и такие, как «Цыганский барон» и «Летучая мышь».
    Мне кажется, содержимое учебников истории нужно пересмотреть, чтобы у нас, школьников, была возможность изучать историю Отечества вместе с его православной культурой.
    Если все-таки факультатив…:
    Если предмет ОПК окажется все-таки факультативом и найдутся желающие его посещать, то это будут скорее всего ученики младших классов (по желанию родителей) или старшеклассники, которым будут интересны такие, например, вопросы:
    – действительно ли в Православии можно научиться не отвечать злом на зло, не иметь неприязни к явно несправедливому учителю или к наглому однокласснику;
    – как быть, когда изъедает зависть и жадность;
    – почему в православных храмах часами стоят;
    – что дает иногда священник многим людям из одной ложечки;
    – зачем надо поститься;
    – какая разница между браком венчанным и невенчанным…
    Я много лет ходила в воскресную школу и видела, что даже там далеко не каждый преподаватель может справиться с детьми.
    Помню такой случай: в одной воскресной школе, где очень старались помочь детям, два мальчика (родители хотели, чтобы они ходили туда) на интересных уроках играли в карты, закрываясь книгой «Закон Божий».
    Я знаю одного человека, который точно мог бы справиться с такой ситуацией. Этот человек занимается катехизацией около 20 лет, имеет два высших образования, одно из которых – богословское (Свято-Тихоновский университет). Работал он не только в школах с детьми, но и в зонах с заключенными.
    А если преподаватель не такой? Не получится ли опять глумление и «бисер перед…»?..
    Кривошеева Елена
    24 апреля 2007 г.

  2. Алексей Иванович:

    Уважаемый Валерий, прошу извинить за неправильное определение
    Вашего имени, Вы правы, слово ник здесь совершенно неуместно.
    ———————————————
    ДАЛЕЕ, моё мнение:
    Главный учитель — правильный пример родителей!
    Главным источником информации является семья.
    Сын или дочь не будут следовать христианской
    православной традиции, если дома никто её не исполняет.
    В школе, как бы не был образован учитель по предмету ОПК,
    знание о Православной вере пройдёт мимо сознания учеников.
    Всё начинается в семье, дома. (Из своей практики я знаю, как
    верующие дети приводили своих родителей к вере в Бога.
    Но это к сожалению случается довольно редко.)
    ———————————————-
    Иерей Святослав Шевченко, председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Благовещенской епархии, отметил:
    «Чтобы придать дискуссии определенный градус, тема должна быть неоднозначной, нужны разные точки зрения. А с революцией все понятно, и у Церкви было время это понять. С точки зрения христианства подобное потрясение стало возможным из-за упадка веры в народе, из-за неправильных действий, – в том числе и Церкви. Например, известно: до революции чиновникам определенного ранга была необходима справка, что он исповедовался и причащался. То есть их заставляли делать это из-под палки. Понятно, что в ход шли взятки, другие нехорошие вещи. Церковный деятель, митрополит Вениамин (Федченков) (впоследствии он стал духовником представителей Белого движения) вспоминает: перед революцией в духовных семинариях верующий преподаватель был экзотикой. Вы только вдумайтесь в эти слова!»
    «И когда произошла революция, красные флаги водружали в первую очередь над духовными семинариями. Это делали вчерашние семинаристы. По сути, русский народ потерял веру и в результате получил по заслугам. Вера стала ширмой, приложением, «культурным бонусом» – но никак не душой народа. В этом виноваты все слои общества – в том числе погрязшая в роскоши аристократия. Я прочитал много воспоминаний людей, живших в то время. Духовное состояние русского общества перед революцией было ужасным. Происходили и «оранжевые сценарии» – к примеру, большевистскую идею импортировали в пломбированных вагонах. Западу никогда не нужна была сильная Россия. Как сказал про революцию Столыпин, «Вам нужны великие потрясения, нам – великая Россия»», – продолжил он.
    «Людей, которых тогда называли интеллигенцией, сегодня бы назвали либералами. Это они – причина кровавой страницы истории нашей страны. А потом эти люди дружно эмигрировали в спокойные страны. Больше 90% членов временного правительства встретили спокойную, сытую старость и окончили свою жизнь за границей. В общем, в среде православных христиан этот вопрос уже обсужден, и расставлены точки над i. Мы не тешим себя иллюзиями, что сегодня ситуация стабильна. Иногда история повторяется, и, если сменится политический ветер, к власти могут прийти революционным или иным путем люди, которые в очередной раз зальют страну кровью. С другой стороны, во времена гонений Церковь очищалась от скопившегося в ней шлака», – заключил о. Святослав.
    https://detiivzroslie.ru/vospitanie/pravoslavnoe-vospitanie-detej

  3. Алексей Иванович:

    Данное пособие (на которое нам указывает и рекомендует комментатор под ником Валерий), написанное на основе авторской программы, предназначенной для повышения квалификации педагогов, которые готовятся к преподаванию в общеобразовательных учебных заведениях цикла предметов духовно-нравственного содержания (таким предметом в числе прочих, является предмет «Основы Православной культуры»), нуждается в исправлении и редактировании. В настоящем виде категорически не может быть использовано.
    https://mepar.ru/documents/misc/2009/06/06/3226/

    • Валерий:

      Уважаемый Алексей Иванович! Во-первых, это не ник, а моё имя. Во-вторых, я эти рекомендации читал, а в-третьих, уверен, что вот такие рекомендации и отталкивают большинство нормальных людей от православия. Молебны, крестные ходы, Закон Божий, звон колоколов, Пасха и Рождество – всё это было в царской России, а потом вдруг взорвалось и пропала великая страна. И хотя сейчас принято всё сваливать на происки Запада и жидо-масонов, главная причина была в том, что то настоящей веры-то и не было, а была лишь внешняя шелуха. К сожалению, всё повторяется: молебны с привлечением неверующих людей, ОПК и т.п. Но уже другая тема.

  4. Валерий:

    Я человек православный, но когда узнал, что ОПК исключат, вздохнул с облегчением. И вот почему. По роду своей деятельности мне приходилось часто встречаться с преподавателями ОПК. Это вообще какой-то кошмар: или совершенно некомпетентные язычницы, называющие себя православными, или бабки, которые в храмах ведут себя так, что и не подумаешь, что это школьный учитель и также некомпетентные. Однажды пришлось услышать от преподавательницы ОПК, что в новолуние нужно остерегаться бесов, при этом она ссылалась на Мф. 17,15. Что касается Закона Божьего, который преподавали в царской России, то из воспоминаний современников следует, это был самый нелюбимый предмет. Причина та же – тупые преподаватели. ОПК в школе – это хитрый антиправославный шаг, на который, к сожалению, все повелись. Есть альтернатива? Есть. Взять хотя бы отличный курс О.В. Розиной “Духовные основы русской культуры”. Изучая эти основы, дети сами бы увидели, что вся русская культура основана на православии. Сами! Так что нужно начинать с хороших учебников, учить преподавателей, а потом уже говорить о внедрении предмета в школьное образование.

    • И.Иванов:

      Не могу согласиться с вами, Валерий. На мой взгляд, учебники уже сейчас вполне приличные, кроме того имеется масса дополнительной литературы, в том числе методической. Что касается тезиса о том, что надо сначала “учить преподавателей, а потом уже говорить о внедрении” – то это напоминает мне пожелание, что сначала нужно научить плавать, а уже потом пускать в бассейн. Ведь точно так же можно рассуждать и о преподавателях литературы, например, правда? Плохой учитель – живая диверсия против великой русской
      классической литературы – так получается?
      Несомненно, есть слабые преподаватели, но я знаю и сильных, любимых школьниками. Тем более очень часто эти преподаватели совмещают ОПК с преподаванием какого-то другого гуманитарного предмета, и потому имеют возможность увязать, например, курс литературы с курсом ОПК. Не следует забывать, что пока что преподавание ОПК идет лишь раз в неделю в четвертом классе, в таком возрасте ученикам давать предмет очень сложно не требуется – речь, как мне кажется, должна идти о том, чтобы привить вкус к православию, дать маленькому человечку основные понятия о нём. Что же касается отношения к преподаванию Закона Божия в дореволюционной России, то тут с вами согласиться не могу. Как всегда и везде, всё зависело от подачи материала. Были талантливые в педагогическом смысле батюшки, были не очень. В целом отношение к предмету было позитивным, особенно у родителей – почему, спрашивается? – потому что брошенные в школе семена взошли не сразу. Отрицательное же отношение к Закону Божию было “правильным и единственно возможным” среди либеральной и революционно-демократической молодежи начала ХХ в., и это отразилось в соответствующей литературе.

Добавить комментарий для Алексей Иванович Отменить ответ