Пчёлам друг и птицам брат
12 июля – 25 лет со дня кончины святого Паисия Святогорца
Окажись мы в келье старца Паисия при его жизни, нам бы стало даже немного страшно и мы бы от души пожалели бедного хозяина: ни удобной кровати, ни стола… Но скудная жизнь старцу была по сердцу. Как странник или солдат, он умел обходиться несколькими вещами. Зато было у него сокровище – такая любовь к Богу, людям и всем Божьим твореньям, что каждый его гость вспоминал проведённые в убогой келье часы как лучшие в жизни. Ласково встречал белобородый хозяин, своими добрыми глазами в самую душу заглядывал, приглашал разделить с ним нехитрую трапезу… и становилось гостю уютно и радостно, как в детстве. Особенно полюбились всем рассказы отца Паисия про зверушек. И беседа часто протекала так.
– Геронда, к вам в келью приходят животные? – спрашивал гость.
– Как не приходят! – удивлялся отец Паисий. – Шакалы, кабаны… Иногда прибегает маленькая лисичка. Прилетают птицы стаями: большие, маленькие. Я даю им размоченные сухари, и они едят. Орехи от лукума я особо храню для птиц, которые приносят весну. Эти бедные птички начиная с зимы, когда ещё снег, поют по-весеннему, утешают. Как же они любят орехи!
Для животных человек – это Бог. Как мы просим помощи у Бога, так они просят помощи у человека. Даже дикие животные распознают человека, который их любит и сострадает им. От охотника они прячутся, а к такому человеку без боязни приближаются. Даже змеи чувствуют любовь человека и могут стать его друзьями. Если человек поставит себя на место змеи и станет ей сострадать, змея сразу это понимает и приближается к человеку как друг. Она словно говорит: «Слава Богу, вот и я наконец-то нашла друга!»
Помню, как-то раз летом в келье Честного Креста гадюка сползла с крыши на землю и свернулась передо мной кольцом. Высоко задрала голову, высунула свой язык и стала шипеть. Она страдала от жажды – было очень жарко – и угрожала мне. Она требовала воды, словно я обязан был снабжать её водой! «Да, – говорю я ей, – такой манерой поведения ты других не особо к себе располагаешь!» Потом я налил ей воды и она напилась.
– А шакалы меня прямо умиляют, – продолжал рассказывать отец Паисий. – Когда они хотят есть, плачут, словно маленькие дети. А с котятами у меня сейчас в келье просто беда! Они поняли, что каждый раз, когда звонит колокольчик, я выхожу во двор и иногда выношу им кое-какую еду. Так они теперь, когда хотят есть, дёргают за верёвку, и колокольчик звонит. Я выхожу, вижу, что они дёргают за верёвку, и кормлю их. Как же Бог всё устроил!
* * *
На Афоне многие монахи любят животных и помогают им. Отец Паисий рассказывал о старце Феофилакте из скита святого Василия, который дружил с дикими зверями:
– Как-то раз косуля, которая сломала ногу, пришла под окна его кельи и стала жалобно стонать. Старец вышел из кельи и увидел, что она протягивает ему сломанную ножку, словно показывая, где болит. Он вынес ей немного сухарей подкрепиться, взял две щепы и крепко стянул сломанное место. Потом сказал косуле: «Теперь иди с миром, а через неделю приходи, я посмотрю». Этот блаженный старец разговаривал с животным, как врач с больным человеком, потому что сам он стал человеком Божиим!
И старец Паисий был таким человеком. Звери и птицы это чувствовали.
– Птицы, куда бы я ни пошёл, следовали за мной, – рассказывал батюшка своему гостю. – Когда я забирался на скалы и начинал петь, они собирались, и я им бросал немного риса. Если мне хотелось тишины, то приходилось замолкать, потому что стоило начать петь, как птицы тут же слетались! Помню, однажды у меня схватило поясницу, пришлось несколько дней провести в постели. Так одна птичка залетела ко мне прямо в келью и села на грудь. Сидела, смотрела мне в лицо и щебетала несколько часов подряд, очень красиво. Вот было удивление!
– Что это за гул, геронда? – прислушавшись, спрашивал с опаской гость.
– Пчелиный рой поселился у меня за окном, – отвечал старец, – и теперь пчёлы так активно работают, что мне приходится терпеть по вечерам такой шум! А самим животным – что им-то приходится терпеть, бедным! Мы и неделю не смогли бы понести того послушания, какое они несут, служа человеку. Так что животные превзошли нас и в нестяжании, и в терпении.
Старец Паисий с любовью наблюдал за жизнью самых малых созданий Божьих. Например, о муравьях он так рассказывал:
– Я смотрю, как усердно и добросовестно трудятся муравьи. Ни в одном человеке нет такой тактичности, какая есть в муравьях! Молодые муравьишки тащат в муравейник мелкие палочки и много других бесполезных вещей, потому что ещё не знают, что нужно, а что нет. Взрослые муравьи им не препятствуют, но потом сами выносят всё это из муравейника. Со временем молодые начинают смотреть, что в муравейник несут старшие муравьи, и учатся. Если бы мы были на месте «стариков», то говорили бы так: «Эй ты, иди сюда, что это такое ты тащишь? Ну-ка выбрось живо!»
…Гость и о своей запутанной жизни хотел бы спросить старца. А побыл рядом с ним – и оказалось, что все вопросы сами собой разрешились, и на душе запели птички. Сколько раз такое случалось!
Святый отче Паисие, моли Бога о нас!
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий