На три тома чудес

Как труждалась и славила Господа монахиня Алипия (Антонина Николаевна Холязникова, † 2011 г.)

Нам очень нужны праведники.

(Патриарх Кирилл)

Мы встретились в 1993 г. в один из студёных зимних дней. Она стояла с ящичком для пожертвований у ворот нашего храма Адриана и Натальи, когда я бежала на службу. Служба закончилась, а маленькая женщина в пуховом платке, чёрном плаще поверх тёплой кофты и залатанном подряснике стояла на своём посту вся в снегу. Мне стало её очень жаль. Принесла термос с горячим чаем и сушки. Так и познакомились. Выяснилось, что она монахиня в миру, зовут Алипия. Так же, как и Алипий Печерский, она писала иконы, когда их было ещё мало в продаже, в основном для себя. И было в них что-то очень трогательно-чистое, детское, как и ясные голубые глаза Антонины.

Монахиня Алипия

До воцерковления она работала руководящим сотрудником, была успешна, дорого и модно одевалась, сама водила личную «Волгу»…

Духовник благословил её на сбор пожертвований на нужды восстанавливающихся монастырей, бедных сельских храмов, приютов. Ещё одним её послушанием было посещение больницы для престарелых, где её всегда ждали – так много тепла, любви и заботы она отдавала. В Рождество и на Пасху по два дня славила Господа в электричках Ярославской ветки и в метро – обычно на станции «Комсомольская» или в переходе от «Чистых прудов» к «Тургеневской». «Надо славить Господа! Господь услышит и скажет: “Кто это там у Меня пищит в подземелье?”» – так говорила Антонина перед походом в метро, где пела чистым звонким голосом часа по три-четыре.

Ей было очень непросто: прогоняла милиция, бывали резкие выпады от пассажиров, а подавал милостыню только каждый двадцатый. Там, в метро, можно было и без статистики определить, каков процент воцерковлённых в России. У Антонины всегда с собой были пакетики с конфетами и печеньем для бомжей и кулёчек с крестиками на верёвочках. «Крещёный? Крестик носишь? – спрашивала она у подававших. – Подожди, сейчас достану». Спросит имя, чтобы помолиться, наденет и по-матерински перекрестит. А в электричках обнимет курящих в тамбуре девушек: «Девчушечки мои дорогие, бросить бы вам это нехорошее дело…» И, чувствуя её искреннее любящее сердце и тревогу о них, смущались, становились серьёзнее девчата. Быть может, и задумывались.

Ровно за год до её кончины, на второй день Рождества Христова, она опять пришла к храму Адриана и Натальи. Но милиционеры не позволили стоять с ящичком, и Антонина переживала, что не удалось потрудиться во славу Божью – в это время она собирала пожертвования на кресты для куполов Николо-Берлюковского монастыря, где потом и обретёт вечный покой. Неожиданно после службы к ней подошла служительница храма и пожертвовала очень большую сумму – как раз примерно столько, сколько обычно жертвовал тысячный московский приход в большие праздничные дни.

За несколько лет до этого Антонина купила маленький деревенский домик в Юрьев-Польском районе Владимирской области. Домик был очень старый, щели огромные, крыша текла. Кое-как привела она его в порядок. Сажала картошку и другой овощ для себя и для трапезной перемиловском храма, где её принимали как родную (его тоже помогала строить). Каждый вечер с молитвой обходила своё владение. На крестный ход за ней непременно выходила её кошка. Урожаи у Антонины были исключительные, деревенские только изумлялись. Взялась она по благословению и за восстановление порушенного двухъярусного собора, выстроенного здесь в XIX веке владельцами усадьбы. Организовала и зарегистрировала общину, был назначен священник из Переделкино. Изредка он проезжал 500 км, служил молебен в пустом храме и быстренько возвращался к налаженному быту. Ни одной литургии за несколько лет так и не было.

Антонина очень горевала по этому поводу. Она регулярно бывала на покаянном стоянии в посёлке Тайнинка, у памятника Государю Николаю Александровичу. Этот монумент работы ныне уже почившего выдающегося русского скульптора Вячеслава Клыкова был взорван, а потом вновь воссоздан автором. Там Антонина встретила давнего знакомого – священника, который, как он сам сказал, был уже за штатом. Он согласился помогать возрождению собора. Антонина тут же вручила ему собранные 60 тысяч рублей.

Увы, доверие Антонины на этот раз не оправдалось. Как выяснилось позже, расстриженный за нарушение трудовой этики человек искусился деньгами. Только через месяц после долгих увещаний он вернул половину суммы. Антонина была в ужасе, ведь за каждую копейку милостыни она считала себя ответственной перед Богом и людьми. Она слёзно молилась Божьей Матери. И вот спустя три дня после возврата половины суммы стоит она с ящичком. К ней подходит молодая женщина и кладёт одну за другой несколько непонятных красных купюр. Антонина подумала сначала, что это украинские деньги. Потом спросила у женщины, мол, что это за деньги и почему она так много жертвует. Та ответила, что это новые пятитысячные купюры (была осень 2006 года, тогда они только вошли в оборот) и ей Божья Матерь велела отдать на храм половину того, что принёс муж, – это 40 тысяч рублей. Таким образом чудесно были возвращены утраченные деньги, да ещё и с лихвой.

Как-то Антонина сказала: «Вот когда-нибудь расскажу тебе о многих чудесах, которыми Господь радовал и укреплял. На три тома будет!» Однако унесла она с собой свой бесценный духовный опыт. Но того, что осталось, достаточно для нашей благодарной памяти о ней.

В 2009 г. монахиня Алипия сподобилась в течение полугода послужить в Горненском монастыре в Иерусалиме. Она, конечно, совершила паломничество ко всем святыням Святой Земли. Привезла в родное Болшево и бутылочку святой воды с места крещения Спасителя, с реки Иордан. И вот на светлый праздник Крещения Господня, после вечерней службы, прочитав акафист празднику, монахиня и пять её спутниц отправились на Клязьму, протекавшую прямо под балконом её дома.

Было темно и очень холодно. Но на другом берегу вдруг появился какой-то свет, вроде бы кто-то тоже шёл к реке. С благоговением, после молитвы, монахиня плеснула немного иорданской воды в незамерзающую Клязьму, и женщины стали раздеваться. Вдруг услышали страшный шум. Подняв головы, они с ужасом увидели, что вода в Клязьме поднялась волнами и… пошла вспять! Через какое-то время всё вернулось к обычному порядку вещей. По милости Божьей и по молитвам праведницы на подмосковной Клязьме случилось повторение крещенского иорданского чуда. В 2006 г. информагентство «Интерфакс» сообщило: «Около пяти тысяч паломников из разных стран мира стали свидетелями знамения на священной реке Иордан в праздник Крещения. Сразу после того, как Иерусалимский Патриарх Феофил отслужил обряд водосвятия, река Иордан забурлила и потекла вспять. Точно так же, как это случилось после крещения Христа, пишет газета “Жизнь”. Как только после молитвы серебряные кресты с обоих берегов Иордана были брошены в его спокойные воды, река забурлила. Появился водоворот, и на несколько минут течение обернулось вспять. Над Иудейской пустыней разнёсся возглас восторга пяти тысяч человек. Трудно было поверить своим глазам: как две тысячи лет назад после того, как Иисус Христос вошёл в эти воды, Иордан снова изменил своё течение».

…Монахиня Алипия слегла внезапно, за месяц до своей блаженной кончины. Она почти не принимала пищи, молилась и потихоньку угасала. Её успение 8 января 2011 г. пришлось на праздник Собора Пресвятой Богородицы. Божию Матерь она очень любила и многие годы исповеднически славила в московском многолюдии именно в эти праздничные дни. Отошла ко Господу после соборования, исповеди и причастия монахом-священником из Николо-Берлюковского мужского монастыря, восстановлению которого в последнее время помогала. На девятый день после кончины она явилась монахине, посещающей этот монастырь, – сияющая, в голубом длинном одеянии, с белоснежной улыбкой (при жизни у неё не было уже зубов, ведь к врачам она не обращалась, не брала нового паспорта и страхового полиса). «Ты к нам, Алипия?» – спросила, растерявшись, монахиня. «Нет, мне туда!» – и показала на группу, стоявшую как бы в отдалении. Это были святые. Похоронена монахиня Алипия в сосновом лесу на кладбище Николо-Берлюковского монастыря. Царствие ей Небесное и вечный покой! Не оставляй нас, матушка Алипия!

P.S. Матушка как-то принесла мне молитвы о роде, которыми хочу поделиться с вами.

Молитва 1-я. За почивший свой род

Помяни, Господи, весь почивший род мой; всех, иже от праотца нашего Адама, усопших родоначальников, прародителей, праотцев, праматерей и всех от века и до днесь почивших сродников моих по плоти, ихже имена Ты вся веси, и ослаби, остави, помилуй и прости им вся согрешения их вольная и невольная и даруй им Царствие Небесное. Аминь.

Молитва 2-я. За грехи своего рода

Господи Милосердный! Помилуй и прости меня, мою семью, моих живых и уже усопших сродников и весь усопший мой род за великие и тяжкие грехи богоотступничества, за преступление и попрание Соборной клятвы и крестоцелования народа Русского на верность богоизбранному Царскому роду, за измену и предательство на смерть Помазанника Божия – Святаго Царя Николая II Александровича и всей его Святой Семьи, за отречение от Бога и Православной Веры, за гонения на Святую Веру и Церковь, за разрушение и осквернение храмов Божиих, святынь и своего Православного Отечества, за идолопоклонство и почитание богомерзких праздников, обрядов, идолов, символов и идеалов сатанинской религии, богоборцев, за все самоубийства, убийства, колдовство, блуд, разврат, матерщину, богохульство и все аборты, совершённые в роде моём,  и за все прочие тяжкие грехи, хуления, кощунства, скверны и беззакония рода моего от века соделанные, о них же Ты вся веси, Господи. Не остави нас до конца во гресех наших погибнути, но ослаби, остави, помилуй и прости меня, мою семью, моих родителей, моих живых и усопших сродников, весь усопший мой род. Разреши соузы греха и неправды, растерзай клятву, коей мы связанны за беззакония наша, не взыщи за эти страшные грехи с меня и со всего моего рода. Аминь.

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

1 комментарий

  1. Валерий:

    Справедливости ради в список убиенных царей из второй молитвы нужно добавить царя Феодора II Годунова, Иоанна VI Романова, Петра III, Павла I, Александра II. Разве русский народ не виноват в их гибели? Ну, а неприятие паспорта и страхового полиса, как одно из условий святости, очень сомнительно. И вообще молитвы за грехи своего рода – это, хотя и не новое в Православии, но, насколько мне известно, официально не поддерживается.

Добавить комментарий для Валерий Отменить ответ