Пасха в Греции
Во всём православном мире Пасху празднуют в одно время, даже в тех Церквях, которые перешли на григорианский календарь. Сегодня мы расскажем, как это происходит в Греции.
Преддверием Воскресения Христова там, как и у нас, является Лазарева суббота, но если у нас её отмечают только в храме, греки празднуют воскрешения Лазаря довольно ярко.
Между прочим, ничто не мешает тем нашим приходам, где есть воскресные школы, перенять этот обычай. Ведь даже сейчас, хотя гонения давно закончились, христианские праздники у нас не вышли окончательно из-под спуда, за храмовую ограду, не стали общенародными, как в Греции.
Девочки по всей Греции собирают в Лазареву субботу полевые цветы и ходят из дома в дом, напевая гимны – колядки-лазаринес – в честь воскресения Лазаря:
«Расскажи нам, Лазарь, что ты видел в аду», – просят они. «Я видел страх, я видел ужасы, видел страдания и боль. Дайте мне воды, чтобы смыть яд», – отвечает святой устами детей, после чего они желают хозяевам, для которых поют колядки, сто счастливых лет жизни.
На острове Кос дети-коляды оборачиваются простынями и украшают себя жёлтыми цветами, чтобы больше походить на воскресшего Лазаря. Расплачиваются с ними сладостями, предназначенными для «лечения» маленьких «лазарей». На острове Нисирос школьники организуют театральное представление, иллюстрирующее воскресение Лазаря. Его могилу изображает корзина, которую носят по деревне. Всё, что только возможно, украшено первыми весенними цветами – они ведь тоже как бы воскресли после зимы. Все греки, как далеко бы они ни находились от родины, пекут в этот день печенье-лазарувья в виде спелёнутой фигурки святого Лазаря.
Вербное воскресенье называется в Греции Пальмовым. В этот день священники раздают прихожанам крестики из пальмовых листьев и стеблей мирта, хранящиеся потом за иконами весь год.
С Великого понедельника начинается строгий пост, когда принято посещать службы в храмах каждый день. Люди нередко отпрашиваются с работы, и руководство, как правило, идёт им навстречу. С Великого понедельника по Великую среду многие ничего не едят, лишь пьют. Во вторник хозяйки начинают готовить праздничную выпечку: куличи и сдобный хлеб в виде сплетённой косы, куда иногда вплетают пасхальные яички, булочки и печенье-кулураки в форме яичек, морских коньков – фантазию хозяек ничто не ограничивает. Священники, особенно в деревнях, начинают с этого дня ходить по домам, освящая пасхальные продукты.
Утром Великой среды в храмах служится Божественная литургия, а после полудня происходит Таинство соборования. В Великий четверг звонят колокола в знак траура, но всё остальное время Страстной седмицы они безмолвствуют, или, как говорят греки, «вдовствуют».
В этот же день красят яйца, чаще всего шелухой от красного лука, особое значение придавая первому из них, называя его яйцо Марии. Имеется в виду, что обычай красить яйца пошёл от самоотверженной ученицы Христовой Марии Магдалины. Греки считают, что оно чудотворно: кладут дома у иконы или подносят к больным женщинам, особенно беременным, и детям. Ещё в четверг в Греции пекут пасхальный хлеб в виде креста с четырьмя красными яйцами по краям и белым в центре.
Вообще к пасхальной трапезе греки готовятся очень серьёзно, памятуя не только о своих семейных столах. В супермаркетах установлены контейнеры, в которые складывают пакеты с едой для бедных. Раздают продукты и местные власти, и политические партии, а правительство иной раз выделяет по пятьсот евро миллиону нуждающихся семей.
В Страстную пятницу светская жизнь в Греции замирает окончательно. В этот День скорби закрываются госучреждения, приспускаются государственные флаги. Работать считается грехом, особенно касаться молотков и гвоздей, чтобы не уподобляться тем, кто сколачивал крест для Спасителя. Люди стараются ничего не есть и пьют воду, в которую добавляют немного уксуса, в память об уксусе, который дали распятому Христу. Те, кто всё-таки решает потрапезничать, едят суп с кунжутом и чечевицу, тоже добавляя в них уксус. По городам совершается крестный ход Эпитафия с украшенной лепестками роз и другими цветами Плащаницей. Эти цветы Христовы – Христолулува, после шествия верующие их разбирают между собой. Они считаются целебными.
В этот день страна встречает Благодатный огонь. С почётным караулом, шествием Огонь доставляют в кафедральный собор Преображения Господня в Афинах, откуда в маленьких фонариках развозят по всей стране. Незадолго до полуночи страна погружается в почти кромешную тьму, нет других огней, кроме Благодатного. Но в какой-то момент пастыри подают знак – и загораются миллионы свечей.
Так наступает долгожданная Пасха. В некоторых храмах соблюдается традиция, которая была принесена из греческих общин Малой Азии. Они просуществовали тысячи лет и исчезли в ХХ веке под давлением турецких националистов. Во время чтения евангельского рассказа о смерти и воскресении Христа народ ждёт, когда будет упомянуто о землетрясении в Иерусалиме. Как только звучат заветные слова, в церкви поднимается невообразимый шум. Молодёжь колотит палками по деревянным лестницам, старики гремят сиденьями скамеек, вдобавок прихожане раскачивают из стороны в сторону люстры-паникадила – в общем, люди очень бурно радуются Воскресению.
«Христос анести!» – восклицают священники. «Алитос анести!» – откликается народ. Ликует вся страна, небо освещается огнями фейерверков. На острове Хиос в Эгейском море есть деревня Вронтади, что переводится как «гром». Там фейерверк принимает характер «перестрелки» между двумя церквами, расположенными друг напротив друга на склонах долины. Возле каждого из храмов устанавливается горизонтально большой лист черепицы, на который выкладывают петарды. В назначенный момент петарды вылетают навстречу друг другу и сталкиваются в ночном небе.
А на острове Кос дети после полуночи ходят с амбарными ключами, заранее заряженными порохом, и колотят ими о стены. Непонятно, как у их родителей выдерживают нервы?! Наверное, привыкли. Очень интересно встречают Пасху в городке Леонидион. Прихожане заранее запасаются цветной бумагой – очень лёгкой, сродни той, которую мы зовём «папиросной». Края листов склеиваются, после чего разноцветные мешки закрепляются на каркасе из тонких прутиков дном вверх. После полуночи шары наполняются подогретым воздухом и взмывают в небо, при этом приходы негласно соревнуются, чьи шары продержатся в небе дольше.
На пасхальной службе все целуются – знакомые и незнакомые, даруя прощение друг другу за все минувшие обиды. К сожалению, обычай лобзаться на Пасху не только со знакомыми у нас в России сохранился лишь кое-где. Наверное, это неправильно, ведь все мы – православные христиане – должны быть одним телом, одной душой. После пасхальной службы в Греции не принято особо трапезничать. В субботу женщины варят суп Магирица из овечьих потрохов, с зеленью и рисом, добавляя туда яично-лимонный соус. Его едят после пасхальной службы, перед сном. Только проснувшись, начинают пировать вовсю.
В Салониках в воскресенье накрываются муниципальные праздничные столы на улицах города. Мясом, пасхальными яйцами, вином и сладким чуреком угощают местных жителей и иностранцев. Во дворах жарят на вертелах баранов, запекают коз. Ну и, конечно, бьются яйцами, стараясь не стать персонажем очередной легенды о том, как некий пройдоха всех победил с помощью деревянного яйца. Интересно, что скорлупа не выбрасывается, её закапывают в землю виноградника или полей для сохранения их плодородия. На островах в день Пасхи прежде была традиция устраивать качели, на которых парни раскачивали девушек, распевая:
Качели мои, раскачайте мне её,
Чтобы наступил вечер, а затем рассвет.
Я увидел бы её – и разум потерял.
Если девушка дозволяла парню покачаться вместе с собой, это означало, что она согласна выйти за него замуж. Сегодня этот и многие другие тысячелетние обычаи уходят в прошлое. Начало Светлой седмицы в Греции называется Понедельником любви, и в тех областях, где сильна была кровная месть, в этот день враги надрезали себе руки и смешивали кровь, после чего их статус приравнивался к статусу родных братьев. По форме это, конечно, смахивает на язычество, зато содержание самое что ни на есть христианское.
Но есть и другие, более мягкие, способы сродниться. Как рассказывает преподаватель филфака МГУ Ксения Климова, «на Пасху в Греции танцуют все, причём священник всегда выходит первым. На юге материковой Греции я собирала фольклор в деревне Перахора. Там есть два храма, и семьи чётко разделены по тому, какая семья в какой приход ходит. И вот в понедельник после Пасхи они начинали танцевать спиралевидный танец каждый в своём приходе с батюшкой во главе. Сначала по кругу в храме, потом выходили на улицу и танцевали вокруг храма. В деревне поверху проходит дорога, которая как бы соединяет эти храмы. И вот прихожане выходили, танцуя, на эту дорогу, встречались, протанцовывали лицом друг к другу, здоровались и отправлялись в противоположные храмы, танцевали там, потом возвращались и продолжали праздновать уже каждый в своём приходе. Тоже своеобразное побратимство».
«К сожалению, – говорит Ксения, – сейчас этот обычай находится в Перахоре под угрозой. Старые батюшки, которые танцевали, умерли. Церковь прислала молодых, и они отказываются танцевать. И бабушки из Перахоры этим недовольны: “Наши отцы, деды, прадеды танцевали. Все наши батюшки танцевали. А эти отказываются!”».
Празднование продолжается всю неделю. В эти дни сложно бывает кого-то застать на работе, а у детей две недели продолжаются Пасхальные каникулы. Нас в России после долгих гонений, когда успели смениться поколения, всё это удивляет. Но никто нам не мешает создать свои обычаи, взамен утраченных. Бумажные, воздушные шарики возносятся над Леонидионом едва ли более века. Не обязательно повторять, но дух христианского творчества, который привносится в праздники, в радость не только нам, но и Господу нашему.
Подготовлено по материалам православных СМИ. Хочу поблагодарить паломников и путешественников в Грецию, рассказами которых я воспользовался.
Добавить комментарий