Русский апракос
Размышления на Евангельские чтения
В ОБЪЯТИЯХ ЗЛЫХ ДУХОВ
9 июля
Мф. 12, 38– 45
Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение. Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы. Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идёт и берёт с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом (38– 41, 43– 45).
Спаситель указывает на Своё явление между иудеями… Жители Ниневии поверили пророку на слово, без всякого знамения, а Иисус Христос показал им столько знамений и чудес, так много открывал им в беседах… – и всё-таки иудеи не поверили Ему. За это они и примут осуждение… Мы, нынешние последователи Христа, можем ли дерзать искушать Господа? Земная жизнь Иисуса Христа, Его учение, чудеса, страдания, смерть, воскресение и вознесение, вся дальнейшая жизнь Церкви Христовой – не есть ли самое убедительное знамение?
Протоиерей Анатолий Кириченко
Люди не хотят поклониться своему Избавителю, и все искушают Его: «Хотелось бы нам видеть от Тебя знамение…» Видя рабство, в которое мы тоже попали, сбросив некогда благое иго Христово, видя всё наше невежество, наши бесконечные заботы, нельзя не отметить во всём этом и милости Божией. Связанные по рукам и ногам, мы, глядишь, и вздохнём иногда: «Эх, с радостью бы верил в Бога, да не научили меня! Сходил бы в церковь, да ни минуты времени нет! Постился бы, да болезни не дают». А освободи нас, что мы будем делать? Не бросимся ли сами в объятия злых духов в поисках острых ощущений?
Протоиерей Вячеслав Резников
Грешник подобен закоренелому наркоману. Когда наркоман подвергся лечению и исцелился, отнюдь не гарантируется невозможность рецидива. Из жизненного опыта известно, что при новой вспышке болезнь будет тяжелее и труднее для излечения, чем прежнее болезненное состояние. Уверовавшие на время, если их лишить веры, становятся фанатичными и циничными преследователями Церкви. А те, которые подлинно распознали своё личное призвание от Бога и всё-таки не взяли его на себя, склонны в дальнейшем это призвание высмеивать. Этим они смущают многих и сбивают их с Божественного пути. Согласно апостолу Иоанну, «от нас» вышло даже «много антихристов», но они, конечно, «были не наши» (1 Ин. 2, 18 и сл.). Посторонний не может предать Христа – для этого у него нет ни повода, ни возможности. Предают дело Христово те ветви на лозе, которые, будучи отсекаемы за их неплодоношение, высыхают и затем пылают демоническим пламенем.
Ганс Урс фон Бальтазар
ХРИСТОС, СЕЮЩИЙ ВСЮДУ
11 июля
Мф. 13, 3– 9
И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать (3– 8).
Притчу Христос предлагает для укрепления и наставления учеников Своих, чтобы они не унывали, хотя и большинство приемлющих слово их погибнут. То же было и с Самим Господом; и хотя Он наперёд знал, что так именно будет, не переставал, однако же, сеять. Но благоразумно ли, скажешь, сеять в тернии, на каменистом месте, при дороге? Конечно, в отношении к семенам и земле это было бы не благоразумно; но в отношении к душам и учению это весьма похвально. Если бы земледелец стал так делать, то справедливо заслуживал бы порицания, потому что камню нельзя сделаться землёй… но не то бывает с существами разумными. И камню можно измениться и стать плодородной землёй; и терние может быть истреблено, и семена могут расти беспрепятственно. Если бы это было невозможно, то Христос и не сеял бы. Если же такое изменение происходило не во всех, то причиной этого не сеятель, но те, которые не хотели измениться. Христос исполнил Своё дело; если же они пренебрегли Его учением, то явивший столь великое человеколюбие не виновен в том.
Святитель Иоанн Златоуст
Что означает эта притча? Она поясняет и открывает нам тайну – ту, над которой не раз задумывался каждый из нас: почему одни люди верят в Бога, а другие безразличны ко всему святому; почему одни люди с радостью воспринимают слово Евангелия, а для других оно остаётся чужой и навсегда закрытой книгой; почему от одних людей исходит свет веры, а сердца других подобны надгробному камню. Эта притча открывает нам, что семя – слово Божие – воспринимается по-разному каждым человеческим сердцем. Сердце – это центр жизни каждого человека: сердце как бы суммирует всё, что делает человек, что думает, к чему стремится, чего желает. У нас есть две памяти: память разума и память сердца. В памяти разума быстро стирается прошедшее, а в памяти сердца оно остаётся навсегда. И знаете, братия и сёстры, есть здесь удивительная взаимосвязь: как мы живём, какова наша жизнь, таково и наше сердце. Но каково сердце, такова и жизнь…
Ионинский листок, № 323
Иные семена упали на землю, где неглубоко под верхним слоем был камень, и скоро проросли, так как слой земли был тонок. Такая земля – это образ людей легкомысленных, увлекающихся, поверхностных, не способных к глубоким размышлениям, ищущих в жизни одни удовольствия. Камень – это их сластолюбивое сердце. Услышав евангельское слово, они с радостью принимают его, так как и в этом надеются найти для себя удовольствие. Они строят честолюбивые планы: собираются проповедовать Христово учение, думают, что их будут прославлять как замечательных проповедников, считают, что будут иметь последователей, что станут молитвой исцелять больных и так далее. Они не задумываются глубоко над сущностью христианства, не понимают, что христианство требует самоотречения, подвига, усилий над собой. Когда же всё это раскроется, особенно же если за последование Христову учению они будут подвергаться гонению, то такие быстро охладевают к христианству, перестают даже интересоваться им и возвращаются в своё изначальное состояние.
Архимандрит Илья (Рейзмир)
Но вот, иное семя попало в добрую землю. Святые отцы говорят, что сад – это наше сердце. Главное в жизни христианина – хранить чистоту своего сердца. А что такое «доброе сердце»? Это умение сострадать другому, радоваться его радостью и печалиться его печалью. Грешник любит себя до забвения Бога и ближнего. А праведник забывает себя ради любви к Богу и к людям.
Архимандрит Рафаил (Карелин)
Так незримый Господь ходит и ныне по вселенной… Он ходит по дорогам и распутьям, по городам и селениям, по домам и бездомьям. И каждому человеку на тропе его жизни встречается Господь… Сладкий миг. И вместе – о, какой это страшный момент! Неужели не откликнется душа? Неужели она лишь на миг всколыхнётся и разойдётся со Христом и опять поскользит по зыбкому распутью?
Священномученик Григорий Шлиссельбургский
Добавить комментарий