РАЙ И АД ДУШИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ
Мысли из сочинений преподобного Иустина (Поповича)
Человеку не дано умереть*
Человек – единственное существо во всех мирах, простёртое от ада до рая. Проследите человека на всех его путях, и вы увидите, что все его пути ведут либо в рай, либо в ад. Диапазон человеческих мыслей, человеческих чувств, человеческих расположений больше и ангельского, и дьявольского. Ангельского, потому что человек может пасть даже до дьявола; дьявольского, потому что он может подняться даже до Бога. А это означает: и зло, и добро человеческие бесконечны, вечны, ибо добро уводит его в вечное царство добра – рай, а зло – в вечное царство зла: ад.
Человек никогда не может сделать себя существом конечным, преходящим, смертным. Даже если бы он захотел, не может совершить полного самоубийства, ибо дело самоубийства само по себе есть зло и, как таковое, переносит душу самоубийцы в вечное царство зла. По самой природе своей человеческое самоощущение и самосознание бессмертно, непреходяще, вечно. Только это бессмертие, эта вечность может быть двояка: добрая или злая, Божия или дьявольская. Человеку оставлена свобода выбирать между этими двумя бессмертиями, между этими двумя вечностями. Когда начинается человеческое бессмертие? Оно начинается от зачатия человека в материнской утробе. А когда начинается человеческий рай или ад? Начинается со свободного выбора человеком Божественного добра или дьявольского зла, Бога или дьявола.
Что такое рай и ад?
Рай есть чувство Бога. Если человек чувствует в себе Бога, он уже в раю. С тех пор как Бог Слово сошёл на землю и стал человеком, рай стал самой непосредственной земной и человеческой реальностью. Если человек хочет почувствовать и узнать, что такое рай, пусть исполнит свою душу евангельским добром, евангельской любовью, евангельской правдой, евангельской истиной, евангельской молитвой и остальными евангельскими добродетелями. Практикуя евангельские добродетели, человек вносит в своё существо божественную истину, божественное добро и так переживает рай ещё здесь, на земле.
Что такое ад? Ад есть чувство дьявола. Если человек чувствует в себе дьявола, он уже в аду. Впереди дьявола всегда идут грехи, а за ними ад. Каждый грех излучает в душу человеческую понемногу зла, которое сразу же образует свой малый ад. Если человек умножает грехи в себе, привыкает к ним, его малый ад постепенно превращается во всё больший и больший, пока не захватит всю душу.
И рай, и ад суть сперва психические реальности, психические переживания, субъективные и индивидуальные, и только потом – трансцендентные реальности в ином мире.
Царство Божие внутри нас
Христос живёт в человеке через Свои Богочеловеческие добродетели. Эти добродетели постепенно проникают в душу и постепенно вытесняют из неё грех, зло, смерть и дьявола, а воцаряют добро, любовь, истину, бессмертие и Бога.
Не надо забывать: где владычествует Христос, там рай. Владычествует ли Он в твоих мыслях – смотри, ты в раю. Владычествует ли Он в твоих чувствах, твоих желаниях, в твоих делах – смотри, ты в раю. Второе название рая – Царство Божие.
Как оценить человека?
Человека можно оценить по его главной заботе. Если найдёшь в человеке его главную заботу, то отыщешь саму изюминку его существа. Человек обычно весь живёт в своей главной заботе. Все его ценности и недостатки в его главной заботе и около неё. Здесь его рай и его ад.
Где рай русской души?
Рай русской души представляют и составляют богоносцы и христоносцы земли Русской, русские святые: от святого Владимира и до Патриарха Тихона исповедника. Каждый святой есть не что иное, как возвращённый рай. А это означает, что душа отнята у греха, смерти и дьявола и соединена с Богом, его святостью и вечностью. Рай русской души в св. Сергии Радонежском и Митрофане Воронежском, в св. Филиппе Московском и Владимире Киевском, в св. Серафиме Саровском и св. Иоанне Кронштадтском, в каждом подвижнике, в каждом мученике, в каждом исповеднике, в каждом праведнике Русской земли. Дивен Бог в русских святых…
Открыть душу святым
Как русская душа может возвратить свой утраченный рай? Только одним: душа восстанавливает в себе рай, общаясь со святыми и живя в молитвенном единении с ними. Потому что святые вытесняют из неё грехи, пороки и страсти, которые делают душу адом и исполняют её Божественной истиной, любовью и правдой, тем самым превращая её в рай.
«Жития» – это продолжение «Деяний»
«Жития святых» есть не что иное, как жизнь Господа Христа, обновлённая в каждом святом. Или точнее: это жизнь Богочеловека Христа, которая переливается в Его последователей и переживается ими в Его Церкви. «Жития святых» – это святые свидетельства Деяний Апостольских, только продолженные сквозь века и века. Святые апостолы – первые святые свидетели о Господе Иисусе, а их жития – живые и бессмертные свидетельства о Евангелии Спасовом как новой жизни – благодатной, святой.
А христиане? Христиане – это люди, через которых из поколения в поколение до конца мира и века продолжается святая, богочеловеческая жизнь Христова, и все они составляют одно тело, Христово тело – Церковь.
Громоотводы смерти
«Жития святых»? Здесь мы в вечности: времени нет больше и смерти нет, потому что всё их существо исполнено воскресными божественными силами воскресшего Господа Иисуса. Среди них – мы среди единственно настоящих бессмертных на земле: они одолели все смерти, все грехи, все страсти, всех бесов, все ады. Если мы с ними, нам никакая смерть повредить не может, потому что они суть громоотводы смерти. Нет грома, которым нас может ударить смерть, если мы с ними, среди них, в них.
Уроки святости
Что же ещё такое «Жития святых»? Единственная православная педагогика. Потому что в них бесчисленным множеством евангельских способов, многовековым опытом в совершенстве разработанных, показано, как вырабатывается и выстраивается совершенная человеческая личность, совершенно идеальный человек. Без Богочеловека Христа, при всяком другом воспитательном идеале, человек навсегда остаётся существом недовершённым, существом смертным, жалким, достойным всех слёз всех очей, сколько ни есть их в Божиих мирах.
Карта Царства Божия
«Жития святых» – это своего рода православная Энциклопедия. В них можно найти всё, что потребно душе, алчущей и жаждущей вечной правды и вечной истины в этом мире. В «Житиях святых» показаны многочисленные, но всегда надёжные пути спасения, просвещения, освящения, преображения, охристовления, обожения; показаны все способы, которыми естество человеческое преодолевает грех, любой грех. От всякого греха там есть врачевство; от всякой страсти – исцеление; от всякой смерти – воскресение; от всякого диавола – избавление, от всех зол – спасение.
Молитва и заповеди
Что такое молитва к Богу? Выражение нашей любви к Богу, то есть боголюбие, первая заповедь. Что такое наша молитва к святым? Выражение нашей любви, язык нашей любви к ним, наше смирение перед ними, наша вера в них и наша надежда. Другими словами, вторая заповедь, то есть человеколюбие: любовь к обоженному человеку, сочетавшемуся со Христом и преображённому во Христе. Это отверзает дверь и всем прочим святым добродетелям и таинствам.
Тело для вечной жизни
Новый Завет вознёс тело на небывалую божественную высоту и прославил его славой, которой нет у херувимов и серафимов. Благовестие Нового Завета: смысл и цель человеческого тела в том, чтоб оно вместе с душой достигло и унаследовало вечную жизнь. И никто никогда не прославил тело людское так, как сделал это Господь Христос своим воскресением в теле, своим вознесением в теле на небо и вечным сидением в теле одесную Бога Отца. Христиане и воздают благочестивое почитание телам святых, их святым мощам, как святым храмам Духа Святого, который обитает в них своей благодатью. Но по своему безмерному человеколюбию Дух Святой пребывает Своей благодатью не только в телах святых, но и в их одежде. Так, платки и опоясания святого апостола Павла исцеляют больных и изгоняют нечистых духов… Это имеет своё божественное подтверждение и объяснение в божественной силе, которая пребывала в одеждах Спасителя, которые обвивали Его пречистое божественное тело. И даже ещё больше – слуги Его Божества творят чудеса не только телом и одеждой, но и тенью тела своего…
Главная мельница истории
Воскресение Христово есть мельница истории человечества. Что невозможно человеку, оказалось возможным Богочеловеку. Воскресение Христово – первый радикальный переворот и революция в истории человечества. Оно поделило историю на две части: в первой части царил девиз: «смерть является необходимостью»; в другой части начинает царить девиз: «бессмертие является необходимостью». Церковь – не что иное, как божественная мастерская, в которой постоянно оживляется, освежается и подкрепляется человеческое чувствование и сознание личного бессмертия и бесконечности.
Дух времени
В нашей хаотической современности одно божество всё неодолимее навязывает себя как единственного бога, это – дух времени. Перед ним день и ночь бьют поклоны измученные жители Европы и приносят ему в жертву свою совесть, свои души и жизни. Дух времени весьма сложен, он содержит в себе все противоречия современной жизни: культуру и цивилизацию, философию и науку, католицизм и протестантизм. Он содержит весь трагизм и весь комизм жизни. И, живя в соответствии с духом времени, человек разбивается о камни всех этих непримиримых противоречий. Но что самое страшное в этом – систематически организованное восстание против человеческой личности. От среды, от окружения зависит всё, а не от личных подвигов; всё, что делаешь, делаешь не ты, а среда делает через тебя; совершишь ли преступление, виновен не ты, а среда, в которой ты существуешь. Но всё это, будучи переведённым на язык славянской искренности, означает вседозволенность: позволены все пороки, все злодеяния, все преступления, все грехи, потому что всё происходящее происходит по неумолимым законам необходимости.
Пронесите дух времени нашего через Дух Вечности – что останется от нашей культуры и цивилизации, от науки и моды, от демократии и революции? Время – часть вечности; ежели оторвётся от неё – отбрасывается в невыносимо-отчаянную бессмысленность. Дух человеческий – часть Духа Вечности; ежели оторвётся от него – теряет свой вечный смысл и покой и отбрасывается в крайние мучения, где рыдания и скрежет зубов. Дух времени нашего оторвался от Духа Вечности, потому он мучится, рыдает и скрежещет зубами.
Зачем существует время?
Смысл человека в том, чтобы соединиться с Богочеловеком; смысл времени в том, чтобы переплавиться в Вечность. Дух времени нашего в обожании человека доходит до человекомании, потому Дух Вечности недооценён, оплёван и почти изгнан с нашей планеты. Похваляются человеком, европейским человеком, таким, каков он есть; но проверьте его, оцените через Богочеловека, и похвальба ваша превратится в позор ваш. Не похваляйся человеком, не похваляйся временем, ибо пеплом похваляешься.
Болезнь себяверия
Диагноз человечества нового времени поставил Достоевский самым точным и смелым образом: вера человека в самого себя – это самая опасная болезнь, которой смертельно болеет европейское общество. Обладая ясновидением пророка, он (Достоевский) неопровержимо доказывает, что человек не располагает такой силой, которая делала бы его единственным творцом, воспитателем и создателем своей личности. Более того, человек совершенно не способен использовать себя в качестве некоего эталона, с помощью которого можно было бы понять себя самого. В этом смысле все антигерои Достоевского, создатели человекобога, могли бы считаться иллюстрацией глубокой мысли апостола Павла: «Они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно».
Технология тёмной силы
Нет равных Достоевскому в мировой литературе, когда речь идёт о демонологии. Его исключительная заслуга состоит в том, что он открыл метод диавольской деятельности в сфере человеческой жизни. Этот метод виртуозно совершенен: диавольская сила таинственно растекается по человеческому существу, незаметно пропитывает собой ткани души, постепенно овладевает психическими свойствами человека. Эта сила незаметным образом полновесно участвует во всей его деятельности, хотя он самоуверенно считает себя независимым, самобытным в мыслях, чувствах и поступках. Всю свою ужасную силу диавол использует с художественным совершенством, чтобы незаметным образом сродниться с разумом человека.
Опасность самосохранения
Дух «непогрешимого» европейского человека является душой всей европейской культуры и цивилизации. Тут нет места для Богочеловека. Тут всё построено на человеке как на фундаменте всего и всё выстроено ради человека как конечной цели всего. Наука непогрешимого европейского человека провозгласила принцип самосохранения основным принципом человеческой морали. Переводя этот принцип на язык более простой, можно сказать: когда речь идёт о сохранении своей жизни – всё дозволено: и преступление, и грех, и убийство, и разбой, и людоедство. Своей «непогрешимостью» и гордой самодостаточностью европейский человек осудил себя на смерть, после которой, по законам людской логики, нет воскресения, а Европу превратил в обширное кладбище, из которого не воскресают. Но славянский всечеловек в своей евангельской грусти и в своей всечеловеческой любви чувствует, верует и знает: только благой и чудесный Богочеловек может победить смерть и европейское кладбище превратить в питомник воскресения.
Томление от собственного «я»
Нет ничего более страшного для человека, чем быть непосредственно с самим собой, и ничего нет неприятнее для человека, чем быть непосредственно с людьми, и ничего нет печальнее для человека, чем быть непосредственно с миром. Только когда человек примет Господа Христа как посредника между собой и людьми, между собой и миром, между собой и самим собой, тогда его печаль претворяется в радость, отчаяние – в восхищение и смерть – в бессмертие, тогда горькая тайна мира претворяется в сладкую тайну Божию. Поэтому в душе человека создаётся молитвенное отношение не только к Богу, но и к многострадальной твари.
Самообманы любви
Любовь к человеку – это только видимое проявление и направленность человеческой любви к Богу. Сумеет человек стяжать любовь к Богу – он в то же время сумеет и человека возлюбить. Любить человека, а не любить Бога – это в действительности самолюбие. Любить Бога, а не любить человека – это самообман.
Главное свидетельство о Боге
Святой философ Достоевского, старец Зосима, учит: существование Бога, бессмертия души и будущей жизни невозможно доказать, но возможно в этом убедиться опытом деятельной любви. Святой старец советует: «Не пугайтесь никогда собственного вашего малодушия в достижении любви… Любовь деятельная, сравнительно с мечтательностью, есть дело жестокое и устрашающее. Любовь мечтательная жаждет подвига скорого. Тут действительно доходит до того, что даже и жизнь отдают, только бы поскорей свершилось и чтобы все глядели и хвалили. Любовь же деятельная – это работа и выдержка… Но предрекаю, что в ту даже самую минуту, когда вы будете с ужасом смотреть на то, что, несмотря на все ваши усилия, вы не только не продвинулись к цели, но даже как бы от неё удалились, вы вдруг и достигнете цели и узрите ясно над собою чудодейственную силу Господа, всё время вами таинственно руководившего…»
*Подзаголовки даны редакцией
Добавить комментарий