Пока стоит земля Русская

i

Илья Муромец с картины В.М. Васнецова

Миша очень любил слушать про русских богатырей. Дедушка часто читал ему на ночь былины про Алёшу Поповича, Добрыню Никитича. Особенно полюбился Мише Илья Муромец. Это какое же терпение надо было иметь человеку – с рождения тридцать лет «сиднем сидел» Илья, крестьянский сын, на печи! А потом вдруг пришли Божьи люди – калики перехожие – и вылечили его. Подали в ковше святой водицы, испил Илья и встал на ноги, поклонился странникам до земли.

А первое, что он сделал, когда стали ходить его ноги, – пошёл «на работушку на крестьянскую», помогать отцу-матери. Корчует лес, вытаскивает пни да камни, старается вовсю. А ведь мог пойти по деревне, хвастаясь молодецкой удалью, или посвататься к красавице какой… Нет, добрый Илья сразу к стареньким своим родителям отправился. А потрудившись, взял у отца-матери благословение, сел на коня богатырского да и поехал во чисто поле – на подвиги геройские, землю Русскую защищать…

Миша очень хотел быть похожим на русского богатыря. Даже на школьной новогодней ёлке нарядился в красные шаровары и белую вышитую рубаху. Правда, шлем из папье-маше, который ему смастерила мама, был немного великоват, и приходилось его поддерживать ладонью – совсем как Илья Муромец на знаменитой картине. Миша тоже делал вид, что вглядывается вдаль: не пылит ли дорога, не скачут ли вражеские конники?

А когда в первый день нового года Миша посмотрел в церковный календарь, который повесила на стену рядом с иконами мама, он с удивлением прочёл: «1 января. Память преподобного Ильи Муромца». Миша уже знал, что преподобные – это люди особо праведной жизни, которые прославились подвигами ради Христа. Преподобными были святые Серафим Саровский, Сергий Радонежский. Оказывается, и Мишин любимый богатырь – тоже святой! А похоронен он, сказано в календаре, в пещерах Киево-Печерской лавры. «Да ведь дедушка прошлым летом был в Киеве! – вспомнил Миша. – Пойду-ка расспрошу его!»

Миша побежал на кухню, где дедушка пил чай, и спросил: «Деда, а ты знаешь, что сегодня день Ильи Муромца?» – «Садись-ка, попей тоже чайку, Мишутка, – обрадовался внуку дедушка. – Между прочим, медок-то – из Киева. Разнотравье, до чего душистый! Вот и Илья, сын Иванов, ехал по чисту полю, и такой же душистый ветер развевал его кудри… Да, о том, что был когда-то на Руси богатырь Илья Муромец, знают многие. Но не всем известно, Миша, что в старости воин–богатырь стал монахом Киево–Печерской обители.

В пещерах киевской лавры покоится – ты только подумай, Миша! – четверть всех русских святых. Здесь и Нестор-летописец, и первый иконописец Алипий… Вот и Илья тоже там лежит. К лику святых Церковь причислила его 360 лет назад.
Поклонился я ему, Ильюшеньке. Рост его не кажется огромным – на взгляд современного человека, 177 сантиметров вовсе не великанский рост. Но тогда, в XII веке, люди были мельче нынешних, и Илья был на голову выше остальных. Поразили меня руки его, Миша. Пальцы правой сложены в крестном знамении. А левая рука преподобного хранит след раны, нанесённой копьём. Настоящий монах и воин.

i1

Икона преподобного Илии Муромца

Русским ратникам пришлось постоянно сражаться с ордами кочевников на восточных рубежах нашей земли. Эта борьба была долгой и страшной, и победа требовала напряжения всех сил народа. Русские богатыри врага превосходили не оружием, не физической силой и воинским искусством, а силой духа. Они боролись за правду – потому и побеждали.

В одной из былин говорится о том, как русские богатыри по возвращении в Киев после ратных подвигов расходятся по монастырям и становятся монахами. Среди них был и Илья Муромец. В монастыре у него было прозвище Чоботок – сапожок, значит. И знаешь, Миша, почему? Как-то раз в монастырь ворвались враги, вероятно половцы, в тот момент, когда Илья обувался. Он успел надеть лишь один сапог, а другим ему пришлось обороняться от нападавших. И этим сапогом он разогнал врагов!

А когда Илья умер, он был удостоен чести быть погребённым в приделе главного храма Киевской Руси – Софийского собора, служившего тогда великокняжеской усыпальницей. Вот как почитал народ славного воина Русской земли.

В грозные для нашей Родины времена обращались наши соотечественники к преподобному Илье с молитвой о помощи. Когда началась Великая Отечественная война и враг захватил Киев, сказительница Марфа Крюкова сочинила новый сказ о русских богатырях. Будто бы в древние времена они окаменели, но пробил час – богатыри ожили и снова встали на защиту родной земли:

А и вот тогда наши богатыри
Просыпаются да пробуждаются,
Приоткрыли-то свои да очи ясные,
Они вскочили-то на резвы ноги.
Размахалися у них ручки белые,
Могучи плечи да шевелилися,
Лепота в лице переменилася,
Богатырские сердечушки
растревожились…

Голос Мишиного дедушки задрожал от волнения, и он даже смахнул слезу. У него у самого «сердечушко растревожилось».

– Да… Пей чай-то, Мишутка. Видишь, как оно… Больше восьми веков горит лампада в изголовье гробницы великого богатыря Русской земли в Киево–Печерской лавре. Как и прежде, благословляет он начало каждого нового года – 1 января. В этот день он ходит по заснеженной России, как и прежде ограждая её от врагов, от зла, от всякой беды. И так будет до тех пор, пока стоит Русская земля!

Добавить комментарий