Абхазия — страна души

Традиционную редакционную экспедицию 2010 года мы решили предпринять в Абхазию. Какой эта земля стала после войны, сохранились ли святыни, наладилась ли в ней православная жизнь?.. Об этом и многом другом мы рассказывали в очерках, опубликованых с апреля по июль 2011 года (№№ 633-639).
По-абхазски эта земля называется Апсны, то есть "Страна души". В чём же душа её? В камне древних храмов и крепостей? В воздушности горных пейзажей? В людях? Трудно проникнуться этим за несколько дней да еще в потоке туристов, чье присутствие видно на каждом шагу...
Приехали мы накануне главного церковного праздника Абхазии – дня памяти святого великомученика и целителя Пантелеимона. В этот день в Ново-Афонский Пантелеимонов монастырь традиционно съезжаются верующие со всего света. Первое, что поразило: православные церкви на фоне пышных субтропических пальм. Словно в Византии очутился. Впечатление портили лишь современно одетые туристы.
В монастыре можно встретить мужчин в юбках. Юбки им выдают на входе, чтобы прикрыть короткие летние шорты. Монахи пересекают площадь с туристами, не глядя по сторонам. Приходится мириться...
В монастыре на службе фотографировать нельзя, а внутри Иверской горы, у подножья которой стоит обитель, - пожалуйста. Только там темно, приходится снимать с большой выдержкой. Новоафонская пещера, которой несколько миллионов лет, считается самой глубокой в мире и самой большой на территории бывшего СССР, она состоит из семи огромных залов, высотой до 70 метров. "С приходом антихриста здесь сможет спрятаться всё население Абхазии", - предположил один из наших спутников.
Выйдя из хладных недр Иверской горы, Богом зданных пещер, мы поднимаемся на ее вершину, где с древнейших времен стоит Анакопийская крепость. В восьмом веке под ее стенами, возможно, решалась судьба Византийской империи: арабский завоеватель Марван-ибн-Мухаммед решил ударить византийцам в тыл, обойдя Чёрное море и захватил Армению с Грузией. Небольшой гарнизон три месяца защищал Анакопию от 60-тысячного войска арабов. А так выглядит алтарная стена храма в цитадели, в котором молились защитники.
С вершины горы Новоафонский монастырь как на ладони. В море два сторожевика, охраняющих побережье. "Давно к вам русские корабли пришли?" – спросили мы абхаза. "Не пришли, а вернулись", – ответил он. Дальше, на горизонте виден Сухум, столица республики.
В Сухуме нас принял глава Совета Сухумо-Абхазской епархии иерей Виссарион Аплиа. "Вот возглавляю брошенный корабль, - сказал он. - Если руль корабля бросить, он налетит на скалы. Я не сам возглавил, а батюшки, оставшиеся после грузинского бегства, выбрали меня. Когда мы пришли к отцу Петру лыхнинскому с просьбой возглавить нашу Церковь, он сказал: «Ты где служил? В кафедральном соборе. Вот и служи. Будет что непонятно, спрашивай, мы поможем». Вот 20 лет я и управляю. Трудно. Потому что есть такие вещи, которые, не будучи архиереем, я не могу решить. Приходится ездить к архиереям, спрашивать благословения в конкретных ситуациях".
Из Сухума отправились мы в Команский монастырь, на территории которого был похоронен святитель Иоанн Златоуст. Сюда он попал в ссылку из-за гнева византийской императрицы, посчитавшей, что его обличение суетных женщин относится конкретно к ней. Путь в Команы проходит через горные перевалы и бурные реки.
По пути в Команы в одном из горных селений спросили у местных: "Как этот храм называется?". Они ответили: "Это не храм, а каланча. Там бак с водой был". Удивляемся: "А почему она с крестами?" Отвечают: "Так мы ж христиане..."
Стенд у входа в монастырь: блюдите яко опасно!
Команская обитель выстроена на возвышенности. Во время грузино-абхазской войны она оказалась важным объектом, откуда открывался "хороший" сектор обстрела. На колокольне был установлен пулемет. Когда абхазы пошли в наступление, из храма вышел иеромонах Андрей (Курашвили) и был убит случайным осколком гранаты. Похоронен он близ храма. Рассказывают, что человек, бросивший гранату в сторону храма, погиб на следующий же день.
В обители застали настоятеля, игумена Игнатия (Киута). Он показывает нам гробницу, в которой 30 лет покоился  святитель Иоанн Златоуст. В 438 году его мощи были перенесены в Константинополь.
На другом конце Абхазии, в селе Лыхны, встретились со старейшим там священником Петром Самсоновым, прикованным к постели. Рассказал, как с началом войны все священники уехали, и он остался один. Как раздавал православные крестики боевикам с грузинской и с абхазской сторон. Говоря это, батюшка испытующе смотрел на одного из нас, словно чего-то ожидая. "Батюшка, утопил я вчера свой крестик, купаясь в море. А новый приобрести не успел", - пришлось признаться. Услышав покаянный тон, отец Петр осветился и радостно позвал своего помощника: принеси крестики из храма. Как он смог догадаться, что под футболкой с высоким воротом нет крестика?
foto-abkhaziya-13-2
В день святого Пантелеимона в Ново-Афонский монастырь на престольный праздник собралось множество народа. После богослужения была устроена трапеза. Говорились тосты... В чём душа Абхазии? В игристом свете, пронизывающим стаканчики с вином на столах? В обнимании незнакомого человека и троекратном лобызании? В словах "брат" и "сестра"? Не может человек пересказать всего, не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием. А написанные в простенках между окон лики святых будут смотреть на нас, как смотрели сто лет назад. И апостолы на огромной настенной фреске будут насыщать пятью ячменными хлебами и двумя рыбами пять тысяч человек.