О колесах, дорогах и жизненных путях

Автотрасса – территория особой опасности, и не только физической…

ЛЮДИ ГИБНУТ… ПРОСТО ТАК

Горестно, открывая новости, читать о смертельных ДТП и узнавать, что погибли знакомые. В ноябре под Сыктывкаром столкнулись два автомобиля. Погибла 25-летняя девушка, управлявшая одним из них. Новость облетает все информресурсы Коми, но первая моя реакция: это где-то далеко, меня не касается. Но оказалось, что погибла моя бывшая коллега по работе в школе Евгения Королёва. В школе она до последних дней и работала, английский преподавала. Мы в один год начали трудовую деятельность, но уже с первых дней мне казалось, будто она тут уже давно – ей сразу дали свой класс, и она хорошо справлялась с классным руководством, делом очень нелёгким. А вот с управлением автомобилем, к сожалению, не справилась: пасмурно, слой снежной каши на дороге, поворот и… 110 км/ч. Явное превышение. В августе только замуж вышла.

У Бога все живы, каждый христианин это знает, но есть повод задуматься, получая такое трагическое известие. Конечно, бессмысленно рассуждать, почему погибла Женя или кто-то другой. На всё воля Божия. Однако хочется хоть немного приблизиться к пониманию, в чём же Его воля может быть в таких случаях. Понятно, что исполнение правил дорожного движения, по сути, тоже послушание, неисполнение которого может и до гибели довести. А почему же гибнут люди, ничего не нарушавшие?

В страшных авариях лишаются жизни порой сразу по несколько человек, целые семьи. К примеру, в апреле на трассе «Вятка» в Коми при столкновении районного рейсового автобуса с грузовиком погибли шесть человек, в ноябре на участке дороги Коряжма – Виледь в Архангельской области погибли пятеро. А буквально в те самые часы, когда я пишу этот материал, вижу по сводкам ГАИ – ещё одна страшная смерть: «Двое взрослых и четырёхлетняя девочка из Коми погибли в аварии в Тотемском районе Вологодской области». В эти морозные дни за любым грузовиком, едущим по трассе, вьётся настоящая непроглядная пурга, но 28-летний водитель «Опеля» решил-таки обогнать фуру – и лоб в лоб со встречным «Ленд Ровером» из Перми… В более прочном внедорожнике обошлось без смертей: двое взрослых и двое детей – 4-летний малыш и 9-летняя девочка – получили различные травмы. А вот, кстати, об этом мы не говорим почти: выжил человек, и слава Богу, а ведь чаще всего после таких аварий люди на всю жизнь остаются инвалидами, а то и умирают вскоре – однако их смерти уже не попадают в статистику ДТП.

2_prev_original

Авария в Тотемском районе на Вологодчине

Я смотрю сводки ГИБДД за 11 месяцев прошлого года: в России на дорогах погибло почти 25 тысяч человек – целый небольшой город! Эпидемия эболы в Африке, объявленная кое-кем главной мировой опасностью, – 5 тысяч жертв, а тут в пять раз больше. Если посмотреть по Северу, получаем следующие цифры: 101 человек погиб в Коми и ровно в 10 раз больше в Ленобласти и Петербурге – 1011; 191 погиб на дорогах в Архангельской области, 201 – в Кировской, 168 – в Вологодской… Лишь в Ненецком округе картина благостная: всего двое погибших, но здесь понятно – дорог-то нет почти, не разгонишься. В общем, статистика печальная…

БОГ ПОСЕЩАЕТ НАС НА ДОРОГАХ

Понять, почему в данном конкретном случае погиб человек, трудно или даже невозможно, потому что пути Божии – не наши пути. Но всё же можно попытаться осмыслить с христианских позиций эти трагедии для собственной пользы. С этим я и обратился к отцу Сергию Минину, священнику Свято-Вознесенского храма Сыктывкара. Сам он сейчас без автомобиля, но водительские права имеет и иногда выезжает на дорогу в качестве водителя.

2

Священник Сергей Минин

– Всему в нашем мире можно дать объяснение, в том числе и жертвам ДТП, – говорит батюшка. – Людей, живущих достойно и в глубокой вере, то есть достигших праведности, Господь таким образом принимает к Себе, определив их судьбу достаточной. С грешниками тоже понятно: не дождавшись покаяния, Бог останавливает их, чтобы не допустить дальнейшего падения, чтоб они не отправили в могилу, не покалечили ещё людей. А бывает, Господь прерывает жизнь человека в назидание живым. К примеру, жена, возложившая на мужа все заботы, может в одночасье стать вдовой – для того чтобы сама в жизни познала ответственность. Открывается возможность почувствовать все тяготы жизни, почувствовать реальность и таким образом прийти к Богу. Как угодно может быть… Все беды на дорогах – для нашего совершенствования. Господь пресекает привязанность к миру, оставление человеком духовной жизни, хочет, чтобы люди вспомнили о страхе Божием.

– Нарушение правил дорожного движения и водителями, и пешеходами – это ведь определённо грех?

– Да, и разные виды нарушений имеют под собой разные виды греха. Когда человек ведёт себя на дороге безалаберно и это может иметь опасное последствие, вплоть до убийства или самоубийства, – это грех попустительства. Сама причина, по которой человек садится за руль, может быть греховной: тщеславие, сластолюбие, то есть желание удовольствий. Водитель часто возводит свой интерес – мне надо быстрее доехать – или способности – я вожу лучше других – выше безопасности, и в основе этого тоже грехи – от гордыни и поклонения кумирам до самоуверенности.

КАК НАКАЗЫВАТЬ ЗА ПЬЯНСТВО ЗА РУЛЁМ?

Самоуверенность при обгонах, превышение скорости – основные причины смертности на дорогах. Но особенно нужно выделить пьянство за рулём. Наверно, одно из тех мнений, которое способно объединить 99,9 процента россиян, как водителей, так и пешеходов, – что за пьяное вождение нужно жестоко наказывать виновных.

Ветеран нашей газеты, журналист Анатолий Саков, писал в своей повести «Вовкины звездопады» о том, где находились корни шофёрского пьянства: «Бывалый водитель, собираясь в рейс, обычно заправлялся тарелкой наваристого борща, половинкой трески с неизменным картофельным пюре и выпивал под такую закусь не менее бутылёхи дешёвой водки – “вологодского сучка”. Но это – только затравка перед рабочей сменой. Холод заставлял водителя останавливаться у первого придорожного киоска, где всегда ему нальют сто грамм… Выставит такой шоферюга в боковое окошко свою румяную от мороза и “ерша” физиономию и кричит стоящей на обочине старушке: “Бабка! Ты знаешь? – у меня такса – бутылка!”

Водитель был добрее Деда Мороза. И он же обязательно – пьяница. Мамаши предупреждали своих подрастающих дочерей: “С мужем-шофёром на порог не пущу!” Где-то в начале 50-х власти решили бороться с водительским пьянством. Народ встретил это с ухмылками: “Вы ещё с погодой поборитесь”. Никто не верил в успех кампании. А ведь получилось…»

Как ни странно, ещё несколько лет назад аналогичное неверие в возможность бороться с алкоголем за рулём то и дело озвучивалось на страницах газет. Беда наша в том, что для решения трудной задачи у нас организуется шумная кампания, которая со временем стихает, вне зависимости от того решилась проблема или нет. Вот и в прошлом году законодатели объявили новый поход против пьянства за рулём. И уже в начале января Президент подписал закон, вступающий в силу с 1 июля этого года, об уголовной ответственности за такое вождение. Минимальный срок отсидки за гибель одного человека по вине нетрезвого водителя – два года. За двоих погибших устанавливается минимальный четырёхлетний срок лишения свободы и максимальный – девять. Нововведением стало привлечение к уголовной ответственности за вождение в нетрезвом виде, даже если катастрофических последствий не было. Правда, в уголовном порядке наказываться будут только те, кто попался второй раз за год. Наказание – штраф от 200 до 300 тысяч рублей либо лишение свободы до двух лет. Не слишком-то жёстко – так считает большинство россиян. Да и трудно смириться с формулировкой «Нарушение ПДД в состоянии опьянения, повлёкшее по неосторожности смерть человека».

За месяц до принятия этого закона Думой замглавы МВД России Виктор Кирьянов высказался о бесполезности пропаганды здорового образа жизни и кампаний по борьбе с пьянством за рулём, недостаточно воздействующих на злостных нарушителей. «Предупредительные меры? Ну что предупреждать, когда по пять раз в год один и тот же человек попадается за вождение в нетрезвом виде? А потом совершает ДТП, и в результате погибают люди», – сказал Кирьянов, при этом, впрочем, допустив, что если бы не кампании по борьбе с вождением в нетрезвом виде, то ситуация могла быть ещё хуже. Кроме того, он отметил, что подавляющее большинство автолюбителей – люди сознательные. «Просто есть такая категория людей, которым всё по барабану», – добавил замминистра.

По его словам, конфискация водительского удостоверения в таких случаях не решает проблему: нарушители продолжают садиться за руль и без прав. «Вот мы и говорим о том, чтобы отбирать машину, как в США. Нужны какие-то меры против тех, кто не понимает, – сказал замглавы МВД и предложил также вариант отправки злостных нарушителей на принудительное лечение. – Если человек попадается по пять-шесть раз в год, значит, он нездоров и не должен находиться за рулём автомобиля».

Нам есть чему научиться не у далёких США, а у братской Белоруссии: там уже прошёл первый аукцион по продаже конфискованных у водителей-пьяниц автомашин. Но вот что касается «принудительного лечения» – увы, большого эффекта оно не даёт…

Спрашиваю мнение отца Сергия, как он относится к ужесточению наказания за «пьяное» вождение.

– Наказание необходимо, в том числе уголовное. Но вот мера его… Суд должен всё рассмотреть: раскаивается ли человек, какой образ жизни он ведёт, каково его семейное положение. Полгода лишения свободы за первый случай – срок немалый, возможно, «пьяный» и «протрезвится» за это время. За повторение «пьяного» вождения можно и большие сроки потом давать. Но опять же – излишнего наказания не должно быть, надо всё учесть, ведь отрывать человека от общества, от семьи нежелательно, за это время он может стать не лучше, а хуже.

«В ИКОНАХ ЕСТЬ СМЫСЛ»

Продолжаю беседу с батюшкой.
– Часто в салонах автомобилей можно увидеть иконки, а порой и целые иконостасы. И вешают их далёкие от Церкви люди, в качестве талисмана, что ли. Есть ли смысл вешать иконки, не имея веры?

– Даже от просто висящих иконок смысл есть. Тем более водитель, скорее всего, сам пожелал по каким-то причинам поместить их в свой автомобиль. Быть может, он взглянет на лики Христа, Богородицы, Николая Чудотворца и какая-никакая связь с Богом будет, какую-то частичку сердца человек для Него откроет. Хотя люди, возможно, не всегда понимают опасность согрешить при этом ещё больше и понести наказание Божие за хулу на Бога. Например, сквернословя перед этими иконами. В таком случае близкие родственники должны обличать такого водителя и даже требовать убрать иконки.

– Есть мнение, что дорога – это мужской мир, в котором женщинам не место для их же пользы…
– Женщины могут быть и более усердными, и более аккуратными водителями, нежели мужчины. В женской психологии есть, может быть, даже излишняя осторожность. С другой стороны, им присущи повышенная эмоциональность, нервность. Нужно учитывать, что сегодня женщина использует автомобиль для облегчения семейных бытовых тягот, заботясь о детях, – разве тут скажешь что-то против? Всё же водителей, полагаю, нельзя делить на мужчин и женщин. Просто нужна более строгая избирательность при приёме экзаменов и выдаче прав.

– А что касается водителей-священников?.. Частенько они искушают людей, нарушая ПДД, попадая в аварии, – общество с них спрашивает куда строже, чем с обычных водителей. Я уже не говорю о случайной смерти человека под колёсами формально невиновного водителя-иерея…

– Из бесед с другими священниками, знающими тонкости церковного права, могу сделать вывод, что духовенству лучше воздерживаться от управления автомобилем. Потому что, даже придерживаясь правил, можно невольно стать участником аварии и угрожать чьей-то жизни. При гибели человека в таких обстоятельствах священник будет немедленно лишён сана. Так должно быть, хотя, если он совершенно невиновен, в наше время ему находят оправдание для сохранения сана. Но сейчас священнику часто вынужденно приходится садиться за руль: необходимость ездить на службы в отдалённые сёла, множество дел в городе. По аналогии из церковного опыта можно вспомнить, что оружие запрещено для священства, но в случае защиты своей земли, монастыря монахам позволялось взять в руки оружие. Так и с автомобилем: нежелательно, но допустимо.

СКВОЗЬ ВОЙНУ НА ГРУЗОВИКЕ

Неисповедимы пути Господни. Кому-то в двадцать пять суждено окончить земную жизнь, а кто-то доживает до ста, проведя за рулём всю жизнь, часть из которой – под пулями и бомбами.

22 ноября 100-летний юбилей отмечал заслуженный житель города Шенкурска Архангельской области Геннадий Семёнович Добрынин. Всю жизнь проработал он водителем в орсе. Ещё в седьмом классе Геннадий поступил на курсы шофёров. Во время призыва на военную службу серьёзная профподготовка сыграла свою роль. В 1936 году СССР заключил с Монголией договор о предоставлении помощи этой стране, в том числе и военной – для сопротивления японским войскам, сидевшим в Китае. Геннадия включили в группу из 30 водителей, которых направили в Монголию. Они доставляли элементы для пулемётных гнёзд к монгольско-китайской границе. Из Улан-Удэ до Улан-Батора и ещё 300 километров до границы с Китаем – по такому маршруту Добрынин за восемь месяцев проехал не раз. Вернувшись из армии в родной Шенкурск, устроился водителем в отдел рабочего снабжения, а в скором времени женился.

4

Г.С. Добрынин и его служебный автомобиль
(фото с сайта управления ГИБДД Архангельской области)

Но и года не прошло, как началась советско-финская война. Второй раз призвали Геннадия в армию, направили в Архангельск. Пока суд да дело, пока формировался 12-й запасной артиллерийский полк, война кончилась, и Добрынин был отправлен домой. А в 1941 году – новый призыв. Геннадий Семёнович участвовал в прорыве блокады Ленинграда, бессчётное количество раз на грузовике «ГАЗ АА» (знаменитой «полуторке») доставляя на передовую вооружение и продовольствие. Не единожды был ранен. У Мясного Бора пуля попала в дверцу машины Добрынина и срикошетила в живот. Получал он серьёзные ранения и помимо этого случая. «При налёте авиации бомба упала справа метрах в 20 от машины, – вспоминает пережитое ветеран. – Погиб старший лейтенант, сидевший со мной в кабине, а меня взрывной волной выкинуло из машины. Получил множественные осколочные ранения, но хоть жив остался». Во время войны Геннадий Семёнович был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями «За отвагу» и «За оборону Ленинграда». Победу встречал в Эстонии в звании старшего сержанта – здесь на легковой машине «ГАЗ М1» возил командование бригады.

После войны до самой пенсии трудился водителем всё в том же орсе. Сорок лет ему прослужила «копейка», и лишь пять лет назад ветеран поменял её на новую «Ладу». У Геннадия Семёновича семеро детей, восемь внуков и семь правнуков. Такой вот жизненный путь. Но, помимо семьи и работы, ещё была деятельность – общественная. Несколько десятилетий фронтовик был общественным инструктором ГАИ, одним из первых внештатных сотрудников в Шенкурском районе. Это потому что стремление к порядку у Геннадия Семёновича в крови. Но разве мало таких, как он, людей в русской глубинке? Вместо того чтобы современным гаишникам без конца сетовать на нехватку кадров, может быть, стоило бы вернуться к положительному опыту советских лет…

И всё же… В ходе нашей беседы отец Сергий озвучил, наверное, главные составляющие безопасного движения: «Контроль для человека нужен, личная ответственность и, конечно, молитва». Созвучны словам батюшки и слова ветерана из Шенкурска: «Внукам, правнукам наказываю: живите в мире и согласии. Зла никому не делайте!»

Добавить комментарий