Солдаты

29 октября мы празднуем память мученика Лонгина Сотника.

Задумаемся, насколько это обыденная для христианства и невероятная для мира история, когда человек вполне состоявшийся, далёкий от Бога бросает всё, чего достиг в жизни, и следует за Христом, не страшась гибели.

Святой мученик Лонгин Сотник

Так было и с Гаем Кассием Лонгином – офицером, который стал участником муторного, неприятного, но обычного дела – казни преступников. Он не ведал в тот момент, когда подходил ко Кресту, что истекает время прежнего бытия, что старые понятия о жизни и смерти окажутся перевёрнуты, и небо – прозрачное, но вместе с тем несокрушимое, словно лёд высоко в горах, – вдруг отверзнется, открыв путь домой, к Отцу.

Солдатами Лонгина Иисус был подвергнут бичеванию, на их глазах нёс Свой Крест и был распят на нём. Гай Кассий не мог не слышать разговора Спасителя с разбойником, и чем дальше, тем меньше центурион, ротный командир по-нашему, понимал, за что убивают этого Человека. Когда же Бог сказал: «Жажду», Лонгин велел воинам поднести к Его устам губку, пропитанную виноградным уксусом, и стал свидетелем кончины Христа.

В этот момент произошло невероятное: «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и всё бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий». Это из Евангелия от Матфея.Но точнее всех случившееся, со слов Божией Матери, описал святой Лука. «Истинно человек этот был праведник» – вот что на самом деле сказал сотник. Для римского гражданина лишь один человек мог считаться богом – император, с которым Лонгин – ветеран, участник многих сражений – был знаком лично. Тем не менее Христос его поразил.

Согласно правилам, нужно было проверить, действительно ли Он мёртв, и центурион распорядился пронзить копьём Его тело. Согласно навыкам, ударили в правый бок, как всегда поступали с противниками, – левый бок у них был обычно закрыт щитом. Существует предание, что кровь, брызнувшая из тела Спасителя, излечила зрение сотника, которое начало слабеть. Так ли это, мы не знаем. «Копьё Лонгина» считается священной реликвией. В нескольких Церквях утверждают, что оно хранится у них. Но гадать, какое из них настоящее, нет особого смысла. Центурион не стал бы лично орудовать копьём, да и вероятность, что оно могло заинтересовать первых христиан, сохраниться, практически отсутствует.

Почему именно Гая Кассия назначали командовать позорной казнью? Неужели он в чём-то провинился, что был избран для исполнения этой неприятной обязанности? Нет, напротив, это был лучший офицер под командованием Пилата, заслуживший своё звание делом, после многих лет службы. Дело в другом. Было опасение, что сторонники Христа поднимут восстание, что вокруг Креста развернётся сражение. Но ничего этого не произошло, если не считать явного гнева природы.

Обращение Лонгина произошло лишь после того, как в третий день Иисус воскрес. Потрясённый, центурион вновь ощутил сотрясение земли, после чего стал свидетелем того, как сошедший с неба ангел отваливает от входа в пещеру камень и присаживается на него в ожидании Христа. Когда римляне и иудеи проверили Гроб Господень, то обнаружили, что Его там больше нет, но ни Гая Кассия, ни его воинов не наказали. Если бы тело было похищено из-под стражи, их ждала бы смерть, но, судя по тому, что этого не случилось, никто не сомневался, что Сын Божий воскрес. Никто не сомневался и в Лонгине – это был не тот человек, который мог пренебречь своими обязанностями. Пилат доверял ему как себе.

Говорят, их было трое, видевших ангела: Лонгин, Исавр и Афродисий. С удивлением солдаты выслушивали иудеев, обещавших им взятку за молчание. Просто молчание. Не требовалось лгать, лишь сделать вид, будто ничего не случилось – Сын Божий не воскрес. Лонгин смотрел на этих безумцев и не понимал, во что они верят и верят ли вообще.

Ученики Христа и Мать Его радостно вслушиваются в его рассказ об ангеле и камне. Лонгин же расспрашивает их о Воскресшем, узнаёт о Его жизни, чего Он хотел и ради кого умер. Он понимает, что этот жалкий, избитый Человек на Кресте – истинный Бог, который осознанно совершил подвиг. Это невероятно, но это так.

– Я хочу креститься, – произносит, наконец, центурион.

– Мы с тобой, – говорят Исавр и Афродисий, – мы видели то же, что и ты.

Оставаться в армии после этого становится невозможно, и они, три ветерана, подают в отставку и идут в Каппадокию, где у Лонгина остались домик и небольшой виноградник. Сдали оружие и ушли, по пути рассказывая о том, что Бог посетил несчастную землю и ценою крови искупил страждущее человечество. Он взошёл на Крест, как восходят на трон. И сделал это не ради власти, а по любви, и значит, царствовать Ему теперь отныне и навеки. Шли три солдата по Малой Азии, и там, где они проходили, люди начинали думать и говорить о Христе.

Пилат же отправил письмо Тиберию о том, что их старый боевой товарищ оказался предателем. Он больше не верит, что император бог, полагая, что обрёл Бога истинного в лице распятого проповедника. Он больше не чтит государство как высшую ценность, веруя в мечту, миф, которое называет Царствием Небесным.

– Найти и убить, – ответил император.

Отряд римских воинов устремился на поиски. Однажды попросились на ночлег в один из домов, где хозяин и два его друга – старые солдаты – приняли их как своих. Накрыли стол, налили вино. Они долго говорили, довольные служивые не знали, как отблагодарить за тёплый приём. Одного не понимали: почему ветераны не хотят им помочь в поиске трёх безумцев, жалких фанатиков и бунтовщиков, обманувших доверие императора, – Лонгина, Исавра и Афродисия? Услышав эти имена, замолкают и вроде как улыбаются чему-то своему. Наутро трое отставников разбудили отряд, одетые в чистые белые туники, словно приуготовившись к смерти в бою.

– Ваш путь окончен, – сказал центурион, – вы нашли тех, кого искали. Нас зовут Лонгин, Исавр и Афродисий.

Ошеломлённые солдаты предложили им бежать.

– Мы своих не убиваем, – сказали они.

– Делайте что должно, – приказал Лонгин. – Воинский долг никто не отменял.

В последующие века многие тысячи римских воинов примут смерть за Христа. Но эти трое были первыми.

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий