Помнить и не дать повторить

30 октября в России отмечается День памяти жертв политических репрессий. Мероприятия, посвященные этому дню, прошли по всей стране, и особенно многолюдно – в местах массовой гибели заключенных ГУЛага. Несмотря на очевидные доказательства невинной гибели и страданий множества советских граждан в 30-е – 50-е годы, не умолкают голоса о «сильной руке», успехах индустриализации, а также списывание негативных моментов того времени на лишь на «перегибы на местах». Часто в спорах сторонники политики Сталина сравнивают его роль с ролью Петра Первого, этим оправдывая человеческие жертвы. Но можно ли сравнивать этих двух исторических личностей, между которыми двести лет разницы и теории гуманистов, рассказавших миру о естественном праве человека на жизнь и свободу. Можно ли было решать проблему с кадрами для строительства социализма путём бесплатной рабочей силы узников? Есть ли уверенность в том, что «сильная рука» власти не коснётся и того, кто о ней так грезит? 

В памятные места люди приходят вспомнить имена и помолиться за невинно пострадавших. 

Перед акцией «Голос памяти» протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове рассказал СМИ: «Поминовение пострадавших в этот день носит светский характер, но по сложившейся традиции священнослужителями бутовского храма после завершения воскресной литургии в храме Новомучеников и Исповедников Российских будет совершено поминальное богослужение, после которого мы выходим к расстрельным рвам и зачитываем имена более 20700 человек. Впервые такую панихиду мы совершали в 2007 году, ее служил Патриарх Алексий II».

На бывшем стрелковом полигоне НКВД в московском районе Бутово, в 1930-х годах проходили массовые расстрелы и захоронения. 

Большая очередь выстроилась из желающих поклонится Соловецкому камню на Лубянской площади. 

В Сыктывкаре траурный митинг традиционно состоялся у часовни-памятника, построенной в честь Новомучеников и Исповедников российских. Мемориал возвели восемнадцать лет назад на перекрестке улиц Кирова и Домны Каликовой вблизи места, на котором когда-то стояла Богородицкая тюремная церковь. У часовни собрались представители власти региона и города, представители фонда жертв политических репрессий «Покаяние», общественных и молодежных организаций и все те, кому небезразлична память о прошлом. 

«Митинг 30 октября начался с заупокойной литии. Многие держали в руках свечи. Холодный ветер гасил пламя, и свечи вновь поджигали от огня свечей, стоявших рядом. Так в течение всего митинга пламя свечей переходило из руки в руки», — пишет газета «Республика».
Накануне на этом же месте прошла акция «Возвращенные имена». Ее участники зачитали имена осужденных и расстрелянных по политическим статьям в 1930-е годы на территории Коми АССР. 

Богослужение в память о погибших в году репрессий прошло у памятного камня на месте разрушенного Свято-Троицкого кафедрального собора г. Архангельска. 

«Все мы — наследники страшного XX столетия, мы все ранены ужасными потрясениями и сегодня вынуждены эти болезни преодолевать, — обратился глава епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества игумен Феодосий (Нестеров) к людям, пришедшим помянуть жертв репрессий. — Кто хочет, тот может выздоравливать. Но без покаяния это невозможно, а покаяние невозможно без осмысления, без приложения добрых усилий ума и души, без правильного воцерковления. И это невозможно сделать за год — это дело всей жизни. Дай Бог нам не сходить с этого пути. Верим, что Господь не отвергает наши скромные усилия. Всех призываю трудиться, работать над своей душой. Не надо менять соседа, главное — себя». 

В Санкт-Петербурге в этот день настоятель храма великомученицы Анастасии Узорешительницы протоиерей Александр Степанов произнес слова:

«Милость и любовь Божия перекрывает, восполняет все несовершенство жизни, которое происходит на земле, — сказал отец Александр. — Независимо от убеждений те, кто жили праведно, Богом приняты. К сожалению, мы живем в удалении от Бога и того, что Он хотел бы видеть в жизни человеческой на земле. Господь хотел бы видеть, что человек — венец творения, главная ценность для всех других людей. Человек не может быть средством, разменной монетой, материалом для достижения каких-то целей, даже благородных. Когда жертвуется человек или много людей ради отвлеченных соображений — это Богу не угодно».

Добавить комментарий