Вторжение

Такого ещё не было

Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. Фото: spas-news.ru

Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий:

«Я хотел бы обратиться ко всем верным православным Украины. Не бойтесь ничего, будьте тверды в своей любви к Богу, берегите чистоту православной веры, которая является дорогой, ведущей к Богу. Любите друг друга, терпите друг друга, помогайте друг другу. Зло пройдёт, а добро будет жить вечно. Если мы будем всё терпеть, жить в любви ко всем и друг к другу, то никакое зло нас не победит. Бог есть Бог силы. А зло силы не имеет. Живите с Богом, и будем радостные, счастливые и благословенные!»

Как мы знаем, Вселенский Патриархат пытается сейчас захватить каноническую территорию Русской Церкви – Украину, что, конечно же, совершенно незаконно. Но и прежде возникали ситуации очень спорные, когда, скажем, одна Патриархия присоединяла какие-то епархии другой или даже включала в свой состав иные Поместные Церкви.

Так, Константинопольская Церковь поглотила Болгарскую, а Русская в XIX веке вернула болгарам автокефалию по их единодушной просьбе. В свою очередь, Вселенский Патриархат отнял у нас епархии в Финляндии, где христиане были испуганы тем, что в России воцарились богоборцы.

Поэтому беда не в том, что Константинопольская Церковь покусилась на чужую территорию – это неприятно, но истории известна такая практика. Беда в том, что Вселенская Патриархия действует вопреки воле Украинской Церкви – многих тысяч приходов и миллионов христиан, сохранивших верность православным канонам. УПЦ категорически против вторжения Патриарха Варфоломея в её жизнь и готовится к мученичеству и исповедничеству. Подан сигнал к началу гонений, когда против православных общин выпускают на арену раскольников, атеистов, политиканов, убийц.

Патриарх Константинопольский Варфоломей. Фото: factu.ru

Именно на них опирается Варфоломей. На беззаконную власть, воцарившуюся на Украине после переворота, на десятки тысяч украинских активистов, готовых к насилию вплоть до убийства христиан. Новая Церковь, которую создаёт сейчас Патриарх Варфоломей, нужна не православным, а филаретовцам и автокефалистам. Филаретовцы – это последователи бывшего митрополита Филарета (Денисенко), который претендовал на Русский патриарший престол, а когда не добился цели, объявил себя киевским патриархом. Автокефалисты – приходы, которые из страха, что униаты захватят их храмы, решили дистанцироваться от Русской Церкви, объявив себя национальной Церковью.

То есть создаётся Церковь не овнов, а козлищ – подобной мерзости история православия не знает. В ответ Патриарх Московский и всея Руси Кирилл больше не совершает поминовения Константинопольского Патриарха Варфоломея. Прекращено всякое сотрудничество с захватчиками, однако евхаристическое общение пока сохраняется, так как слишком велика опасность раскола мирового православия. Как мы пришли к этому?

Фанар

Фанар – так называют резиденцию главы Вселенского Патриархата в центре Стамбула. Она состоит из административных и хозяйственных зданий вокруг храма Георгия Победоносца, построенного в XVII веке на деньги русских царей. Рядом с этим местом начали особенно охотно селиться состоятельные греческие семьи, так родился этот Греческий квартал, точнее, район, не переживший крушения Российской империи. Греки, оставленные на произвол судьбы, вынуждены были бежать из страны.

Сегодня Фанар уменьшился во много раз. Мне довелось однажды наблюдать со стороны то, что от него осталось, внутрь никого не пускали. Это было угнетающе – встречать турецких военных или полицейских на входе в центр мирового православия, видеть над ним демонстративно поднятый турецкий флаг. Поясню: турецкие силовики не стерегут Патриарха, а, наоборот, охраняют его от злобы религиозных фанатиков и националистов, которых в Стамбуле немало.

Так что не стоит смеяться на тем, каким он стал жалким – этот Патриархат, претендующий на звание Вселенского. Для Бога не имеет значения, сколько миллионов человек принадлежит к той или иной Церкви. Во времена апостолов они насчитывали от нескольких сот до нескольких тысяч христиан. Но это были Церкви! Вот почему трагедия Фанара не в том, что от него мало что осталось и он вынужден ютиться среди гонителей. Его положение было бы достойно всяческого уважения, если бы однажды Константинопольская Церковь не встала на путь разрушения Православного мира.

Это началось вскоре после революции в России, в 1918 году, когда архиепископ Афинский Мелетий (Метастакис), глава Элладской Церкви, отправился в Соединённые Штаты, чтобы отнять у Американской митрополии Русской Церкви греческие приходы. Вскоре после этого он стал Вселенским Патриархом и отнял американские приходы теперь уже у Элладской Церкви. На Константинопольскую кафедру этот человек был поставлен с именем Мелетий IV и оставил по себе самую чёрную память. Митрополит Керкирский Мефодий (Кондостанос) писал о нём: «Мелетий Метаксакис – непостоянный и неспокойный властолюбивый дух, злой демон». Ещё в 1906 году он начал проявлять деятельный интерес к масонству, став членом греческой ложи «Гармония». Она состояла главным образом из националистов, утративших связь с православной традицией, вере они предпочли политику.

Именно с нелёгкой руки Патриарха Мелетия многие православные Церкви вступили на экуменический путь и перешли на новоюлианский стиль, не имеющий особых отличий от григорианского. Кратко скажем о причинах, по которым это произошло. В 1918 году Османская империя проиграла войну и распалась. Константинополь оказался в руках французов и англичан. Патриарх Мелетий возмечтал присоединить к Церкви англикан, став духовным властителем второй самой могущественной страны мира на тот момент. Это не было совсем уж безнадёжным проектом, ведь 5000 англиканских священников поставили подписи под обращением, в котором говорилось, что они не видят препятствий для соединения с православием. Слава Богу, этого не случилось. Ведь мы получили бы миллионы людей формально православных, но по сути самых либеральных протестантов в мире, которые далеко ушли сейчас не только от православия, но и от христианства.

Эти планы, как и большинство других, вынашивавшихся Мелетием, рухнули в тот момент в силу естественных причин. Люди, подобные ему, как правило, не умеют строить отношений с ближними. В 1923-м он сбежал со своей кафедры, вызывая всеобщее отвращение. К сожалению, идеи Патриарха Мелетия не исчезли вместе с ним, в том числе намерение сделать вселенских патриархов кем-то вроде Папы Римского, но только среди православных. Ещё до того как покинуть Стамбул, Мелетий, кроме Финской Церкви, отнял у Московской Патриархии Польскую Церковь, в которой состояло в тот момент около трёх с половиной миллионов русинов и белорусов, и предоставил своим Томосом автокефалию Эстонской православной митрополии.

Сменивший Мелетия Патриарх Григорий VII продолжил эту политику, поддержав обновленцев – предателей и врагов Русской Церкви, требуя, чтобы глава Русской Церкви был удалён от церковного управления, а Русское патриаршество, возобновлённое в 1917 году на Поместном Соборе, было упразднено.

Конечно, не все патриархи константинопольские после Мелетия были таковы, но если говорить о нынешнем – Варфоломее (Архондонисе), то он унаследовал немалую часть отрицательных качеств своих предшественников. В связи с этим у нас в Церкви идут разговоры о том, чтобы отринуть Вселенскую Патриархию вовсе или даже передать его полномочия Русской Церкви как самой многочисленной. Это очень опасные мечты, так как могут привести не только к расколу, но и к изоляции Московской Патриархии от большинства Церквей, прежде всего греческих.

Где может пройти разлом?

Сейчас немало говорится о том, что многие архиереи Поместных Церквей высказали поддержку каноничной Украинской Церкви, осудив действия Варфоломея. Но это лишь отдельные иерархи, в то время как Синоды отмалчиваются. Не нужно испытывать иллюзий на их счёт. Они, как правило, недовольны действиями Вселенского Патриархата, но едва ли последуют за нами в случае разрыва. Рассмотрим ситуацию в нескольких из них.

Александрийская Церковь. Патриарх Александрийский и всея Африки Феодор II – известный миссионер, лично обращавший в православие африканцев. Выпускник Одесского университета, с 1985 по 1990 годы служил на Одесском подворье Александрийского Патриархата. В то время он успел узнать, что собой представляют украинские активисты. Однажды они пытались силой ворваться в его храм. Недавно заявил, что «Украинская Церковь является неотъемлемой частью Русской Православной Церкви» и едва ли сойдёт с этой позиции. Но одновременно поддерживает нормальные, рабочие отношения с Фанаром, опасаясь раскола греческого мира.

Иерусалимская Церковь. Феофил III служил в своё время в Москве и хорошо относится к нашему народу. Но на престол Блаженнейший поставлен благодаря Вселенскому Патриарху Варфоломею и находится в большой зависимости от него, так как с Синодом своей Церкви у него далеко не простые отношения. Против Варфоломея он точно не пойдёт.

Элладская Церковь. Особого негодования действия Патриарха Варфоломея там не вызывают. Сигналы из Греции приходят достаточно плохие для нас. Резко участились случаи, когда священникам нашей Церкви власти Греции не дают визы. Самой громкой стала история, когда отказ получил митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий. А Элладская Церковь даже не пытается помочь, вразумить своих прихожан-чиновников.

Румынская Церковь. У Патриарха Даниила прекрасные отношения со Святейшем Кириллом, он категорически против украинской автокефалии, но в то же время добивается возвращения Молдавии под омофор Румынской Церкви. Нужно добавить, что отношение румынского правительства к России имеет русофобский характер, что может сказаться на окончательном решении Румынского Патриарха.

На нашей стороне находятся лишь Болгарская, Сербская, Польская и Грузинская Церкви. Но даже в их отношении нельзя быть ни в чём уверенными. Как Церковь-арбитр Вселенская Патриархия необходима, проблема лишь в её амбициях. Остаётся надеяться и молиться о том, что Господь пошлёт на престол Константинопольской Церкви мудрого, преданного Ему человека. Сплачивать Поместные Церкви нужно не против Вселенского Патриархата, а против тех или иных его безобразий.

Как развивались события

История с Томосом – документом, подтверждающим право на создание Автокефальной Церкви на Украине, – началась 14 апреля. В тот день Патриарха Варфоломея посетил представитель Госдепартамента США Сэмюэл Браунбэк, отвечающий за свободу вероисповедания. Скорее всего, именно он был автором этой идеи.

Через три дня после этого Пётр Порошенко собрал у себя лидеров депутатских фракций, объявив, что написал послание к Патриарху Варфоломею об автокефалии, и попросил немедленно проголосовать за неё в Раде. Никто не мог понять, на чём основана его уверенность, что Вселенский Патриархат пойдёт навстречу украинским политикам. Но, как показали последующие события, Порошенко заранее получил гарантии из Вашингтона. 19 апреля состоялось голосование в Раде, давшее президенту Украины полномочия добиваться Томоса, смысл которого он понимает достаточно своеобразно: «Значение Томоса выходит за пределы Украины. Это падение Третьего Рима как древнейшей концептуальной заявки Москвы на мировую гегемонию». Это говорит человек, который, желая оскорбить главного благотворителя Украинской Церкви Вадима Новинского, не смог подобрать других слов, иначе как «сука православная».

Начались визиты украинских политиков в Стамбул, а в Национальное антикоррупционное бюро Украины поступило заявление от бывшего генерального прокурора Украины Рената Кузьмина, заявившего, что «накануне визита Порошенко в Стамбул несколько богатейших людей Украины “сбросились”, чтобы ускорить процесс создания Единой Поместной Православной Церкви. Было собрано около 25 млн долларов. Они предназначались как вознаграждение Варфоломею за издание Томоса об автокефалии Украинской Православной Церкви. Однако во время встречи 9 апреля Порошенко передал ему только 10 млн долларов». «Куда делись ещё 15 млн долларов – неизвестно. Но, скорее всего, Порошенко просто присвоил их себе». Появилось мнение, что именно из-за этой истории Патриарх Варфоломей отказался посетить Киев по случаю празднования 1030-летия Крещения Руси. В результате президент Украины вынужден был расстаться с присвоенными деньгами.

Трудно сказать, имеет ли это обвинение под собой какое-то реальное основание. Это вполне может оказаться и выдумкой противников Порошенко. Однако и без этой мнимой или действительной взятки Вселенский Патриархат принял бы решение о Томосе, ведь решение принималось в Вашингтоне, а Киев и Фанар лишь подыгрывали Госдепартаменту США.

Визит Святейшего Кирилла в Стамбул, как теперь уже окончательно ясно, не дал никаких результатов. Говорят, что Патриарх Кирилл покинул Варфоломея, отказавшись от обеда. «С особым чувством молился сегодня у камня, на который ступил Иуда, чтобы лобзанием предать своего Друга, – сказал по этому поводу известный киевский священник отец Алипий Светличный. – Вспоминалось, как несколько дней тому назад Патриарх Варфоломей обнимался и лобзался со Святейшим Кириллом…»

Патриарх Варфоломей вслед Святейшему разразился какой-то совершенно дикой речью, заявив:

«Поскольку Россия как ответственная за нынешнюю болезненную ситуацию на Украине не способна решить проблему, Вселенский Патриархат взял на себя инициативу по решению проблемы в соответствии с полномочиями, предоставленными ему священными канонами и юрисдикционной ответственностью над епархией Киева, получив просьбу об этом от украинского правительства, а также повторяющиеся просьбы Патриарха Киевского Филарета об апелляции на наше рассмотрение его дела».

Обратите внимание, что Филарет здесь назван патриархом, что является откровенным фарсом. С точки зрения церковного права, Денисенко не является даже мирянином Православной Церкви. Патриарший сан он присвоил по собственной воле и с таким же успехом мог объявить себя председателем земного шара.

На протесты митрополита Онуфрия и Синода УПЦ Фанар по-прежнему не реагировал, более того, совершил новый незаконный акт – прислал на чужую каноническую территорию, вопреки воле всего православного населения Украины, своих экзархов, один из которых работает с «Украинской Автокефальной Церковью», другой с «Киевским Патриархатом» – двумя околоправославными сектами, прославившимися насильственными захватами православных храмов и другими безобразиями. Здесь мы видим новый поворот сюжета трагикомедии.

Оба экзарха принадлежат к украинским раскольничьим образованиям в Канаде и в Соединённых Штатах, в своё время незаконно принятым под омофор Вселенской Патриархией. Один из экзархов, архиепископ Памфилийский Даниил, в прошлом был греко-католиком, получившим униатское образование в Иваново-Франковске. Второй, епископ Иларион, утратил всякую связь с каноничной Украинской Церковью после окончания Киевской духовной семинарии. Оба много лет вращались в кругах бандеровцев, бежавших в Америку после войны, и, с одной стороны, идеально вписываются в тот шабаш, который четыре года происходит на Украине, с другой – не имеют не единого шанса наладить хоть какие-то, пусть неформальные, отношения с Украинской Церковью.

Ни Фанар, ни администрация президента Украины не собираются искать с православными общего языка. Единственный инструмент, на который делается ставка, – террор. Именно поэтому Украинская Церковь настроена даже против предоставления ей автокефалии Московской Патриархией. Это бессмысленно – её всё равно будут ломать, уничтожать, растлевать слабых, менять её епископат на раскольничий. Понятно, что часть священнослужителей перебежит страха ради на сторону беззаконников, остальные готовятся к трудному стоянию в истине, неизбежному после предательства Патриарха Варфоломея. Это война.

Заявив, что гонений на православных не будет, Порошенко, которому не верят даже его сторонники (столько раз он солгал за минувшие годы), тут же произнёс, что государство защитит права тех священников и верующих УПЦ МП, «которые добровольно примут решение выйти из-под Москвы, для того чтобы вместе с другими православными создавать Единую Поместную Православную Украинскую Церковь». От кого защитит? От ФСБ, что ли? Или от своих прихожан? Чтобы перевести это заявление с языка лжи, нужно всё понимать с точностью до наоборот. На православных священнослужителей будет оказано максимальное давление. Филарет Денисенко уже по-хозяйски гуляет по Киево-Печерской лавре, заявляя, что её передача – дело ближайшего будущего. Прибывший теперь уже в Киев Сэмюэл Браунбэк проводит интенсивные встречи с украинскими политиками и религиозными деятелями, предпринимая «усилия по защите и продвижению религиозной свободы». Это такой оруэлловский язык, где войну называют миром, а рабство – свободой.

Константинопольские иерархи откровенно куражатся, издеваются, напоминая, что Мазепа, переступивший через крестоцелование, умер чадом Вселенского Патриархата, так что любое предательство будет покрыто.

В ответ звучат совсем другие слова со стороны тех, кто не изменил Христу. «Будьте мужественными, – призывает украинских братьев и сестёр митрополит Варшавский и всей Польши Савва, – держитесь единства вокруг своего предстоятеля, не сдавайтесь и помните, что с вами Бог!»

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий