В единстве спасение

Санкт-Петербург, как известно, культурная наша столица. При этом в нём уживаются-конфликтуют две культуры – западноевропейская и русская. И так уж исторически сложилось, что православные здесь всё время находятся как бы в обороне: «окно в Европу» как-никак. Поэтому православные литература и периодика играют особую роль в жизни Петербурга. И вот в одночасье словно два камня выдернули из основания этой православной крепости. 16 сентября в час дня умер писатель Николай Коняев, а на следующий день в час ночи скончался от инфаркта Александр Раков – основатель и бессменный редактор старейшей в северной столице общественной газеты «Православный Санкт-Петербург».

Можно долго перечислять звания и награды Коняева, написавшего более полусотни книг, – это всё на виду. Но есть то незримое, что он делал на постах председателя Православного общества писателей Санкт-Петербурга и секретаря Правления Союза писателей России. На нём многое держалось. И кто сможет заменить в «Православном Санкт-Петербурге» Ракова, который ведал не только редакционной политикой, но и вопросами экономического выживания газеты? С 1992 года она сменила десять мест прописки, открывала и закрывала торговые киоски, искала спонсоров – и не находила. Сам Александр Григорьевич откровенно признавался:

«Если я уйду к Богу или по болезни перестану работать, то вряд ли кто сможет меня заменить. И потом я числюсь в качестве директора ООО “Православный Санкт-Петербург”. Как заменить меня? Я не знаю. Лишних денег у меня нет. Надо держаться и идти дальше, сколько Господь будет нас держать». Сказано это было в интервью «Русской народной линии» весной нынешнего года.

После отпевания протоиерей Феодор Гуряк так сказал о своём почившем прихожанине: «В прошедшее воскресенье (за полсуток до смерти. – Ред.) усопший причастился Тела и Крови Христовой. В этот день был на редкость спокоен. У меня даже возник вопрос, почему он такой. И чтобы понять это, я очень хотел с ним поговорить после литургии. Потому что раньше он часто метался и не находил покоя. И вдруг предстал таким умиротворённым, одухотворённым…»

Действительно, Александр Григорьевич был резким в поступках и общении. Однажды у нас недоразумение случилось – этак грубовато он поинтересовался у меня, делавшего веб-версию «Веры», зачем «обманываю» людей, обозначив на сайте число подписчиков – 5 тысяч. Наверно, он сверился с официальными данными «Роспечати», при этом не зная, что у «Веры» в ту пору, да и сейчас, есть и другие виды подписки – коллективная, адресная… Я и не обиделся: такой уж характер у человека – искать везде правду, в том числе и в мелочах.

Несмотря на некоторую ершистость, в главном Раков не был конфликтным – и это удивительное качество в тех условиях, в которых он работал. Бывало, я тихо радовался, что Господь судил нашей редакции, костяк которой вживую связан с Петербургом (там мы учились, а некоторые из нас впоследствии жили и работали), оказаться за тысячу вёрст, в Сыктывкаре, где нет «политических» склок между православными, люди не бьются за Григория Распутина или против «жидомасонов», нет того антихристианского окружения, которое мобилизует на «правый бой» и отвлекает от главного. А Александр Григорьевич находился в центре всего этого. И, как видно, понимал: стоит принять чью-то правоту – и широкий путь сузится до извилистой стёжки, ведущей неведомо куда. А сколько скандалов, пересудов – отвечать ли на них в православной газете?

Порой Раков казался излишне жёстким в своей принципиальности. Когда наша газета встала на защиту от незаслуженных обвинений вологодским архиереем протоиерея Василия Чугунова, Александр Григорьевич написал нам слова поддержки: мол, горжусь, что работники нашего цеха не боятся вступиться за гонимых. Но когда многие встали на защиту священника Глеба Грозовского, заподозренного в преступлении, он публиковал в газете только пресс-релизы епархии – и ни слова от себя. Хотя много лет дружил с его отцом. В этом поддерживал его и духовник отец Иоанн Миронов, который, кстати, не одобрял побег Грозовского в Израиль. В одной из своих «былинок» Раков передаёт диалог со старцем Иоанном:

«– Батюшка, там об одном священнике говорят, что…

– А ты, чадо, на кухню любишь ходить, когда там пищу готовят в чаду и гари? Ты вкушай досыта пищу духовную в храме Божием. А сплетни и есть чад кухонный, неполезный – еда бесовская».

Наверное, только так и можно сохранить единство, заповеданное нам Христом: «Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них». Накануне кончины, 12 сентября, Александр Григорьевич успел принять участие в общегородском крестном ходе, посвящённом празднику перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского. 110 тысяч православных прошли по Невскому от Казанского собора до Лавры – и можно представить, что чувствовал старый журналист! Сын боевого офицера, родившийся сразу после войны, в 1947-м, Александр Раков мог по праву считать святого Александра Невского своим духовным покровителем – и не потому, что святой князь был воителем. Перед Богом он прославил себя не военными подвигами, а верой своей и деяниями, сохранившими мир и единство в Святой Руси.

В тот день впереди крестного хода шествовал ковчежец с десницей святителя Спиридона Тримифунтского. Как вовремя эта святыня прибыла в Россию с острова Корфу! Ведь святитель известен не только чудесами, которые совершаются по молитвам к нему, но и как защитник православия на Вселенском Соборе. Прошествовав по городам России, святые мощи 21 сентября были уже в Москве, и перед ними молился наш Патриарх. В своём слове он призвал: «Будем молиться, чтобы святитель Спиридон исцелил наши недуги, душевные и телесные, своими молитвами небесными укрепил единство Церкви Православной, помог преодолеть те разделения, которые сегодня реально терзают тело Единой Святой Соборной Апостольской Церкви. Будем верить, что его предстательством ко Господу умягчены будут и злые сердца, посветлеет разум тех, кто не знает, что творит».

Оглавление выпуска   Следующая публикация →

 

Добавить комментарий