Старец Ефрем Катунакский

Книгу об афонском старце Ефреме (1912–1998) написал другой старец – Иосиф Ватопедский. В ней есть немало мыслей и духовных советов, которые о. Ефрем давал своим ученикам и посетителям.

* * *

Когда вы просите чего-то у старца и видите, что он колеблется с ответом, не пытайтесь осуществить своё желание во что бы то ни стало, потому что обязательно потерпите неудачу.

* * *

Нигде Священное Писание не предписывает оправдываться. Святые не только не оправдывались, но и добровольно страдали за других.

* * *

Молитвы, составленные своими словами, плодотворны, особенно у новоначальных. Словно исповедуясь, мы начинаем молитву так, как бы беседовали с глазу на глаз со встретившимся нам человеком. Вначале мы испрашиваем прощения за свои ошибки, а потом просим, чтобы Господь Сам научил нас тому, как творить Его волю, как избегать искушений, как освобождаться от страстей, и молим Его даровать нам то, что содействует подлинному покаянию.

* * *

Смысл подлинной и чистой молитвы заключается не в том, чтобы механически произносить слова, не чувствуя их и не слыша. Если ты сам не слышишь того, что говоришь, как услышит это Бог?

Старец Ефрем Катунакский. Фото: diakonima.gr

* * *

«Отче, я забываю творить молитву». – «Это неудивительно, чадо моё, потому что ты не умеешь этого и только теперь начинаешь учиться. Необходимы старание и настойчивость, как бывает, впрочем, и в других науках. Здесь диавол воздвигает особую брань, чтобы воспрепятствовать нашему преуспеянию. Необходимо неустанное понуждение себя».

* * *

Радость утешает, но не приближает к Богу. Она обманывает тебя, и ты забываешь об узком пути, о несении креста. Я много раз от большой радости получал вред. Скорби, искушения и утеснения очищают тебя, и ты ощущаешь близость Бога.

* * *

Из письма старца о принятии монашества:

«…Что же касается твоих дочерей, то ты не спеши. Оставь это дело, пока оно не созреет и не разрешится само собой. Нужны терпение и молитва. Когда я хотел стать монахом, родители почувствовали это и запретили мне. Отец мой даже проклял меня. Он сказал мне: “На тебе будет проклятие трёхсот восемнадцати богоносных отцов Первого Вселенского Собора, если ты пойдёшь в монахи”. Но теперь и он у меня здесь, в доме на Катунаках. Я его к тому же и постриг. Ему восемьдесят девять лет. То есть он приехал ко мне и попросил меня сделать его монахом. Я принял его и постриг. И мама моя стала монахиней. Миряне не знают монашества, потому и ни в какую не желают, чтобы дети их стали монахами».

* * *

Старец рассказывал: «Экзема, эта рана на ноге, у меня с пятнадцати лет. Я испробовал различные лекарства. Ничего не помогло. Теперь, с возрастом, рана увеличилась. Сидя на кровати боли (так я её называю), я поднимаю ногу вверх и получаю небольшое облегчение. От такого сидения на копчике у меня образовалась киста. Подумать только, это ужас что! Она производит сильную боль. В каком бы положении ты ни сидел, тебе больно.

Однажды к нам в каливу пришёл хороший певец из келии Данилеев. Нам посчастливилось отслужить с ним литургию:

– Пожалуйста, отец Даниил, спойте «Достойно есть»…

И он спел. Знаете, что я сказал тогда?

– Ты, отец Даниил, поёшь и воспеваешь Бога, прославляешь Его своим прекрасным голосом и чудным пением. А я ничего другого не могу Ему принести, кроме своей боли, которую чувствую в ноге. Если Бог помилует меня за мою боль, то помилует.

* * *

В одном монастыре служащий священник совершал каждение и, подойдя к предстоятелю, не покадил его. Когда священник пошёл дальше, предстоятель стал возмущаться. Тогда священник сказал ему:

– Прости, отец, но я не увидел тебя в стасидии.

Тут другие отцы, бывшие рядом, сказали предстоятелю, что священник прозорлив и предстоятелю лучше было бы испытать самого себя. Задумавшись, он признал, что во время каждения помысл его находился на подворье монастыря.

Святой Нектарий, что на Эгине (отец Ефрем особенно почитал святителя Нектария Эгинского), сказал девушке, пришедшей к нему за благословением стать монахиней:

– Чадо моё, у нас есть пять-десять овец, вот и паси их.

– Благословите, – ответила послушница и стала исполнять послушание.

Однажды она говорит святому:

– Старче, меня одолевают помыслы и говорят мне: «Для чего ты пришла, чтобы стать монахиней или пастухом?».

– Чадо моё, – отвечает ей святой, – когда я совершаю в церкви каждение, то вижу тебя в стасидии.

Эта монахиня, хотя и оставалась с овцами, творила молитву и находилась в церкви. В то время как предстоятель, несмотря на то что был в церкви, умом своим находился на монастырском подворье.

* * *

Каждый вечер я буду подводить итог: как прошёл мой день. Буду проводить скрупулёзный анализ, потому что диавол, которого называют «мравольвом»[1], малые упущения делает большими, а большие – малыми и незначительными.

* * *

Скорби, брате мой, и мучения – это средства, это автомобили, которые привезут нас в рай. Ничего иного не жди в этом мире. Радость и утешения сберегаются для иной жизни. Разве Христос не говорит в Евангелии: в мире будете иметь скорбь…

Из кн.: «Блаженный послушник. Жизнеописание старца Ефрема Катунакского»

[1] Мраволев – мифическое животное, полулев-полумуравей, символически изображающий также «двоедушного» человека, грешника, идущего двумя путями.

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий