Пока мы молчим

Случилась беда, свидетелем которой стала практически вся страна. Сгорая, Успенская церковь в Кондопоге отбрасывала огненные блики в каждом доме, где есть телевизор или компьютер. И нет сомнений, что Господь попустил случившееся, чтобы донести до нас что-то очень важное. Вот только увидели все разное и поняли каждый по-своему.

Одной из первых реакцией на пожар стал запрет для верующих возжигать свечи в музейном комплексе «Кижи». То есть в одном месте юный диаволопоклонник обливает храм бензином и подносит спичку, а в другом месте в ответ запрещают ставить свечи взрослым православным людям. Разумеется, это лишь способ отвести глаза и себе, и людям.

Одна из главных причин случившегося – это, конечно же, качество нашего образования, почти полностью отсечённого от старой русской культуры. Как, впрочем, и от советской, и вообще от любой, которая хоть как-то испытана на практике, достаточно сложна, чтобы развивать личность. Мы оказались «в нигде» – месте, где человека делают никем. И эти «никто» не обязательно вооружатся канистрами с бензином. Читаю отклики на призыв восстановить Успенскую церковь, а там сплошь и рядом враждебные высказывания, а главное – какая-то запредельная убогость. Этих гомункулов вырастили, воспользовавшись разделением нашего народа на множество враждующих идеологических лагерей, его невежеством, и заметно, как с каждым годом умножается число подобных существ.

Не нужно иллюзий относительно того, что у нас почти все православные, как показывают соцопросы. Многие из этих мнимых православных не веруют в воскресение Христово, зато беззащитны перед оккультизмом. Та же ситуация, кстати, среди атеистов, чаще всего весьма далёких от материалистических идей. На рубеже 90-х годов сидели полувер и невер перед телевизором, откуда какой-то тип заряжал им банку с водой, но один думал, что это мистика, а другой – что наука, вот и вся разница. С тех пор ничего не изменилось. Прошло несколько лет, и в одном из пермских храмов, принадлежащих, кажется, Министерству культуры, некие прогрессивные девицы устроили выставку чертей, точнее, поделок в виде бесов. Такое незамутнённое культурное варварство, которое нашло себе потом новые формы.

Почему так трудно это изменить? Разговаривал недавно с одним довольно известным журналистом. Он – атеист, придерживается взглядов, которые можно назвать левыми. Обрушился с несправедливой критикой на Церковь, повторяя какие-то мифы. Я объяснял ему их несостоятельность, а на требование загнать Церковь в храмовую ограду ответил примерно следующее:

– Вы ведь не только неверующий, но и патриот, государственник и, как утверждаете, сторонник здравого смысла. Ну так поймите одну простую вещь: большинство нынешних так называемых верующих – это в массе своей довольно дикие в религиозном отношении люди. Для вас они потеряны, атеизм им абсолютно неинтересен, некоторые даже не знают, что он ещё существует. Семьдесят лет вы обладали монополией на пропаганду своих идей, а на выходе – ноль: атеистов сейчас меньше, чем в 1930-е годы. Поэтому всё, чего вы добиваетесь, – это держите три четверти населения, которые считают себя верующими, в состоянии невежества. Зачем вы мешаете Церкви хоть немного окультурить их представления, чтобы они к экстрасенсам не бегали, по тоталитарным сектам не мыкались и прочих глупостей не творили? Ведь христианская культура – это другой, намного более высокий уровень, значения её не отрицали даже большевики. Без неё наша страна просто гниёт на корню. Разве это в ваших интересах?

Но нет, не убедил. Этот человек и дальше будет с нами, христианами, бороться, укрепляя позиции чиновников в системе образования, культуры и так далее. Почему он готов их терпеть? Потому что в его представлении они охранители светского государства.

Неважно, что система бессмысленна и вредна. Глаз уже замылился, не видит этого, хотя иногда у этих светских людей сползают маски, они проговориваются. Архиепископ Подольский Тихон обратил внимание на один такой пример: «Учебник “Светской этики” издательства “Просвещение”, отвечая на вопрос, что предпочтительнее – альтруизм или разумный эгоизм, предлагает детям сделать выбор в пользу эгоизма. Что можно построить на таком подходе, какие люди будут расти, исходя из таких принципов?» Речь о принципе современной российской школы, который сформулировал в 2006 году министр образования Фурсенко. Он сказал тогда, что «недостатком советской системы образования была попытка формирования человека-творца, а сейчас наша задача заключается в том, чтобы вырастить квалифицированного потребителя».

Вырастили, и понятно, что на такой основе никакого развития страны не будет. Для развития нужен  какой угодно серьёзный  фундамент: религиозный, идейный, альтруистический. Без этого ничто не спасёт. Не раз приходилось наблюдать за религиозно, идейно дезориентированными людьми. Как бы ни были они талантливы, это обыватели во всех смыслах. Они, как правило, не способны ставить перед собой невероятные задачи и добиваться их реализации. Пиво, тапочки, футбол по телевизору или женская версия этого набора всё равно окажутся притягательнее, потому что нет мотивации, которая побуждала бы их заняться чем-то всерьёз. Это те самые квалифицированные потребители, которые заполоняют сегодня всё.

Посмотрите, как травят Наталью Поклонскую. А судьи кто? Вспомним, что она единственная, кто отказался аплодировать американской делегации в Думе. Речь, естественно, не идёт о том, что нужно было освистать конгрессменов, но одно дело – вежливый приём, другое – эта сцена: господа приехали. Мы увидели людей, лишённых чувства собственного достоинства, что сказывается и на том, как они голосуют. Но именно неверы и полуверы – потребители заряжённой воды и прочих мнимостей – наиболее востребованы властью. Не только у нас – сплошь и рядом. Но мы сейчас говорим о себе. Смотрим, молчим, а потом начинает полыхать храм – послание из прошлого, когда наша земля была нашей, – и сгорает минут за пятнадцать, простояв несколько веков.

(Материал на тему пожара в Кондопоге читайте в рубрике «Событие».)

Оглавление выпуска   Следующая публикация →

Добавить комментарий