Событие на Фаворе

Книга книг

Август – месяц Преображения.

Господь Иисус взял с Собой на гору трёх учеников – Петра, Иоанна и Иакова – и повелел им пребывать в молитве, но вместо этого они уснули. Во время молитвы явились пророки Моисей и Илия, беседовавшие со Христом. Затем Господь преобразился – Его одежда заблистала белым, а лицо стало «яко солнце». С неба опустилось облако, из которого раздался глас Божий.

Карл Генрих Блох (1834-1890). «Преображение Господне»

О событиях этих пишут евангелисты Матвей, Марк и Лука, но ни один из них не даёт название той горы, на которой всё произошло. У двоих говорится только о «горе высокой». Хотя надо признать, что так же точно не названо в Библии имя горы, с которой прозвучала Нагорная проповедь.

Принято считать, что Преображение Господне произошло на горе Фавор в Нижней Галилее. Она находится в семи километрах от Назарета, одиноко возвышается посреди долины на высоту 588 метров. По очертаниям первохристиане называли её «христианским животом», на еврейском и арабском языках название горы означает «пупок». От подошвы до вершины Фавор покрыт растительностью.

Гора Фавор

По слову Ветхого Завета, на Фаворе «вечный священник» Бога Всевышнего Мелхиседек встретил хлебом и вином праотца Авраама (Быт. 14, 18–20). Пещера Мелхиседека, по преданию, находится на вершине горы.

Местом Преображения Спасителя гора Фавор была признана при святой царице Елене. Спустя три столетия после события Преображения на высшей точке Фавора была выстроена базилика в честь Преображения, а рядом чуть ниже, на месте, где спали святые апостолы, – храм в честь Моисея и Илии. Уже в седьмом веке от Рождества Христова на горе стоял большой монастырь, а впоследствии летописцы говорят уже о трёх монастырях на вершине. В IX веке к вершине Фавора поднималась длинная лестница в 4 340 ступеней. Паломники восходили по ней пешком. По не очень крутому серпантину подняться наверх могут и современные паломники. В XIII веке мусульмане полностью уничтожили все христианские строения на Фаворе, гора сделалась на много веков необитаема.

Известный комментатор Писания Уильям Баркли сомневается в том, что для молитвенного уединения Христос мог выбрать такую гору. Он писал: «Маловероятно, скорее даже невозможно, чтобы Преображение произошло на горе, на которой находилась крепость». Руины этой «мощной крепости» ныне показывают туристам с юго-восточной стороны горы – и они вовсе не впечатляют, такому строению легко затеряться в роще на склоне. Это могут утверждать люди, не бывавшие на горе и не представляющие её размеров, – даже если б там стояли пять крепостей, уединённое место найти на горе не проблема.

Вслед за Баркли некоторые современные богословы, главным образом протестантские, считают горой Преображения не Фавор, а один из отрогов горы Ермон. Это и понятно, ведь для них не имеет значения христианское предание. Между тем тот факт, что Преображение случилось на Фаворе, в первые века после Христова Воскресения был общеизвестен.

Высота г. Ермон, находящейся ныне на границе с Сирией, – 2814 м, у её склонов берёт исток река Иордан. По-арабски она называется Джебель-эш-Шейх («гора шейха), а по-еврейски – «запретная гора». На вершине её находятся развалины языческого храма. В этих местах в древности жило колено пятого сына патриарха Иакова – Дана, которое в конечном счёте пропало с лица земли. Считается, что именно из потомков этого колена родится антихрист. В ветхозаветной апокрифической Книге Еноха говорится, что ангелы, возжелавшие войти к дочерям человеческим, сделали это именно на этой горе: «И они назвали её горою Ермон, потому что поклялись на ней и изрекли дpyг дpyгy заклятия». То есть здесь прозошло одно из самых мрачных событий земной истории. Сложно представить, что здесь же совершилось Преображение Господне.

Сейчас на горе расположен горнолыжный курорт – снег на вершинах Ермона лежит несколько месяцев в году. В евангельские времена поблизости располагался «курортный» город царя Ирода – Кесария Филиппова.

На самом деле возле Ермона Христос с учениками побывал за шесть дней до Фавора. Именно там Пётр по велению Духа Святого назвал Христа Сыном Божиим.

Сторонники версии с горой Ермон ещё утверждают, что если после Преображения Иисус, идя в Иерусалим, проходил Галилею, то это говорит в пользу горы Ермон – она по пути. Вот только до Иерусалима от неё 160 км – многовато для шести дней пути в то время. А от Фавора, находившегося близ южной границы Галилеи, сто км, не так много. Почему бы Христу с учениками в таком случае не побывать в Галилее?

Тут доводы критиков традиционной точки зрения заканчиваются. Остаются только домыслы.

Ну и главное. Каждый год накануне праздника на Фаворе происходит схождение облака – так же, как это случилось в день Христова Преображения. Объяснить это явление природными причинами трудно. Для нас это, кроме прочего, свидетельство святости этого места.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий