“Был!”

Во славу Отечества

7 июля в России отмечается День воинской славы – в честь Чесменской битвы, произошедшей 7 июля 1770 года (26 июня по старому стилю). Она вошла в историю как одно из самых ярких морских сражений XVIII века и переломила ход русско-турецкой войны. Тогда наш флот одержал победу над флотом турецким, который был намного сильнее.

Художник Якоб Хаккерт. «Бой в Чесменской

Благодаря этому многовековое влияние Османской империи на Балканах наконец ослабло, а Россия получила право помогать братским православным странам.

«Честь всероссийскому флоту! Неприятельский флот атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, потопили и в пепел обратили! А сами стали во всём архипелаге господствующими!» – с такой депешей командующий флотом граф Орлов послал гонца царице Екатерине II, и тот понёсся быстрее ветра (телеграф в то время ещё не был изобретён, и никого не было быстрее гонцов на их скакунах). Государыня была довольна своими моряками: не посрамили чести молодого русского флота! Подумать только: ещё недавно провожали моряков из Кронштадта и им предстоял первый в истории русского флота переход из Балтийского моря в Средиземное –и вот уже они в одночасье уничтожили практически весь турецкий флот! Такой невероятной победы не знала не только история русского флота, но и история флотов Европы. Причём досталась она нам малой кровью: около двадцати моряков погибло с нашей стороны.

Получив такое известие, царица приняла решение ежегодно отмечать день Чесмы как национальный праздник России. Долгое время так и было.

Но это будет потом. А пока вернёмся в канун битвы. Российские корабли много дней бороздят просторы южного моря, пытаясь найти турецкий флот. Наконец обнаруживают его. Граф Алексей Орлов напишет позже, что это зрелище было ужасно: 16 линейных кораблей, 6 фрегатов и огромное количество мелких судов! Наши эскадры выглядели далеко не так внушительно. И всё-таки русские решили сразу, что называется, с лёту начать военные дейстия. Корабли выстроились не в линию, параллельно вражеским, как было принято, а под прямым углом к туркам и двинулись на врага. Напор русского флота заставил противника уйти в Чесменскую бухту.

Ночью 26 июня (7 июля) граф Алексей Орлов созвал совет флагманов. Адмирал Спиридов предложил атаковать турок брандерами. Брандеры – это суда-камикадзе. Нанимались на них исключительно добровольцы; насильно приказать пойти на брандер было невозможно. Этих судов было всего четыре. Устройство их было простым: они начинялись порохом, а затем должны были удариться в борт корабля и взорвать его. Первые три брандера турки «засекли». И вот брандер под командованием 32-летнего офицера Дмитрия Сергеевича Ильина пошёл совершенно спокойно на главный 84-пушечный линейный корабль турок. Подошли. Зацепились железными крючьями. Кинули на борт зажигательный снаряд. И совершенно спокойно на глазах у оцепеневших турок моряки спустились со своего брандера, сели на шлюпку и поплыли в сторону российской эскадры. И в этот момент корабль взорвался. Огонь перекинулся на другой, третий… Вскоре все турецкие корабли пылали. Лишь один мы взяли в плен, остальные превратились в пепел.

Обелиск над могилой лейтенанта Ильина в его родной деревне Застижье Тверской области. Поставлен в 1895 г повелением Государя Александра III. Дмитрий Ильин вышел в отставку в 1777 году в звании капитана 1-го ранга.

Вскоре после возвращения нашего флота домой стали искать, кому из живописцев поручить прославить Чесменский бой кистью. Выбор пал на немца Якоба Хаккерта, знаменитого на ту пору пейзажиста. И тут произошёл курьёз. Художник написал два полотна, они были выставлены на всеобщее обозрение. Публика была в восхищении, а вот граф Орлов нашёл несколько неточностей на картинах. Хаккерт резонно ответил на это: «Я никогда не видел, как пылают военные корабли». И тогда Орлов повелел вывести в море и взорвать корабль «Святая Варвара». Такой дорогой ценой было заплачено за реализм полотен. И по сей день шесть «чесменских» полотен кисти Хаккерта украшают Чесменский зал Петергофского музея-заповедника.

В честь Чесменской битвы императрица велела отчеканить медаль. Ею были награждены все участники сражения – от матроса до адмирала. На лицевой стороне –лаконичная надпись: «Был».

И слава русского флота была, есть и будет.

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий