Наш Царь и мы

В 1991 году в № 27 нашей газеты вышла первая публикация об Императоре Николае II, озаглавленная «Удерживающий». Мы писали: «Хотим скромно почтить память отрёкшегося Государя и его семьи, злодейски убитых большевиками в г. Екатеринбурге 17 июля 1918 года, в 1 ч. 15 мин. ночи».
И вот 27 лет спустя – столетие этой знаковой даты в истории Отечества. С тех пор о Царе вышли десятки публикаций у нас, тысячи – в других СМИ, на телевидении, в Интернете. И что? Разве что в 90-е и начале «нулевых» было какое-то движение: интеллигенция обсуждала новую для неё тему – «греха цареубийства», «предательства народа». Потом её увлекли дела иные, а в обществе появился термин «царебожники», вновь, как только разговор заходил о Царе, всплывали «кровавое воскресенье» и «позорное отреченье». В этом номере мы печатаем материал нашего корреспондента Владимира Григоряна о попытках установки в г. Кирове памятника Царской Семье. Это ещё одна грустная история. Такое ощущение, что не было написано ничего в прошедшие годы и вся просветительская работа псу под хвост.
Среди таких вот разговоров как-то я услышал: «Что вы со своим Царём носитесь как с писаной торбой, народ только раздражаете! Ведь многих расстреляли бессудно в то время. Зачем нам ваш Царь?»
В самом деле, что для нас Царь, Царская Семья?
Известно, что для коммунистического электората царство – синоним «всего плохого», в сознании другой части соотечественников это некая идеальность бытия, «всё хорошее». Даже признавая святость Государя, некоторым недостаточно просто молиться небесному заступнику, они настаивают на идее «царя-искупителя», другие же сразу переходят к самодержавной монархии, дескать, «царь грядёт», «старцы пророчествовали» и вообще Библия знает только царей.
Но вот вопрос: при чём тут расстрелянная Царская Семья?
Я тоже считаю монархию оптимальной для России. Не раз писал, что монархия – это не диктатура, царство вполне может быть и свободным, и справедливым, что важнее. Хотя тем, кто говорит, что монархия заповедана Богом, хотел бы напомнить, что в Библии еврейский народ принял эту форму правления только как необходимое зло, чтобы от соседних народов как-то обороняться. Ныне время иное, и для обороны страны цари вовсе не обязательны.
Читаю в новостях: в Августейшем семействе Британии неожиданная коллизия: 55-летний кузен королевы Елизаветы, лорд, – не буду называть имени – заявил о намерении сыграть «однополую свадьбу». Это после 16 лет традиционного брака и рождения троих детей. Да, такие вот выкрутасы нашего времени. Но разве это что-то новое? Ничуть. Вспомним участие родственников Николая II в убийстве Распутина, кутежи и те же нетрадиционные пристрастия. Невольно задумаешься: отсутствие царской семьи в наше время, может быть, даже плюс – меньше риска, ведь если царь с окружением окажутся негодными, их не сменишь, как президента с его администрацией.
Или другая идея, о которой в последние годы много говорят, – примирение. Пострадавшая Царская Семья как образ примирения «белых» и «красных». Мы, православные, очень много ошибок тут совершили: не смогли в 90-х чётко в своих высказываниях отделить антисоветизм от антибольшевизма. В результате потеряли союзников – тех, кто считает Советский Союз обществом справедливости. Но немало и тех, кто думает наоборот: чтобы снискать милость Божию к России, нельзя примирять дьявола с Богом, Советы с Церковью… При этом вопрос остаётся открытым: ну, примирились мы, даже задружились – а дальше что? Примирение не может служить идеей на долгую перспективу.
Заявить «нам нужно примирение» – всё равно что сказать «нам нужен сад». Повторяй это сколь угодно – сад не появится. Нужно искать и отбирать семена, удобрять землю, ухаживать за ростками. Вот тогда и будет сад.
Много лет назад, ещё студентом, мне довелось с отцом побывать в Тобольске. Тогда о том, что здесь отбывал ссылку Император с семьёй, нам говорили почему-то полушёпотом. Мне казалось, что город может гордиться тем, что здесь Царская Семья прожила с августа 1917 г. по апрель 1918-го (они были эвакуированы потому, что местные жители относились к пленникам сочувственно), но в городских музеях об этом невозможно было узнать. Со всем своим молодым максимализмом я решил, что живут в Тобольске, должно быть, потомки большевиков-палачей, которым наплевать. Но был неправ. Все эти годы по крохам собирались материалы, и когда я побывал в старинной столице Сибири пять лет назад, то нашёл в бывшем доме губернатора, где томились пленники, пусть и скромный, кабинет-музей Императора Николая II. А 29 апреля этого года в этом здании начал действовать Музей семьи Императора Николая II. Он станет центром проекта «Императорский маршрут».
Вспомним притчу Божию о зерне. Оно должно упасть в землю, и до поры до времени его не будет видно, и может показаться, что оно уже не живо. Но оно укрепляется в почве, даёт росток и корень – для этого нужно время. Всё настоящее совершается медленно. Постепенно и втуне совершаются изменения как человека, так и общества.
Потому не унывать надо, а растить сад. Тяжело вскапывать почву, проращивать не только цветы памяти, но и деревья добрых дел. Важно образование, просвещение людей. Но не должно быть иллюзии, что удастся просветить и убедить всех. Никогда так в истории не было: люди склонны поддерживать лишь распространённые, привычные мнения. Учёные экспериментально выяснили: если число людей в обществе с иным, каким-то новым мнением меньше 10 процентов, то эта идея почти никого не интересует. Но когда новину поддерживает уже каждый десятый, независимо от его общественного положения, изменения происходят лавиной. Вот эту десятину общества нужно нам прежде всего взращивать, чтоб изменился взгляд на подвиг и значение Царской Семьи.
Мы знаем о духовных законах, но плохо знакомы с законами, по которым живёт общество: психологическими, социальными. А ведь их, как и законы природы, тоже дал Господь. Многие из них – это, по сути, вариации на тему Христовой притчи о зерне: до поры до времени… а потом вдруг…
Есть, например, «закон разбитого окна»: если долго на улице стоит дом с разбитым окном, то через какое-то время будут разбиты и другие окна в этом доме. Мы полагаем (и это правильно), что прежде всего личность ответственна за свои поступки. Но мы недооцениваем значение обстоятельств, в которых находятся люди. В благоприятной обстановке большинство будет контролировать себя, вести прилично, а в ситуации хаоса станет разрушителем. Значит, надо «стеклить окна»: труд по облагораживанию окружающего нас мира, снижению агрессии, борьбе за справедливость – не бесполезен.
На этом долгом пути образ Императора Николая – его отношение к долгу, его верность Христу, безграничный патриотизм, образцовые отношения в семье да много ещё чего – будет нам опорой.

3 комментариев

  1. Алексей Иванович:

    Отец Николай Гурьянов предсказывал, что «Государя будут из Святых ВЫПИХИВАТЬ!» (Слово «деканонизация» он не произносил, равно как и «канонизация», говорил просто – «прославить, славить»). Когда в 2000 году Царскую Семью причислили к лику Святых на Архиерейском Соборе, я обрадовалась, а Старец сказал: «Собирайте все, что издано и написано о Царе». — Я удивилась: «Отче! Но ведь прославили, сейчас много напечатают». — Ответ Старца был суров и неожидан: «Такое, роднуша, напечатают о Царе, что и в руки не возьмешь… И еще из Святых Его будут выпихивать»…
    Слова дорогого Батюшки сбываются… И дело, как мы видим, не только в «матильдах»… Как изменяли Царю, — так и изменяют; как трусили, малодушествовали, — так и трусят; как обманывали, лгали, очерняли все Царское и Русское Святое, — так и обманывают.
    Отец Николай связывал разрушение нашей страны напрямую с цареубийством. «Мы сможем все поправить в России только после того, как осознаем весь ужас всего содеянного с Царской Семьей»…
    ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ:
    Когда отца Николая Гурьянова спросили о возможном восстановлении Монархии в России, он ответил, что «сейчас об этом и думать нечего. Если Господь сейчас дарует Царя, Его снова распнут и сожгут… Царя так и не хотят, воры!» Однажды так сказал: «Они могут «своего» поставить «царем»… Сохрани, нас, Боже от этого». Здесь уместно вспомнить предсказание преподобного Лаврентия Черниговского, что «под видом Православного Царя» может воцариться антихрист. Отец Николай предостерегал от увлеченности идеей «скорее Царя!»… Говорил: «Царя надо слезно вымолить и заслужить… А мы-то, сами видите, как живем… Царь по нам плачет, а народ о Нём и не думает». Слова Государя «кругом измена, трусость, и обман», актуальны и сегодня, прошло 100 лет — ничего не изменилось.

  2. Алексей Иванович:

    Известный Старец архимандрит Кирилл (Бородин) в свое время говорил: «Мощи Святых Царственных Мучеников были уничтожены в 1918 году на Ганиной Яме. Никаких «царских останков» нет, за исключением того, что нашел в 1919 году следователь Соколов. Выкопанные под Екатеринбургом в 1991 году останки — это кости других людей, поскольку в тех местах в 1920-е годы проводились массовые расстрелы. Кто-то в угоду определенной политике на «обретении мощей» делал деньги, кто-то имя, кто-то заметал следы, но утверждение о том, что эти кости — останки Царской Семьи, ложное». Протоиерей Николай Гурьянов, как и многие другие подвижники 20 века утверждали, что никаких «царских останков» нет, они сожжены.
    Вещественные доказательства, найденные не так давно в Брюсселе при реставрации одного из православных русских храмов. Тогда при реконструкции стены были обнаружены свинцовые цилиндры с запиской об их происхождении. В приложенной бумаге значилось, что в сосудах хранится «земля, глина, и пепел, смешанные с жировыми выделениями, которые остались при сжигании тел членов царской фамилии».
    Следователь Николай Соколов вынужден был эмигрировать из Страны Советов в начале 20-х годов прошлого века. Предполагается, что он тайно вывез с собой и землю, которую собрал около рудника, неподалеку от Ганиной Ямы. Колбы с вещественными доказательствами долгое время хранились в Париже. Позже они были вывезены в Брюссель и спрятаны в одной из стен строящегося тогда русского храма. Записи же Соколова в середине прошлого века были отправлены в Нью-Йорк, где располагался центр Русской Православной Церкви зарубежом(РПЦЗ).

  3. Алексей Иванович:

    Пьяные матросы вышли в царский сад и увидели перед собой царского сына; злорадно оскалившись, они заорали:
    — «Ну что, Царь несостоявшийся?! Эх, заживем теперь без вас!» — и засмеялись, так им хотелось унизить этого арестованного больного двенадцатилетнего ребенка.
    Но тут смех их стал резко смолкать и заглох: они увидели перед собой не больного униженного ребенка — на них смотрели глаза юного несостоявшегося Царя. Царя!
    — «И как же вы теперь заживете?»
    Они растерялись и слегка потупились перед Царевичем, а тот, вдруг улыбнувшись сказал:
    — «Христос Воскресе, братцы!».
    — «Воистину Воскресе!» — вытянувшись во весь рост, дружно грянули они…»
    (Из воспоминаний солдат охраны)
    Прошло 100 лет… Что же ты, русский народ, до сих пор так и не зажил без них…

Добавить комментарий