«Над Сионом, Святою Горою»

Если кто сегодня ругается на портящие панораму древней Москвы построенные не к месту «свечки» – безобразные, не гармонирующие с окружающей застройкой небоскрёбы, то да будет тому известно, что не мы первые и не единственные. В своё время, находясь в Иерусалиме, поразило меня, как постарались испортить архитектурный облик Иерусалима евреи. Это особенно хорошо видно со смотровой площадки Елеонской горы, которую не минует ни один паломник на Святую Землю. За спиной – «русская свеча» нашего Вознесенского монастыря, под ногами, в Кедронской долине, древнее кладбище, за стеной – старый город с золотым куполом мечети Омара, а дальше высятся безобразные обрубки небоскрёбов.

Думаю, так же смотрелся сто лет назад здесь, на панораме Иерусалима, построенный в 1910 году бенедиктинский монастырь Успения Пресвятой Богородицы около Сионских ворот: строил его немец, и храм чем-то напоминает средневековый немецкий замок. Этакий вызов гигантским куполам магометан, при этом огромная монастырская колокольня рядом напоминает минарет.

Колокольня храма католического монастыря на Сионе

Иерусалим в то время, судя по сохранившимся фотографиям, был таким уютным восточным городом с необыкновенно разной, но гармоничной архитектурой, и это аббатство Дормицион стало для того времени настоящим небоскрёбом.

* * *

Воспоминания из паломничества по Святой Земле, связанные с событием Пятидесятницы, начать пришлось с упоминания католического храма Успения неслучайно: он возведён на горе Сион, рядом с тем местом, где Дух Святой сошёл на апостолов. В конце XIX века немецкие католики выкупили участок у последнего султана Османской империи Абдул-Хамида Второго – ну и построили такое чудо.

Гора Сион

Так получилось, что сразу после смотровой площадки на Масличной горе нашей паломнической группе предстояло как раз проехать на Сион. Я смотрел в ту сторону и пытался разобраться в своих ожиданиях. Думал о чём-то почти сказочном: всё ж таки как из киевской купели пошла Русская Церковь, так Церковь вселенская берёт начало именно там.

Конечно же, вспомнил книгу Деяний апостольских: «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать». И дальше – о том, что «народ, и пришёл в смятение» и «все изумлялись и дивились». В некотором смятении я сам, предвосхищая, как окажусь в этом святом месте, ехал, а затем по узким улочкам и шёл туда вместе с группой.

И вот храм. Посредине – ряды конторских стульев с металлическими ножками, как в конференц-зале. Перед рядами – трибуна… нет, ошибся, это же аналой. Ниша, похожая на алтарь, с красивой мозаикой, без иконостаса, разумеется. По полукругу расставлены что-то вроде кушеток. На полу, прямо под ногами посетителей, мозаичная надпись – трижды слово «Агиос». По-русски это – «Свят! Свят! Свят!». Между прочим, утверждение Троичности нашего Бога. Переступая через этот круг – как-то непривычно на имя Божие наступать, – остановился на таких же изображённых мозаикой в полу знаках зодиака. Красиво, ничего не скажешь! Разнолик всё-таки христианский мир: у нас в России кто-то протестует против выисканных крестиков на полу, с языческой астрологией борется, а тут такая широта воззрений… На выходе – кафе, где можно кофе выпить, а можно бенедиктинского пива хлебнуть (говорят, славное). В жару самое то! Ни в коем случае не могу сказать, что тут плохо, неблагочестиво и т.п. Здесь молятся западные христиане, для них эта обстановка родная и понятная, должно быть. Очень по-человечески всё. Но мне было как-то не по себе, не уютно.

Добавить можно только, что, если спуститься ниже на этаж, попадаешь в храм, посвящённый Успению. Посредине зала скульптура лежащей Божией Матери на каменном постаменте, в окружении колонн, рядом в вазе всегда букет лилий.

Скульптура Божией Матери в храме Успения

Этот камень наподобие ложа, где почила Пресвятая Богородица, со слов Патриарха Иерусалимского Модеста, был местом поклонения ещё в седьмом веке. Но у русских паломников традиционно большим почитанием пользуется место погребения Божией Матери в Гефсимании.

Такой была первая часть моего путешествия на Сион. Далее мы отправились в Сионскую горницу.

* * *

Вообще географически Сион, по-арабски джабаль Сахьюн, – это небольшой, 765 метров над уровнем моря, холм на юго-западе Иерусалима, рядом с Храмовой горой. Со всех сторон Сион окружали долины, поэтому в древности здесь и была выстроена городская крепость. Само название горы означает «укрепление на холме», «цитадель». Крепость построило ещё племя иевусеев, родоначальником которых был Ханаан, один из внуков Ноя. Почему-то этот факт, имеющий подтверждение в Ветхом Завете, для значительного числа израильтян, особенно молодых, не известен – они называют основателем Иерусалима царя Давида. Но Давид лишь завоевал Иерусалим за тысячелетие до рождения Христа, переименовав его в «Град Давидов». Израиль в его время ещё только создавался, поэтому царю необходимо было быть воином. Хотя для нас Давид прежде всего автор замечательных псалмов.

Именно таким могут видеть его сейчас паломники: десять лет назад под стенами храма Успения появился бронзовый двухметровый памятник псалмопевцу, подаренный российским Фондом святителя Николая.

Скульптура царя Давида

Проект памятника утверждал Патриарх Алексий II. На нём Давид сидит с арфой в руках и чем-то напоминает сказочного Садко. Появление памятника Давиду на Сионе (с согласия городских властей, конечно) не случайно. Здесь находится его гробница. В древности считалось, что он похоронен в Вифлееме, но спустя восемь веков от Рождества Христова историки уже говорили о почитании могилы Давида на Сионе.

У памятника-подарка с надписью «Царь Давид» по-еврейски, по-русски и по-английски вскоре после установки отломали нос, а у инструмента в его руках вырвали струны, и это сделали не те, на кого можно подумать, – это не месть арабов евреям. Мусульмане-то как раз почитают Давида как пророка. Зато местные талмудисты-ортодоксы в первый же день закидали скульптуру грязью и яйцами. Накануне установки монумента раввин горы Сион Мордехай Гольдштейн заявил о несоответствии его еврейским канонам: дескать, у Давида неправильная форма ушей. И последствия от ультраортодоксов-вандалов не заставили себя ждать.

* * *

Само слово «Сион» часто ассоциируется у нас с близким по звучанию «сионизмом», не вызывающим добрых ассоциаций. Но агрессивная государственная идеология Израиля к нашему христианскому восприятию Сиона отношения не имеет. В Священном Писании гора Сион именуется жилищем и домом Божьим.

Историк Иосиф Флавий разделял Иерусалим на Нижний город, Храмовую гору и Верхний город. Последний называли Сионом. Впоследствии слово «Сион» стало синонимом всего Иерусалима.

В наши дни по горе Сион проходит южная стена Старого города Иерусалима, построенная османами в XVI веке. В ней – Сионские ворота, ведущие в Старый город. Сразу за стеной внутри – армянский и еврейский кварталы. На восточном склоне горы Сион – на месте, где, по преданию, апостол Пётр в пещере оплакивал своё отречение от Христа – находится католический храм Святого Петра.

Ну и, наконец, главная святыня – Сионская горница. В ней была совершена Тайная вечеря, последняя пасхальная трапеза Иисуса Христа с учениками. Здесь Христос омыл ноги Своим ученикам, здесь являлся Спаситель ученикам после Воскресения, здесь же произошло схождение Святого Духа в день Пятидесятницы – то есть отсюда пошла Церковь наша.

Вид на Сион с высоты птичьего полёта. Место Сионской горницы указано стрелкой

Кто предоставил ученикам Христовым это помещение для молитв? Наверно, это был тайный последователь Господа. История не сохранила имени этого состоятельного человека – ибо иметь дом здесь могли себе только богачи, готовые заплатить за превосходный вид на окрестности. В этом районе в ту пору жили первосвященники. Например, совсем рядом гора «Злого совещания»: на ней находился дом Каиафы – как написано в Евангелии от Матфея, «собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во дворе первосвященника, по имени Каиафы, и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить». Этот район, ныне носящий название Абу-Тур, и по сей день является престижным и дорогим.

Сионская горница была удобным местом для собраний учеников Христа. В числе собиравшихся здесь была также и Пречистая Дева Мария с названными братьями Господа, детьми Иосифа Обручника. Место не очень людное, помещение находится под крышей дома – всё это важно было для учеников Христовых, опасавшихся преследования со стороны первосвященников и старейшин. Вдобавок очень просторное. На пятидесятый день после Воскресения Спасителя здесь в ожидании явления Духа Святого собралось 120 человек. Здесь были апостолы и другие ученики Христа, жёны-мироносицы и Сама Матерь Божья.

В третьем часу дня по местному времени послышался шум, как будто от сильного ветра, и заполнил собою весь дом. Вслед за этим знамением с неба сошли двенадцать огненных языков – по числу апостолов – и остановились над каждым из них. У Божественного огня было необычное свойство: он ярко светил, но не жёг.

Каждый, на кого этот язык спускался, чувствовал прилив духовных сил и одновременно несказанную радость и воодушевление. Он начинал ощущать себя как бы совсем иным человеком: умиротворённым, полным энергии и любви к Богу. Это новое для учеников состояние выразилось в ликующих восклицаниях и славословии Бога. И тут обнаружилось, что апостолы – в большинстве своём малограмотные рыбаки из глухой провинции Галилеи – вдруг заговорили на разных языках и наречиях, обрели дар красноречия и убеждения. Так совершилось над апостолами крещение Духом Святым и огнём, предсказанное Иоанном Крестителем.

На иудейский праздник Пятидесятницы в Иерусалим в тот день пришло много евреев из разных стран. Сильный шум на вершине Сионской горы привлёк внимание толпы – все хотели узнать, что происходит. Иудеи обступили дом, где собрались апостолы. И тогда те поднялись на крышу Сионской горницы и стали славить Господа на разных языках. «Не все ли они галилеяне? Как они могут говорить нашими языками о великих делах Божиих?» – гудела толпа. Как ныне любое чудо Божие сопровождается циничными комментариями, обычно в Интернете, так и в ту пору в толпе нашлись циники, ставшие высмеивать учеников Христовых, дескать, ещё так рано, а они уже успели напиться вина. Тем не менее сердца людей были в ту пору куда более открыты Богу – после вдохновенной проповеди апостола Петра многие тут же всенародно покаялись в грехах и крестились. К вечеру этого дня Церковь Христова со 120 человек выросла до трёх тысяч.

* * *

За прошедшие века здание Сионской горницы разрушалось и перестраивалось.

Ещё во времена первохристиан на Сионе существовали первые христианские общины Иерусалима. Позднее здесь возникли и христианские молельные дома. В конце IV века Иерусалимская Церковь выстроила здесь величественную базилику, известную как «Святой Сион», – потолок её поддерживало 80 колонн, а главной её святыней был терновый венец Спасителя. Сама Сионская горница, Сенакулум («Трапезная»), в которой сохранялся древний алтарь, примыкала к зданию с правой стороны, не входя в него. В 614 году базилику порушили персы, после чего она снова возрождалась и снова разрушалась. В начале XIII века мусульмане окончательно снесли храм, но сама «Трапезная» уцелела.

В XIV веке король Сицилии Роберт Анжуйский за большую сумму купил у султана Дамасского весь участок, с развалинами и горницей, и подарил францисканским монахам «в вечное пользование». В 1342 году францисканцы получают статус «кустодиев» — хранителей святых мест этой земли. Над могилой Давида устраивается капелла Св. Духа в готическом стиле на втором этаже здания.

Но борьба за обладание святым местом продолжается. Так, известно, что в 1394 году король Кастилии Энрике Третий даёт деньги на восстановление могилы Давида, которую повредили мусульмане по наущению местных евреев.

В 1452 году мусульманские фанатики сообщают султану, что францисканцы незаконно сделали пристройку к Сенакулуму. Психически больной 80-летний султан Египта Джакмак изгоняет христиан, разрушает монастырское кладбище, веля разбросать кости монахов по склону горы. Частично разрушив Сионскую горницу, другую часть он превращает в мечеть. В южной стене строится михраб – ниша в стене, указывающая направление на Мекку. На нижнем этаже могилу Давида отбирают у христиан, над могилой назначается мусульманский смотритель-шейх.

После бурных веков в таком состоянии всё находилось почти до самого XX века.

* * *

Перед войной 1948 года могила царя Давида и Сионская горница были у мусульман. Отвечала за это место арабская семья Дажжани, владела им и жила там. В Сионской горнице всё так же действовала мечеть, внизу стоял каменный саркофаг, обозначавший место погребения Давида, – вход на нижний этаж был запрещён «неверным». О мусульманской истории этого помещения свидетельствует ныне надпись на стене внутри горницы, сделанная как бы от имени султана: «Во имя Аллаха милостивого и милосердного, велю очистить это место от неверных и создать мечеть, где будет упоминаться имя Бога…» Она появилась здесь после того, как османы в 1524 году изгнали францисканцев с Сиона.

На протяжении веков христиане были лишены возможности молиться в горнице. Только в 1923 году, когда контроль над Палестиной осуществляла Британия, христианам разрешили посещать верхний этаж – за отдельную плату в карман мусульман. При этом в горнице оставалась мечеть.

Может быть, потому, что в соглашение об ответственности за святые места Иерусалима, принятое в середине XIX века, не была включена Сионская горница, именно здесь всё лето и осень 1948 года шли ожесточённые бои между евреями и мусульманами. По окончании войны, в которой евреи победили, министерство по делам религий Израиля принимает решение вынести вещи и книги семьи Дажжани и произвести ремонт здания, пострадавшего от осколков и пуль. А первый глава израильского государства Бен-Гурион решает создать на Сионе «еврейское святое место». На крыше Горницы, где была обзорная площадка, оборудовали небольшое помещение – «кабинет президента», куда поместили свиток Торы. Конечно, президент там не работает, это всё символика – вроде демонстрации флага, чтоб показать, кто здесь хозяин.

Сегодня на первом этаже находится кенотаф царя Давида. Здесь место поклонения евреев: на гробницу, покрытую бархатным покрывалом с надписью: «Царь Давид жив и существует», каждый год от имени государства Израиль возлагается золотая корона. Где-то поблизости действует синагога. За нижний этаж отвечает министерство по делам религий. За верхний – министерство внутренних дел. Так что христиане тут, как и в эпоху хозяйничанья мусульман, опять на положении пасынков. Правда, помещение на втором этаже свободно для посещения.

* * *

Вот мы и входим в Сионскую горницу, столь дорогие и столь многострадальные чертоги.

Помещение Сионской горницы исторически разделено на две части. Ближайшая от входа часть – собственно горница Тайной вечери; в соседнем же помещении, которое находится несколько повыше, совершилось Сошествие Святого Духа.

Пол, отполированный миллионами ног. Кругом камень, но надо понимать, что в древности он покрыт был многочисленными коврами. Специально оборудованных мест для молитвы, тем более алтарей в горнице нет.

– В нише стоит дерево – маслина, возле него молятся иудеи, – показывает нам экскурсовод. – Христиане молятся в притворчике у небольшой колонны…

Мы, группа паломников, по доброй традиции уже вытащили книги Нового Завета и стали вслух читать сначала о том, где рассказывается о Тайной вечере, потом – о схождении Святого Духа на апостолов. Это была наша благодарность Творцу за возможность побывать здесь, прикоснуться к этим стенам, помолиться.

Наша молитва в Сионской горнице

На тот момент мы спокойно молились, пока нас не подвинула следующая экскурсионная группа. Но спустя несколько лет произошли события, связанные с визитом Папы Римского, и можно ли теперь вот так, собравшись в кружок, помолиться, непонятно.

Когда в мае 2014 года Папа Римский Франциск совершал здесь мессу, некое подобие алтаря сделали возле михраба, завесив его тканями. «Здесь родилась Церковь, родилась, чтобы отсюда выйти, – сказал он в проповеди после службы. – Отсюда она вышла, имея в руках преломлённый хлеб, перед глазами – раны Иисуса, а в сердце – Дух любви. Воскресший Иисус, посланный Отцом, в Сионской горнице излил на апостолов Свой Дух и Его силой послал их обновить лицо земли. Исход, уход не означает забвения. Церковь, уходя, сохранила память о том, что здесь произошло; Дух Утешитель напоминает нам о каждом слове, каждом жесте и разъясняет их смысл».

Понтифику для получения разрешения на эту мессу пришлось пойти на серьёзные жертвы: он почтил основоположника политического сионизма Герцля на его могиле, вложил конверт с молитвой в щель «Стены плача», выступил в синагоге с речью. Вряд ли эти жесты одобрили все католики.

Тем не менее богослужение Папы в Сионской горнице вызвало возмущение радикальных иудейских группировок. Как сообщал «Интерфакс», «в отместку было осквернено протестантское кладбище на горе Сион, распространялись надписи, оскорбляющие христиан, устраивались акты вандализма в окрестностях и кощунственные игрища во внутреннем дворе Горницы. В сентябре 2014 года постановлением МВД Израиля христианским паломникам, посещающим Горницу, запрещено совершать здесь молитвы, распевать богослужебные песнопения и в голос читать Библию». Молиться в Сионской горнице теперь разрешено только шёпотом.

Накануне визита Папы Римского еврейские раввины, подстрекатели против христиан, стали распространять слухи, будто бы правительство собирается «подарить» половину здания с Сионской горницей католикам и якобы договор подпишут во время визита. Ситуация накалилась. Один из раввинов гробницы Давида заявил о своих ощущениях, «что мы стоим на пороге великих дней искупления народа Израилева» (иносказание для выражения «конец света»), которым будут предшествовать «тяжёлые дни рождения Машиаха» (т.е. антихриста). Все эти события на Святой Земле у нас прошли практически незамеченными, потому что всё внимание было обращено к войне на Донбассе.

* * *

Справа от выхода из Сенакулумы бросается в глаза небольшая арка и мраморная колонна. На барельефе наверху колонны два пеликана, терзающие грудь третьего. В христианской символике пеликан, питающий своей плотью и кровью потомство, сравнивается с Иисусом Христом, пожертвовавшим Свою кровь ради спасения людей. Это изображение, сохранившееся со времён крестоносцев, – напоминание о том, что искупление возможно лишь через жертву. Сохранился каменный барельеф, вероятно, потому, что у мусульман пеликан считается священной птицей – по преданию, он носил камни для постройки святынь в Мекке.

Колонна с пеликанами

Но также в этом изображении пеликана есть и глубокий символ, относящийся к судьбе самой Сионской горницы. Здесь – первый алтарь нашей Церкви, и наверно, потому молитва даётся христианам только через жертву. Сколько на Сионе погибло монахов и прихожан! – тысячи. Здесь зримо Дух Святой сошёл на людей, а плод Его – мирность, доброжелательность, любовь ко всем. Это та жертва, которая должна совершаться в каждом поколении христиан, – но совершаем ли мы её?

Субъективно я считаю, что первая христианская литургия в Горнице за многие века, пусть и неправославная, – это знаменательное событие. И поступок Папы Франциска по-своему отважный. Он, конечно же, знал, что «ответка» ему придёт и от иудейских, и от мусульманских радикалов.

Но есть у этого и другая сторона. Когда паломничаешь по Иерусалиму, возникает очень много вопросов, некоторые вещи кажутся абсурдными – например, когда с христианских паломников за вход на место Вознесения Христова берут деньги мусульмане. Но многое на Святой Земле объясняет одно выражение: «статус кво». Оно означает существующее в данный момент положение, которое должно быть сохранено. Именно с этой точки зрения следует смотреть на недавнее признание Соединёнными Штатами Иерусалима столицей Израиля (ООН не считает Иерусалим чьим-либо владением) – это действие слона в посудной лавке, которое ведёт к разрушению того хрупкого мира, который здесь пока сохраняется.

План Иерусалима времён земной жизни Христа

Сегодня Израиль силён, главным образом, поддержкой «мирового гегемона» – и потому отодвигает мусульман. А раньше мусульмане гнобили иудеев. Сильны вроде бы ныне и христиане, но, слава Богу, мусульман не обижают здесь. Зато внутри христианского сообщества, между разными конфессиями, идёт бесконечная вражда. Святынь много, но нет именно внутреннего мира на Святой Земле, порядок поддерживается только вот этим внешним «статус кво» – хрупкое устройство жизни предпочитают не трогать вообще, чтобы вся конструкция не низринулась с грохотом в бездну. А значит, мы можем надеяться, что Сионская горница вернётся, когда мы стяжаем дух мирен, по словам преподобного Серафима. Но когда это случится, Бог весть.

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий