Коленопреклонённые молитвы

Одна из традиций богослужения на Троицу – коленопреклонённая молитва. Смысл её – укрепить верующих в смиренном состоянии, сделать их способными, по примеру апостолов, к принятию даров Святого Духа.

Они читаются на вечерне Пятидесятницы и имеют огромное символическое значение. Молитвы эти были написаны святителем Василием Великим ещё в IV веке.

Верующие в храме встают на колени трижды, и всякий раз читается по несколько молитв. В первый раз в молитве, обращённой к Богу Отцу, – «Пречисте, нескверне, безначальне, невидиме, непостижиме…» – верующие исповедуют грехи и просят помощи против козней диавола.

Во время второго коленопреклонения верующие просят Духа Святого наставить и укрепить в соблюдении заповедей. В третий раз просят Господа, сошедшего во ад и сокрушившаго силу диавола, упокоить наших усопших:

«Услыши нас, смиренных рабов Твоих, молящихся Тебе, и упокой души прежде усопших рабов Твоих на месте светлом, на месте зелёном, на месте прохладном, откуда удалились всякие болезни, печаль и воздыхание. И удостой их мира и облегчения в селениях праведных. Ибо не умершие восхвалят Тебя, Господи, и не те, которые во аде, дерзнут принести Тебе исповедание, но мы, живые, благословляем Тебя и молим, принося Тебе очистительные молитвы и жертвы об их душах…»

Издревле на Руси коленопреклонённые молитвы совершали с глубоким смирением и благоговением, причём как простые крестьяне, так и цари. Перед троицкой вечерней соборные ключари подносили на ковре царю от патриарха листья деревьев. Смешав их с «государевым листом» и разными травами и цветами, они застилали им всё царское место в храме. Взятыми от государя зелёными ветками устилались места патриарха и архиереев. Остаток раздавался боярам и прочим богомольцам. Государь преклонял колена и – как говорилось в то время – «лежал на листу», благоговейно внимая словам молитвы. Это не было экзальтацией какой-то: в церковном обиходе было принято после великого прокимна «с колены преклонши на землю». О такой молитве говорится ещё в Ветхом Завете: «Весь народ падал на лицо своё, и молились» (1 Мак. 4, 55). Покаянные молитвы совершались обычно так (тогда как благодарственные – стоя) – этого ныне стараются придерживаться старообрядцы.

ТРОИЦА

Гудящий благовест к молитве призывает,
На солнечных лучах над нивами звенит;
Даль заливных лугов в лазури утопает,
И речка на лугах сверкает и горит.

А на селе с утра идёт обедня в храме:
Зелёною травой усыпан весь амвон,
Алтарь, сияющий и убранный цветами,
Янтарным блеском свеч и солнца озарён.

И звонко хор поёт, весёлый и нестройный,
И в окна ветерок приносит аромат…
Твой нынче день настал, усталый, кроткий брат,
Весенний праздник твой, и светлый и спокойный!

Ты нынче с трудовых засеянных полей
Принёс сюда простые приношения:
Гирлянды молодых берёзовых ветвей,
Печали тихий вздох, молитву – и смиренье.

Иван Бунин, 1893 г.

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий