Верить или подстраховаться?

Фото с сайта fondnika.ru

Уже много столетий в Великую субботу в Кувуклии храма Воскресение Христова в Иерусалиме происходит возгорание Благодатного огня: греческий Патриарх Иерусалима заходит в комнату с Гробом Христа один, но в нескольких шагах от него стоит представитель иерусалимской армянской конгрегации Святых Яковов. Однако отношение Армянской Церкви к Огню неоднозначно. В начале марта на израильском ТВ вышел документальный фильм, в котором служитель армянского предела храма Гроба Господня архимандрит Самвел Агоян усомнился в схождении Благодатного огня.

В этом контексте, наверно, и следует воспринимать высказывание главы Отдела внешних церковных связей МП митрополита Илариона (Алфеева) в телепрограмме «Церковь и мир»: «Совершенно не обязательно веровать в схождение Благодатного огня, чтобы быть православным христианином». По его словам, обязательным является вера в Воскресение Христово, но нигде в Символе веры не сказано, что христиане должны верить в Благодатный огонь. «Мы в течение многих лет в советское время праздновали Пасху без всякого Благодатного огня, и до сих пор, хотя Благодатный огонь прибывает в Москву и другие крупные города, во многих городах и деревнях Пасха празднуется без Благодатного огня, и от этого праздник не становится меньше».

Здесь всё правильно, по крайней мере формально. Но, например, в Символе веры не отражено наше отношение к святым иконам, хотя борьбе с иконоборчеством был посвящён Седьмой Вселенский собор. Относительно того, что Пасха остаётся таковой и без Благодатного огня, как это было в советское время, это тоже верно, но Пасха оставалась Пасхой в СССР и без храмов, и без священников. Но ведь это не значит, что в них не было особой нужды?

Вызывает сомнение, стоило ли вообще затрагивать эту тему, да ещё в таком ключе. И прежде кто верил – тот верил, кто не верил – тот не верил. Но сейчас получается, что диакон Александр Мусин и протодиакон Андрей Кураев – главные наши борцы с верой в схождение Благодатного огня – получили неожиданную поддержку Отдела внешних связей Церкви.

Владыка Иларион рассказал, как был свидетелем того, что происходит в храме Гроба Господня в тот момент, когда сходит Благодатный огонь, когда Патриарх выходит из Иерусалимской кувуклии и раздаёт уже зажжённые свечи: «То, что происходит внутри кувуклии, никто не видит, потому что Патриарх остаётся там один на один. Многие верят в то, что этот Огонь сходит сверхъестественным образом, и я не вижу ничего невероятного в том, что это происходит именно так. Бог совершал чудеса в древности, Бог может совершать чудеса и в наше время, и эти чудеса совершаются для укрепления веры людей».

Опять же, правильные слова, но вот это «никто не видит» не может не поселить сомнения в душах – причём не только в схождении Благодатного огня, но и в честности всех без исключения иерусалимских патриархов с древнейших времён. Неловкость удивительная для опытного церковного дипломата, и то, что лично митрополит Иларион не видит ничего невероятного в схождении Огня, к сожалению, не поправляет дело. Быть может, некоторый отсвет на мотивы митрополита бросает его помощник Леонид Севастьянов, заявивший: «Представьте, что будет, если в самый неподходящий момент будут обнародованы записи внутренней камеры, как Патриарх зажигает пучки пасхальных свечей на Гробе Господнем своей обычной свечкой. Как это скажется вообще на политической стабильности?» Но оставим политику политикам. Нам же здесь видится протестантский подход, отрицающий Предание Церкви и довольно опасный для православной веры. Хочется надеяться, что Церковь соборно найдёт ответы на возникшие вопросы.

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий