Свойства памяти

В Интернете полно видео реальной войны. И Великой Отечественной, и современных войн, и даже сражений Первой мировой. Но они, как я заметил, появившись, вскоре исчезают. Кто-то как будто чистит эти видео. Но я не жалею, я даже рад.

О чём служат напоминанием эти кадры кинохроники? Да там всё вперемешку – окопное, героическое, парадное. Но всё-таки это – об убивающем, всё-таки о разрушающем… Всё это – видеоподтверждения того, что человек способен творить зло. Но чтоб человек узнал свою немощь и слабость, смотреть надо не на экран, а внутрь себя. По-честному. И многое поймёшь и вспомнишь. Даже то вспомнишь, что не с тобой было.

9 мая пойду в храм. А перед этим выпишу 20-30 имён с памятника у Вечного огня в Сыктывкаре и подам записки с этими именами в церкви. А через год – следующие 20-30 имён. И так же ещё через год. Сколько Бог даст – не знаю. Вечная память – она только у Бога.

Без этого не мыслю Дня Победы. Это как Пасху праздновать, не молясь на ночной службе. Как вставать на Минуту молчания и набирать в эту минуту эсэмэски по телефону…

А фильмы, хроники и всякие пересказы я уж давно не смотрю и не слушаю. Насмотрелся. Человеку, думаю, в полной мере достаточно пяти-десяти фильмов для понимания, что такое война. Тем более что появляется в современных художественных произведениях о войне что-то новое, что душа принять не может: упрощение, карнавальность, поминание без памяти… И похоже, что дальше этого будет только больше.

Ведь вопросы сегодня есть практически к любому виду искусства и даже к такому явлению, как компьютерные игры. В них всё меньше человека и души, но всё больше «красот исполнения интриги» и «удивительных находок». По этой потребительской логике и продаётся всё – праздник, память, героизм и трагедия. А вместе с ними и душа продаётся – она утрачивает сопереживание.

В Омской области выпустили шоколадные конфеты в виде орденов Великой Отечественной. Боевых орденов. Детишкам раздавать будут. Съедят. В Туле выпустили тапочки с изображением солдат из строя на Параде Победы в 1945-м – тех, кто знамёна дивизий поверженного фашизма нёс к стенам Кремля. Может быть, у той тапочно-обувной фабрики будет целая серия? Следующий рисунок, например: младший политрук Ерёменко со знаменитой фотографии, поднимающий в атаку свою роту с пистолетом над головой, – через минуту он умрёт, сражённый пулей. Вместе с шоколадными орденами, глядишь, и шоколадную статую «Родина-мать зовёт!» сделают, в фольге, наверное, как новогодних зайчиков… Хрум! – и откусили голову. «Ты сестричке голову отдай, а платье и постамент можешь сам съесть…»

Причём такого рода парадные сувениры некоторые готовы с жаром отстаивать. Спорят с христианами в первую очередь: «А вы сами разве не Христа едите? И кровь разве не Его пьёте?» Это неожиданное сравнение может ввести в ступор человека. А тут и про тапочки вам скажут с крестами, и про полотенца с изображением Божьей Матери, и про фигурное мыло в виде ангелов, продающееся даже в храмах… Дескать, намыливать им в каком месте будете?

Плоть и Кровь Христову мы принимаем в себя, чтоб принять Истину и исправить неистинность в себе. Приобщение, причащение Истине таким образом заповедано Самим Христом. Наша христианская Чаша неупиваема.

Поедающий шоколадный орден – что он съедает? Что он принимает в себя? Гастрономическим предметом, десертом для него становится то, что было мерилом человеческой доблести. Теперь это «к чаю». Фронтовики разве заповедовали кушать их ордена? Шоколадки в виде орденов – это умаляемый подвиг, обессмысливание награды.

Что касается «православных полотенец» и тапочек с вышитыми крестиками – здесь упрёки и нам, христианам, верны. Благоговения перед образом не стало. Девальвированы символы до утилитарных состояний. Есть такое правило: чтобы проверить мысль – её надо продолжить. Она либо получит логическое подтверждение, либо превратится в абсурд.

Хотел бы я тапочки с изображением своего земного, родного отца? А полотенце с изображением матери? Надел бы батя свои медали, если бы увидел, что внуки такие же шоколадные медальки едят?

Накануне майских праздников побывал я в Печоре на собрании общественности, где ветераны чеченских и афганской войн с настойчивостью требовали строительства очередного памятника погибшим воинам. Мне известно было, что перед тем на республиканском совещании ветеранов-«афганцев» было высказано неоднозначное отношение к затратному возведению очередного памятника. Предлагалось подумать над чем-нибудь другим – например, о специальной библиотеке воинского подвига, где была бы собрана специализированная литература. Это было бы реальной памятью. Но ветераны нескольких войн, как говорится, «закусились» – нет, надо памятник! И вроде бы странно спорить с этим желанием… Странно, но можно. Мне на память тут приходят бесконечные «памятники» вдоль дорог с напоминаниями о погибших в автокатастрофах (их в десятки раз больше, чем погибших на локальных войнах). Правильно ли в память о каждом новом погибшем ставить вдоль дорог обелиски, рули, стелы и разбивать клумбы? Не получится ли так, что через несколько лет мы с вами будем ездить по одному сплошному кладбищу? Странной выглядела бы культура народа, где всё построено вокруг могил и памятников. Но память должна быть живой. Потому что наш Бог – Бог живых, но не мёртвых. У нашего Бога все живы.

Отличалась команда «пленных не брать»
От команды «умри, но останься».
Не встаёт посечённая рать –
серосаванное
пространство.
Воет волк, и кричит неясыть,
да священник с кадилом – по полю.
Умирали ребята, чтоб жить…
даром, что ли?

И вот, чтоб умерли они «не даром», мы зажигаем не вечный огонь (вдумайтесь в смысл выражения – «вечный огонь»), но зажигаем свечи. Мы не кричим в микрофон, а шепчем молитвы и читаем имена по синодику – этой самой настоящей, самой честной Книги памяти христианина.

1 комментарий

  1. Алексей Иванович:

    Нет слов. Давно не было войны (1945-2018), общество загнивает от безпамятства.
    =============================
    Вот что говорит по теме войны святитель Николай Сербский (Велимирович):
    Осмысливая судьбы воюющих народов, владыка Николай делает следуещие выводы.
    Во-первых, ни один народ не может, греша против закона Божиего, жить в мире.
    Во-вторых, грех – подстрекатель войны, и как бы не представлялся миролюбивым грешный народ, война против него должна произойти.
    В-третьих, для наказания богоотступнического и богоборческого народа Бог использует иногда народы из очень дальних стран.

    В «Охридском прологе» святитель обращает внимание, что царь Вавилонский, Навуходоносор, называется рабом Божиим (ср.Иер.25,9). Святой владыка дает этому такое объяснение: «Как только верные отступают от Бога, Бог сплетает бич из неверных, чтобы вразумить верных, и так неверные становятся рабами Божиими, бичом Божиим».

    Святой владыка делает следующие выводы:
    1. Существует неотвратимый закон греха;
    2. Война человека против человека – это последствие войны человека против Бога;
    3. Войну родителей против Бога продолжают дети войной друг против друга;
    4. Милость Творца смягчает закон греха и таким образом обеспечивает продолжение рода человеческого на земле.

    Таким образом, в творениях святителя Николая Сербского всесторонне раскрываются причины и последствия войн: войны попускает Господь для исправления согрешивших людей и приведения их к покаянию. Победа же достается тем, кто исполняет заповеди Божии, по непреложному слову Самого Спасителя: «Я с вами. Я победил мир».
    ==============================
    ПРЕПОДОБНЫЙ ПАИСИЙ СВЯТОГОРЕЦ О ВОЙНЕ:
    Смерть на войне способна весьма умилостивить Бога, потому что человек, павший смертью храбрых, жертвует собой, чтобы защитить других. Те, кто от чистой любви жертвуют своей жизнью ради того, чтобы защитить своего ближнего, подражают Христу. Эти люди – величайшие герои, их боится, трепещет сама смерть, потому что от любви они презирают ее и таким образом обретают бессмертие, находя под могильной плитой ключ от вечности и без труда входя в вечное блаженство…
    Воин должен радоваться, что умирает ради того, чтобы не умирали другие. Если расположить себя подобным образом, то ничего не страшно. От многой доброты, любви и самопожертвования рождается отвага. Но сегодня люди и слышать не хотят о смерти. Однако тот, кто не помнит о смерти, живет вне реальности. Те, кто боятся смерти и любят суетную жизнь, находятся в духовном застое. Люди же дерзновенные, полагая перед собой смерть и постоянно думая о ней, побеждают суету и уже здесь начинают жить в вечности и райской радости.
    Пусть тот, кто сражается на войне за Веру и Отечество, осенит себя Крестом и не боится, ведь он имеет помощником Бога! Сам Бог будет судить, жить ему или умереть. Надо иметь доверие Богу, а не самому себе.
    ==============================
    Особая духовная близость старца Паисия к России нашла свое символическое отражение в том, что его духовным наставником был известный русский старец-афонит, иеросхимонах Тихон (1884-1968), который и постриг отца Паисия в великую схиму.
    ==============================
    О Третьей мировой войне.
    Третья мировая началась несколько лет назад в Сирии, из местной войны она перейдёт в мировую войну. Это предсказал святой Божий человек митрополит Сисания и Сиатисты Антоний Компос (1920−2005).
    Незадолго до своей кончины он сказал: «Когда начнётся беда в Сирии — молитесь. Оттуда, из Сирии, всё начнётся».

Добавить комментарий