Рождественский подарок для Раи

Глядя на этот хорошенький комод для кукольной комнаты, трудно поверить, что ему уже 110 лет! Стоит он не в музее, а в обычной сыктывкарской квартире, причём до сих пор несёт службу – хранит в своих ящичках всевозможные вещицы и мелочи уже трёх поколений одной семьи, а вместе с ними и заветные воспоминания.

Памятные фамильные вещи: подсвечник служил дедушке-священнику, кукольным комодом играла мама, а в жестяной коробке держали гостинцы для детворы

Анна Георгиевна Малыхина

Для Анны Георгиевны Малыхиной, нынешней его хозяйки, это память о самых родных на свете людях – маме, бабушке и дедушке-священнике. Когда она была маленькой, в их зеленецком доме кукольный комодик стоял на настоящем, взрослом, комоде и Анечку всегда тянуло к нему. С разрешения взрослых любила разглядывать его сокровища: золотой крестик, бабушкины бусы из цветных камушков… «Откуда он у нас взялся?» – спросила она однажды взрослых. И бабушка рассказала Анне: «Это ведь твоей маме на Рождество 1907 года подарил управляющий нювчимским заводом Косолапов. Такой был добрый, детей очень любил и всегда под Рождество ездил в Пермь или Вятку за подарками для них. А там всё хорошее продавали, чего у нас не было. В праздник у ёлки раздавал подарки детишкам рабочих и всех тех, кто трудился на заводе. Твоей мамочке – ей всего три года было – Косолапов вручил аж целый мебельный гарнитур!» В тот год – надо же было такому случиться – вдруг начался пожар в той комнате, где лежали подарки, но сбежались все рабочие и быстро потушили пламя. Праздник не был испорчен.

Дедушка и бабушка Анны Георгиевны с детьми Орестом и Раисой. Эта кроха года через два и получит на Рождество кукольную мебель

Отец Стефан Попов, дедушка Анны Георгиевны, служил в Димитриевской церкви посёлка Нювчим, недалеко от Сыктывкара. Красивые там места. Грибов-ягод – видимо-невидимо, в пруду разводят радужную форель. Про здешнюю рыбу издавна ходят легенды. Рассказывают, в конце XIX века две громадные щуки устроили в запруде речки Нювчима такое водное сражение, что на шум сбежались рабочие местного чугунолитейного завода.

Надо сказать, в ту пору на всю Россию гремела слава этого завода, от которого сегодня остались, увы, лишь развалины да кирпичная труба. Сто лет назад здесь отливали из чугуна всё, что только может пригодиться в хозяйстве: сковородки и гири, изящные чернильницы и подсвечники. В домах по всему Коми краю и за его пределами стояли на полках бюсты славных полководцев и висели зеркала в витых чугунных рамах (один из предметов – пресс-папье с фигуркой совы и подсвечником – хранится и у Анны Георгиевны, вы видите его на фото). Тяжело было трудиться на заводе, особенно в «горячем» цеху, где лили металл. Управляющий Василий Косолапов пытался скрасить будни тружеников – из голосистых рабочих был создан прекрасный хор, а в народном театре ставили спектакли. В постановках участвовали и рабочие, и сам управляющий, и супруга отца Стефана, матушка Людмила. «Хорошую память оставил о себе Косолапов», – говорила бабушка. Память – то, что крепче кирпичных стен: нет больше в Нювчиме ни старинного завода, ни Димитриевского храма, давно ушли из жизни трудившиеся там люди, но пока о них помнят, они не исчезли окончательно.

После революции для священника Стефана Попова и его большой семьи настали нелёгкие времена. Чтобы выручить немного денег на еду, приходилось продавать то, что осталось от прежней спокойной жизни. Кукольный комод хранил изящные серебряные ложечки, и их становилось всё меньше и меньше…

Прошли десятилетия, и новым владельцем старинной вещи стал живой и смышлёный мальчик Саша, сын Анны Георгиевны. Комод своей практичностью приглянулся ему, ведь в его отделениях можно разместить много всякой всячины – гаек, винтиков-шпунтиков, ключиков.

Накануне праздника Рождества Анна Георгиевна снова вспоминает золотые дни детства. Ёлку в их доме в Зеленце ставили непременно до потолка – а потолки в просторных деревенских домах высокие! Надев лыжи, отец отправлялся в ближайший лес, и вскоре изба наполнялась запахом хвои и радостными возгласами. Дети – их в семье учителей Игнатовых было восемь – дружно брались за изготовление игрушек. Из серебристой фольги от чая мастерили фонарики, клеили цепи из колечек цветной бумаги. «Но и старинные игрушки у нас были, – с улыбкой вспоминает Анна Георгиевна. – Они хранились в красивом сундучке с замочком. Помню малюсенький стеклянный чайничек, самоварчик… Старались беречь, но со временем всё куда-то затерялось или разбилось».

Один только комод уцелел. И теперь уже кто-то из внуков Анны Георгиевны доверит ему на хранение свои маленькие сокровища.

 ← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий