О жизненном венце

10 и 11 ноября друг за другом скончались два известных человека. К Церкви они не имели никакого отношения, но смерть обоих – весьма показательна в духовном плане. Оба болели раком, но один, сатирик Михаил Задорнов, дожил в болезни до последнего дня, уготованного Богом, и перед смертью, как пишут, покаялся, причастился и соборовался. Другой, телеведущий Борис Ноткин, не выдержав мучений от болей, застрелился.

Михаил Задорнов (фото с сайта kino-teatr.com)

Вспоминая Задорнова, невольно прихожу к грешным мыслям: человек годами публично нёс антихристианскую ерунду и так легко «отделался», успев запрыгнуть в вагон уходящего к Богу поезда.

Успел ли? А может, родственники подтолкнули? Священники говорят: успел. Иеромонах Александр (Митрофанов) в своём видеоблоге высказался на эту тему.

«С духовной точки зрения, инсульт и инфаркт гораздо страшнее, поскольку подчас они забирают человека сразу, рак же даёт время подумать, подготовиться к вечности, – рассуждает батюшка. – Что греха таить – дел Михаил Николаевич успел натворить будь здоров: от его псевдоисторических, псевдолингвистических и прочих мифов языческие секты пополнялись новыми и новыми членами. И всё же в тяжёлую минуту человек решил обратиться не к перунам и сварогам, а ко Христу. Такой шаг, думаю, полезен и для тех людей, которые поверили когда-то его творческим выкладкам и увлеклись неоязычеством. Я слышал такую историю, что кто-то из колдунов 90-х перед смертью думал примириться с Церковью и обратился к одному епископу. Тот ответил: ты всенародно по телевизору грешил, поэтому всенародно покайся, а после приходи исповедуйся. Маг отказался и не покаялся. Есть два термина в Церкви – “икономия” и “акривия”. “Акривия” – строгое следование канонам, “икономия” – милосердие. К тому колдуну Церковь проявила акривию, а к Задорнову, видимо по болезни уже не могущему принести всенародный отказ от языческих взглядов, батюшка проявил икономию. И так поисповедовал. Господь будет судить, было ли покаяние и примирение с Церковью искренним».

Борис Ноткин (фото с сайта liport.ru)

Говоря о другом умершем, трудно представить, что испытывал болящий Ноткин. В сети тут же появилось множество высказываний о верном решении человека, решившего не утруждать себя и родных мучениями. Вновь всплыли рассуждения об эвтаназии. Но в Церкви отношение к самоубийству однозначное: это тяжкий грех именно потому, что в нём невозможно покаяться.

Вспоминаются слова свт. Иоанна Златоуста: «Для стяжания славы нет ничего равного терпению, проявляющемуся при болезнях. Подлинно, эта добродетель – вершина венцов».

По поводу случая с Ноткиным отец Александр дал комментарий для «Веры»: «Застрелиться, “чтобы не утруждать себя и близких”, – значит ставить точку на себе и на них. По сути, здесь забота не о близких, а только о себе. А каково теперь близким обозначать его смерть? – умер не от рака, а застрелился».

Подытоживая сказанное про обоих умерших, батюшка отметил: «Есть такая русская поговорка: “Конец – делу венец”, так что финал земной жизни очень важен для жизни вечной».

Но вот говорят: Господь не по силам креста не даст. У протоиерея Алексея Уминского на этот счёт смелое, противоположное мнение.

– Тот крест, который нёс Христос, был Ему по силам? – спрашивает известный батюшка и отвечает: – Мы же знаем, что Христос Свой крест нести не смог, упал под его тяжестью. Этот крест вместе с Ним нёс Его ученик, Симон Киринейский… Крест всегда не по силам, потому что крест, который нёс Христос, он был не по силам для Самого Христа. Свой крест Христос не мог нести без человечества, Христос нёс Свой крест не один. И мы никогда не несём свой крест одни. И потому так нуждаемся друг в друге, чтобы друг другу стать таким вот Симоном Киринейским. Чтобы для каждого человека нашёлся свой Симон, который в самые тяжёлые минуты, когда крест уже совершенно не по силам, был рядом и смог помочь.

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий