О Соборе и «прощении»

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, прошедший с 29 ноября по 2 декабря, оставил после себя некоторое чувство тревоги. Но начнём с общей картины. Для участия в Соборе приехало около 400 архиереев из 22 стран. За некоторыми из них стоят сотни тысяч мирян. Это показывает, сколь значима Русская Церковь в современном мире. Впервые Собор посетил Президент России, заняв на нём то место, что прежде занимали императоры, – первого мирянина. Озвучена цифра, что число храмов и молитвенных домов приближается к сорока тысячам.

Был принят важнейший документ «О канонических аспектах церковного брака», где даются ответы на многие часто возникающие вопросы, например о разводах. Перечислены одиннадцать причин, когда они дозволены Церковью: от принуждения жены к аборту до отпадения одного из супругов от православия. Дано определение о степенях родства, делающих невозможным венчание. Например, для троюродных братьев и сестёр. У разных Церквей в разное время были разные воззрения на условия заключения и расторжения брака, не говоря о мнениях и традициях, так что всё это, конечно, необходимо было систематизировать. Наконец, принято суждение о супружестве, зарегистрированном государством. Например, на Трулльском Соборе именовали такой брак законным, а у нас иные приравнивают его к жизни во блуде. Теперь это недоразумение вновь соборно разрешено.

Нынешний документ – заметный шаг в этом направлении, хотя и не разрешил всех недоумений. Например, говорится, что браки между восприемниками (при крещении) могут совершаться лишь по благословению епархиального архиерея. Здесь продублировано решение Синода от 1837 года, после которого одни владыки такое благословение давали, а другие – нет, так что вопрос остался сегодня висеть в воздухе.

Другим важнейшим событием стало решение о большей самостоятельности Украинской Православной Церкви. Подтверждено, что она независима и центром её является Киев, а не Москва, хотя канонизация святых или создание новых епархий должны утверждаться всей полнотой Русской Церкви. Всё на Соборе шло обычным порядком, когда произошло вдруг событие чрезвычайное. Лжепокаянное письмо прислал из Киева лжепатриарх Филарет. То был призрак уврачевания раскола на Украине, фата-моргана, узрев которую, участники Собора, как можно понять из обращения главы ОВЦС митрополита Илариона (Алфеева), весьма обрадовались и даже создали комиссию для переговоров с «блудными сынами» Церкви.

Владыка Иларион был одним из немногих, для кого послание Филарета не было неожиданностью. По его словам, бывший митрополит обратился к нему с предложениями о мире сначала через Русскую Зарубежную Церковь, а потом и напрямую. Конечно же, в курсе этих переговоров был и митрополит Киевский Онуфрий, а недавно Филарет публично заявил ему, что вскоре наступит примирение. Это нашло своё отражение в докладе главы Украинской Церкви. В нём говорится о противостоянии с униатами, но нет ни слова о захватах «Киевским патриархатом» православных храмов, об угрозах и прочих бесчинствах. Замысел митрополита Илариона теперь очевиден: послание Филарета должно было стать центральным событием Собора. Но увы…

Обратимся к письму. Речь у Денисенко идёт о восстановлении евхаристического общения, отмене прещений и отлучений. Заканчивается письмо словами: «Прошу прощения во всём, чем согрешил словом, делом и всеми моими чувствами, и также от сердца искренне прощаю всем». Не сказано, за что именно бывший митрополит Филарет, отравивший миллионы православных людей ядом раскола и национализма, прощает Русскую Церковь. Но где же здесь покаяние? Справедливо заметил по этому поводу протоиерей Всеволод Чаплин: «Такой текст произносится обычно в Прощёное воскресенье, когда люди просят друг у друга прощения, при этом не погружаясь в конкретику тех или иных обид, тех или иных прегрешений. Фраза Филарета действительно ни к чему не обязывает».

Выяснилось это очень быстро. Сначала помощник Филарета «епископ» Евстратий Зоря заявил, что никакого письма не было. Похоже, эти люди просто не могут не лгать, так что их тут же ловят за руку. На следующий день уже «Киевский патриарх» заявил, что возвращаться в лоно Церкви он не собирается, а письмо написал по инициативе Москвы. Это неправда, но, собственно, неважно, почему написал. Многих огорчило, что «покаяние» Филарета обернулось пшиком, но, братья и сёстры, тут не плакать нужно, а радоваться. Вообразите, что бывший митрополит Филарет смог бы довести дело до конца. Что в лоно Украинской Церкви влились бы тысячи священников-раскольников, годами разжигавших ненависть и проклинавших Россию. Без покаяния, которое сегодня совершенно невозможно – настолько там всё кипит от злобы. Представьте, что вместе с ними пришло бы несколько миллионов человек, заражённых националистической пропагандой и желающих разрыва с Матерью-Церковью. Последствия этого предсказуемы – мы получили бы новый раскол, на этот раз куда более страшный, уничтоживший бы Украинскую Церковь.

Невозможно понять, чего именно добивался владыка Иларион – умнейший человек, нет ясности, чему, с его слов, радовался Архиерейский Собор. И хорошо, что Филарет затеял всё это именно сейчас, когда градус злобы среди раскольников особенно велик. Ещё несколько лет назад у него всё могло получиться. Мы все мечтаем, а многие из нас молятся о преодолении раскола на Украине. Но исцеление не происходит оттого, что врач выдаёт справку: «Здоров». Нужно сначала хотя бы встать на путь выздоровления. В случае с настоящим глубоким расколом, а не временным разделением, как с РПЦЗ, это возможно лишь через подлинное покаяние, понимание всей меры преступления, которых и близко нет в «Киевском патриархате». Вот почему складывается ощущение, что мы прошли по краю пропасти, и это, как минимум, нуждается в осмыслении. Будем надеяться, что оно произойдёт.

Оглавление выпуска     Следующая публикация →

Добавить комментарий