Что год грядущий нам…

Что нас ждёт в 2018-м? Вряд ли кто ответит. Прогнозы, которые строились для России на 2017 год, в большинстве своём так и не сбылись. Потому что жизнь по Божьему попущению творит человеческая воля. Даже революция с её слепой стихийностью – это столкновение интересов, заблуждений и героизма, зла и добра конкретных, наиболее активных людей. 7 февраля мы будем вспоминать 100-летие первой жертвы революции среди епископата нашей Церкви. Этот день, когда убили митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского), стал у нас датой (переходящей на ближайшее воскресенье, ныне это 4 февраля) празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской. И вот вопрос: кто его убил? Слепая стихия? «Красный каток» механически подмял? Не совсем так.

Накануне казни владыки в Киеве проходил Всеукраинский Церковный Собор. На нём группа священников во главе с архиепископом Алексием (Дородницыным) потребовала учреждения автокефалии Православной Церкви на Украине. Митрополит Владимир твёрдо выступил против, понимая, к чему это приведёт. Нарушится не только единство Русской Церкви, но возникнет угроза отпадения колыбели русского православия в католическую унию. Известно, что идея отделения от Москвы Западно-Русской митрополии с целью постепенного её подчинения Ватикану была выдвинута ещё в XV веке отступником митрополитом Исидором, изгнанным из России и возведённым в Риме в кардиналы.

Что было дальше? Красные вошли в Киев, Собор прервали, архиепископ Алексий, самовольно поселившийся в Лавре, продолжал агитировать монахов за автокефалию, против митрополита Владимира. Кто-то распустил слух, что у того хранятся деньги всех киевских храмов. Пришли пятеро мужчин, одетых в солдатскую форму, что-то выпытывали у владыки Владимира, затем вывели за стены Лавры и убили, изувечив тело. Как установило следствие, убийцы не были красноармейцами.

Была ли эта мученическая смерть предрешена? Нет. Те монахи, кто поддался агитации за автокефалию, видели, как владыку выводили, и могли бы забить в набат. Но остановить убийц попыталась лишь какая-то женщина, которую просто проигнорировали. Сам митрополит Владимир тоже мог изменить свою судьбу – если бы на Соборе поддержал учреждение автокефалии. Стал бы «патриархом», как это в 90-е годы сделал митрополит Филарет (Денисенко). Но устоял перед искушением. И тем самым изменил историю: если бы автокефалию объявили в 1918-м даже на короткое время, сейчас на Украине «Киевский Патриархат» получил бы относительную легитимность и православное единство Руси уничтожалось бы с ещё большей яростью.

На Украине говорят, что митрополит Владимир был русским, поэтому и выступил против «украинской церкви». Но автокефалист архиепископ Алексий также не был «щирий українець» – он сын екатеринославского дьячка. А нынешний «патриарх» Филарет – сын донецкого шахтёра. При этом многие архиереи УПЦ (МП), выступающие против отделения от РПЦ, уроженцы Западной Украины. Как, например, нынешний наместник Киево-Печерской лавры митрополит Павел (Лебедь), уроженец Ровенской области, который, как и его предшественник сто лет назад, был недавно поставлен перед дилеммой «да-да – нет-нет».

Началась эта история в Запорожье с гибели двухлетнего ребёнка, которого раздавил выбросившийся из окна самоубийца. В двух храмах УПЦ (МП) отказались отпевать мальчика, крещённого в УПЦ (КП). Прокуратура возбудила против священников уголовное дело за «избирательный подход к осуществлению религиозных обрядов» и заодно за то, что они проповедуют «единство славянских православных народов под духовным наставничеством РПЦ». Аргумент, что «Киевский Патриархат» не признан ни одной поместной Церковью и Таинство крещения в нём не действительно, прокуратуру не убедил. Тут же подключились «активисты» – по всей Украине стали подбрасывать в храмы УПЦ (МП) окровавленные детские игрушки.

8 января боевики молодёжной националистической организации «С14», известной своей причастностью к убийству журналиста Олеся Бузины, заблокировали вход в Киево-Печерскую лавру. Надев белый клобук, к ним вышел владыка Павел. На кликушеские обвинения он отвечал спокойно, хотя со всех сторон на него орали. Чувствуя, что проигрывают в споре, неонацисты «припёрли к стенке» вопросом: «С кем мы воюем?»

Правильный ответ сегодня на Украине: «С Россией». За иной ответ националисты не раз избивали оппонентов, невзирая на их звания. Владыка, конечно, об этом знал. Он ответил: «Я не был на той войне и не буду говорить, кто с кем воюет. Только знаю, что один другого убивает, и неведомо, кто с кем». Ошарашенные боевики пустили в ход вопрос, на который уж точно требовалось ответить «правильно». Это такое табу, нарушив которое, любой политик на Украине автоматически подписывает себе приговор. Спросили: «Крым оккупирован Российской Федерацией?» Митрополит ответил без обиняков: «Крым никогда не был украинским». Более того, подчеркнул, что Крым присоединили к Украине незаконно.

Спросите, что толку от сказанной публично правды, которая ещё больше взбесит радикалов? Но в ситуации, когда все молчат, прибитые моральным и физическим террором, честный поступок даже одного человека может сотворить чудеса. Люди ведь слышат… Если Крым не «оккупирован», то почему мы враждуем? А если вражда безосновательна, то почему кто-то вбивает клин между братьями и сёстрами единой Церкви?

То, что происходит сейчас на Украине, нас касается напрямую. Задействованы большие средства, чтобы повалить Русь, которая держится православием. На Украине это происходит грубо, а у нас – тоньше, незаметней. Причём «градус давления на Церковь в прошедшем году, по сравнению с 2015 и 2016 годами, значительно обострился». Это слова Александра Щипкова, первого зампреда Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом. Он разделил это давление на три этапа: сначала была кампания вокруг Исаакиевского собора, затем вокруг фильма «Матильда» и в завершение – попытка вбросить в общество фейковый стереотип о «православном талибане», мол, православные – это экстремисты. По его наблюдениям, кампании были продуманы, оплачены, системно организованы.

Какие ещё искушения год грядущий нам готовит? Выстоим ли? Всё зависит от воли и мудрости конкретных людей. То есть нас с вами.

 Оглавление выпуска     Следующая публикация →

Добавить комментарий