На Великую со старообрядцами

С 9 по 13 августа 2017 года по благословению Митрополита Московского и всея Руси Корнилия в Кировской области прошёл ежегодный Старообрядческий крестный ход на реку Великую, который возглавил епископ Казанско-Вятский Евфимий.

Этот ход на реку Великую был официально возобновлён в 2002 году. Инициатор его возрождения Митрополит Московский и всея Руси Андриан (Четвергов) лично объезжал удалённые приходы, призывая людей принять участие в нём. Можно сказать, что Великорецкий крестный ход стал делом жизни владыки Андриана – он и окончил свой земной путь в крестном ходу, на берегу реки Грядовицы, 10 августа 2005 года. На месте его кончины нынче установлен памятный Поклонный крест.

Традиционно маршрут состоит из четырёх дневных переходов и одного дня отдыха в селе Великорецком, на месте обретения Великорецкой иконы святителя Николы. В этот день совершаются литургия и водосвятие, после паломники имеют возможность совершить омовение в источнике.

Всего нужно пройти 145 километров с палатками, спальными мешками и съестными припасами. Однако крестный ход – это не увеселительное мероприятие, не турпоход, а церковное богослужение, сопряжённое с определёнными трудностями.

Крестный ход –не турпоход, а церковное богослужение, сопряжённое с определёнными трудностями

В отличие от крестного хода, совершаемого в июне Русской Православной Церковью Московского Патриархата, старообрядческий далеко не столь многочисленный (в этом году шло около 300 человек). Но это не единственное отличие. Участники старообрядческого крестного хода иначе одеты – в ходу старорусская традиционная одежда: у мужчин косоворотки и кафтаны, у женщин сарафаны и обязательный головной платок.

Женщины одеты в сарафаны, обязательны головные платки

Богослужение совершается по старым книгам, которые были изданы ещё до церковного раскола. На груди шествующих за крестом нет бумажных изображений Господа и Его святых, напечатанных на принтере и закатанных в пластик на ламинаторе, – подобные изображения не почитаются старообрядцами за иконы. Икона должна быть написана в соответствии с канонами благочестивым иконописцем, имеющим на то благословение. Традиционно икона должна быть написана красками на деревянной доске, однако получило широкое распространение и медное литьё.

Марья Михайловна Гусева

Не первый раз участницей Старообрядческого крестного хода на реку Великую является москвичка Марья Михайловна Гусева, прихожанка Рогожской общины. Несмотря на свои годы, она несёт меднолитый образ святителя Николы, между прочим имеющий немалый вес. Вид её, бодро идущей за крестом, придаёт сил паломникам.

Накануне выхода крестного хода паломники собираются на территории храма во имя святителя Николы Вятской старообрядческой общины – здесь они ночуют, а утром, после начала богослужения, совершаемого в храме владыкой Евфимием, крестный ход начинает свой долгий путь. В этом году, по милости Божией, и аз, многогрешный, имел счастье уже второй раз участвовать в нём.

* * *

Что может заставить современного человека, пусть даже и старообрядца, оставить привычный комфорт, дела и пойти на берег реки Великой, перед этим проделав ещё и немалый путь до Вятки? Ведь многие участники крестного хода приезжают не просто с разных концов Руси, но и из весьма далёкого зарубежья: Соединённых Штатов, Италии, Австралии…

Участники крестного хода

На этот вопрос я получал самые разные ответы. Суммировав их, можно сказать, что люди сознательно идут на лишения, чтобы стать лучше, чище, а также усиленно помолиться – в надежде, что молитва будет услышана. Время нынче на Руси не самое благополучное, и, несмотря на обилие на улицах кредитных иномарок и строительство ипотечного жилья, жить простым людям традиционно нелегко. А суетная гонка за призраком материального благополучия отнимает и последние силы души и духа, необходимые для того, чтобы по евангельской заповеди перестать бесконечно заботиться о тленном и взыскать Царствия Божиего и правды Его, памятуя о том, что, по неложному обещанию Божию, «всё остальное приложится». Вот и я за этим шёл: чтобы пусть на короткое время, но оставить земные попечения и просто помолиться. Слаб человек – и молитва, возносимая ко Господу о важных и серьёзных вещах, в пути заглушается суетными переживаниями о промокшей обуви, оставленном хозяйстве и запасе питьевой воды в пластиковой бутылке. Однако отвлекаясь на всё это, теряя хрупкую нить молитвы и будучи терзаем многоразличными помыслами, я всё-таки шёл и молился. И все вокруг так же шли. И становилось легче от того, что ты не один.

Самым тяжёлым для новичков Великорецкого хода является вечер первого дня. Когда на подходе к Мурыгино, идя по берегу реки, ты чувствуешь, как внутри тебя кончается батарейка. На самом деле вскоре тебя ждут ужин и ночлег, но ты об этом ещё не знаешь. Во второй раз уже легче. Есть возможность рассчитывать физические силы.

Кстати, об ужине. На всём протяжении хода силами Вятской общины на средства благотворителей организовано двухразовое питание, вполне достаточное для подкрепления сил (стоит отметить, что во всё время паломничества соблюдается строгий пост, по возвращении в Вятку плавно перетекающий в пост Успенский, минуя сытное заговенье).

Недолгий ночлег в доме культуры посёлка Мурыгино и последующие ночёвки в палатках в самом Великорецком тоже не представляют из себя чего-то экстремального, они вполне достаточны для восстановления сил. Но и не более. И слава Богу.

Ранним утром второго дня пути крестный ход выходит из Мурыгино. Внимая общей молитве, не упускаю случая наблюдать за утренней жизнью просыпающейся глубинки. Очень интересно и познавательно. Нечасто современная жизнь даёт нам возможность просто, не спеша понаблюдать за бегом облаков, купающимися в луже воробьями или за умывающейся на подоконнике кошкой.

Пять часов утра, менее чем через пару часов будет привал в Медянах, где, несмотря на ранний час, местная торговля представляет широкий ассортимент выпечки – постной, вкусной и недорогой, на удивление. На сто рублей можно от души наесться пирожков и запить их вятским квасом.

Идти становится легче, идти становится веселее. Опять ловишь себя на посторонних мыслях, которым как бы и не место в крестном ходу. «Господи, прости! Верую, Господи, помоги моему неверию!» И помощь приходит, хотя зачастую мы этого и не осознаём. Вечером будет Великорецкое, молебен, целование иконы святителя Николы и непродолжительный отдых перед богослужением. В три часа утра чтение последования, исповедь, затем литургия, на которой я, недостойный, надеюсь причаститься Святых Христовых Тайн. Вот уже и перешли вброд Грядовицу, предварительно помолившись у Памятного креста на месте упокоения владыки Андриана, далее – километры однообразной лесной дороги. Идти тяжело. Колеи от лесовозов заполнены водой и грязью, но по сторонам дороги радуют взгляд россыпи брусники, попадаются грибы. Скоро уже Великорецкое… Почти пришли… И вот тут – проверка на крепость веры: перед самым Великорецким с неба обрушиваются потоки воды. Спасает поначалу дождевик, но струи воды, спадая с него, попадают прямо на берцы, которые в считанные минуты становятся тяжёлыми, как кирпичи, и от них уже намокают брюки, мокнет и всё остальное. В общем, при подходе к цели путешествия все паломники мокрые насквозь. Я впадаю в состояние лёгкой паники: как обсушиться, как не простудиться и не заболеть? Однако заставляю себя оставить эти мысли – будет всё так, как Бог даст, и по-другому никак не будет. Надо готовиться к исповеди, не забыть покаяться и в постигшем меня малодушии.

Место мне досталось в доме около печки, всё высохло.

В пять утра начинается служба, установлен походный алтарь, владыка Евфимий в сослужении духовенства совершает литургию, мужской и женский клиросы поют знаменным распевом древние песнопения. Под эти же песнопения сотни лет назад возносили ко Господу молитвы наши благочестивые предки.

В пять утра начинается служба

Лично для меня наступает апофеоз крестного хода, момент причащения Святых Христовых Тайн. Для этого я готовился, читал положенные молитвословия, постился, ехал в Вятку, шёл два дня. Свершилось! После окончания богослужения можно отдохнуть, выспаться, посидеть у костра, пообщаться и морально подготовиться к обратному пути.

Обратный путь, как это всегда и бывает, кажется более коротким. День пути до Мурыгино, снова ночлег в доме культуры, пирожки, сон. Затем последний день крестного хода, и около 11 часов мы входим в городскую черту. Путь проходит около Поклонного креста, установленного на месте, где в будущем с Божией помощью будет возведён новый храм. Тут уже установлен походный алтарь, будет совершена воскресная литургия, а затем паломники продолжат свой путь в село Красное, к храму во имя святителя Николы.

Около 18 часов крестный ход окончил свой путь. Вот и всё. Образ святителя Николы возвращён в храм. Можно собираться в путь домой. Какие-то итоги подводить рано, осознание всего произошедшего придёт далеко не сразу, равно как далеко не сразу сказываются все духовные последствия совершённого крестного хода. Однако один вывод я всё же уже сделал – на будущий год, если жив буду и Богу будет угодно, обязательно снова пойду в Великорецкий крестный ход.

ФОТОАЛЬБОМ крестного хода. Фото Александра Говорова и Сергея Тригубенко

Филипп Пластинин

 ← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска
 

Добавить комментарий