Кто спасётся?

В святоотеческом предании описывается такой случай. Как-то поспорили два инока, кто из них прав. Пришли к третьему, чтобы он их рассудил, но тот, сославшись на неопытность, отказался и предложил пойти к опытному старцу. Старец, выслушав первого, согласился: «Ты прав». Выслушал и второго. И с ним согласился. Третий говорит: «Не может так быть, чтобы оба были правы». «И ты прав», – сказал старец. Вспоминается это, когда слышу многие богословские дискуссии.

Мне нравятся лекции профессора Московской духовной академии Алексея Ильича Осипова. Понимаю, что как доброму христианину Алексею Ильичу хочется, чтобы все спаслись и в познание истины пришли. Мне тоже этого хочется. А преподобный Силуан Афонский молился, чтобы народы земли Святым духом спаслись. Убеждая, что все спасутся, Алексей Ильич ссылается и на многих святых отцов. Как сладко верить, что спасутся даже обитатели ада, которые, согласно отцу Даниилу Сысоеву, не лишены возможности слышать – по желанию – проповеди о спасении.

Но есть ещё один богослов, которого я люблю и уважаю, – протоиерей Олег Стеняев. Он утверждает, опираясь на учение святых отцов, что богословие профессора Осипова суицидное, так как мнение, что все рано или поздно спасутся, расхолаживает человека в его духовной жизни и ведёт к погибели. И здесь я готов согласиться. Это особенно жизненно в наше лукавое время.

Вот и думай, кто более прав. Я и думаю. Живи согласно православной вере, люби Бога, ближнего, как самого себя, люби врагов, не превозносись над другими – и спасёшься. Может, и некоторые иноверцы спасутся, хотя им труднее без опоры на предание Церкви, без правильного устроения веры. В том же исламе, и не только там, учат стремиться к господству над людьми другой веры, но господствовать можно, либо сея страх, либо вступая в какие-то заговоры. Трудно с таким устроением сосредоточиться на личном спасении. Сеющие страх и вступающие в заговор не приобретут для себя качеств души, совместимых с Царствием Небесным. Отпадение католиков от православной веры привело к последующим разделениям, появлению Церквей, где христианские ценности выбросили, заменив их так называемыми европейскими, человеческими.

И всё же следует помнить, что Дух дышит, где хочет. И хотя бы для того, чтобы не впасть в гордыню, не станем полностью исключать и спасения иноверных. Наверное, спасётся тот мулла, который вынес на себе раненого российского воина, спрятал и вылечил его втайне от своих единоверцев. Спасутся те, кто Христовы по духу. Я молюсь за бабушку-немку Лидию Кауц, у которой было два взрослых сына, дочь и корова. Я ребёнком приходил к ней, стучал в дверь и говорил: «Хочу кушать». Она раздевала меня, ставила в корыто. Из чугунка на печке брала тёплую воду, лила на голову, купала меня и пела детские немецкие песенки. Хотя я ничего не понимал, но мне было спокойно и радостно. Не нахожу слов, чтобы передать благодарность, испытываемую к ней. Потом она усаживала меня за стол, кормила из синей стеклянной посуды, укладывала на кровать, где я проваливался в мягкие перины и в блаженстве засыпал. Когда просыпался, моя одежда была уже выстирана, выглажена и заштопана.

Ещё был сторож-старик – одинокий литовец Тялпуш. Он в праздники и воскресные дни приглашал в свою полутёмную каморку. Я из пекарни, которой заведовала моя мама, приносил хлеб. Тялпуш нарезал сало, посыпанное крупной солью, доставал банки с соусами и майонезами, пряники, конфеты, мёд, присланные ему из Литвы, разливал ягодный морс. И мы с ним славно пировали.

Нередко гостил я и в татарской семье Фатидиновых, и в осетинской семье Цараевых, и в других, которые в нашем глухом посёлке в трудное время выживали одной семьёй. Были общие огороды, вместе собирали ягоды и грибы, вместе готовили припасы на зиму. Мылись в одной общей бане. Основали посёлок раскулаченные, к которым начали подселять ссыльных многих национальностей. Жили дружно, не зная замков на дверях. Лишь позже люди начали приезжать к нам добровольно. Кадровики заманивали их длинным рублём и прочими обещаниями. Вот тут и понадобились замки – красть начали всё, что можно украсть. Потом «предприимчивые» куда-то схлынули и нужда в замках вновь отпала. По сей день на всей реке Илыч не запираются лодки и не прячутся моторы. Удочки, бензин, спасательные жилеты – всё хранится в лодках безбоязненно.

Кто спасётся? Давайте обратимся к Евангелию. Откроем главу двадцать седьмую от Матфея. Там говорится, что после всеобщего вокресения Царь царей разделит людей на овец и козлов. Овцам скажет: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира». Козлы же услышат: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу». И пойдут одни в муку вечную, а другие – в вечную жизнь, независимо от того, к какой религии или национальности принадлежит человек, там на это и не посмотрят. Стать овном легче всего в православной вере, если следовать святоотеческому учению. Изменение его приведёт к недугам души. Но православная вера лишь помогает сделать добрый выбор, не давая никаких других преимуществ. Наоборот, с нас спрос куда больше, так что в самом пекле, в самых мучительных местах православные окажутся на первом месте. Не спасёт ни сан, ни молитва, читаемая лицемерно, ни знания о православии, которые всё чаще заменяют веру. Не похоже, что мы приближаемся ко всеобщему спасению.

Алексей Ильич Осипов понятен в своих упованиях и надеждах, желая всем счастливого посмертного бытия. Как бы хотелось, чтобы он оказался прав. Понятен и отец Олег Стеняев, который страшится, что такие мысли могут кого-то ослабить, да и ослабляют. Может, следует поступать так: когда думаешь о загробной участи других людей, вспоминай Осипова и надейся, когда же мыслишь о себе, не забывай сказанного Стеняевым, помни о геенне. Так поступал и святой Силуан, желавший всем спасения столь сильно, что жизнь его стала подвигом. «Держи ум в аду и не отчаивайся», – учил он.

 ← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска
 

Добавить комментарий