Хранителю мой святый

«Отче наш, сущий на небесах… да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Лк. 11, 2). На земле волю Божию должны исполнять мы, люди, но далеко не всегда делаем это. А на небесах воля Его совершается беспрекословно и в полноте. Кем? Светлыми ангелами.

«В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1, 1). О чём здесь говорится? Земля – это мир материальный, видимый. Небо – мир духовный, невидимый, умопостигаемый. И когда говорится «сотворил небо», речь идёт о духовном мире со всеми населяющими его существами, то есть ангелами.

Бог сотворил ангельский мир прежде видимой вселенной. Ангелы – духовные сущности, служебные духи, бесплотные, обладающие умом и свободной волей. Находясь в непосредственной близости к Богу, они питаются Его светом и передают его нам. Именно для этого они и были сотворены.

Ангелам, как впоследствии и людям, Господь дал свободу выбора – быть с Богом или без Бога. Но они, в отличие от человека, могли сделать этот выбор только единожды. Когда-то такой выбор сделал один из величайших ангелов, могущественный Денница. Он восстал против Бога и повёл за собой треть ангельских сил. На небе произошла битва, и воинство бунтовщиков было низвергнуто с небес, из светлых ангелов став мрачными демонами. Теперь падшие ангелы (бесы) и их князь – бывший Денница, а ныне сатана – «господствуют в воздухе», то есть «вхожи» в наш земной мир. Смысл их существования – противление Богу и Его творению. Они стремятся различными способами отвратить людей от Бога. Через внушение и поощрение веры в самобытность человека, его независимость от Бога, через атеизм и ложные религиозные системы, склоняя человека к безнравственному образу жизни. И так далее.

В Таинстве крещения человек получает собственного Ангела Хранителя, светлого Ангела, который помогает ему избавиться от бесовского наваждения и увидеть мир таким, каков он на самом деле. У некрещёного человека своего Ангела Хранителя нет, он не имеет благодатной помощи (исключения возможны, но крайне редки) и оказывается беззащитным перед злобой падших ангелов.

Ангел Хранитель пребывает с человеком неразлучно всю жизнь. Ангел учит нас добру, возбуждает в уме благие помышления, в сердце – богоугодные желания. Он помогает в делах, которые угодны Господу, и отвращает от мыслей и дел, которые препятствуют нашему спасению. Он стремится удержать нас от лености, праздности, пустословия, осуждения, пьянства… Бережёт человека от всяких бед и защищает его от врагов, особенно же от невидимых – злых духов. Он ходатайствует за нас пред милосердием Божиим, умоляет Бога о наших нуждах.

Не оставляет Ангел Хранитель своего подопечного и на смертном одре. Он помогает человеку перейти из мира материального в мир духовный, сопровождая его на пути к Богу, полном опасностей, исходящих от «духов злобы поднебесных». Бесы подстерегают человека на пороге смерти, чтобы увести его в своё тёмное царство, – и ужасна кончина тех, кто не имеет благодатной защиты.

Являясь людям, святые ангелы принимают облик «сообразно тому, как смотрящие могут видеть их». Чаще всего Ангел предстаёт в виде человекообразного существа с крыльями, в белых как снег одеждах. Но «показываются» ангелы людям крайне редко, только по каким-то очень значимым поводам. Обычно же беседа с Ангелом происходит внутри человека, посредством сокровенного голоса сердца. Присутствие Ангела Хранителя можно распознать по внутреннему настроению своей души. Если на душе светло и на сердце легко, тихо, мирно – значит, Ангел рядом.

Но Ангел не всегда находится на своей «вахте». «Как дым отгоняет пчёл, – говорит святитель Василий Великий, – так Ангела Хранителя нашего отгоняет от нас грех». Если в душе буря, а в сердце – страсти, ум кичливо надмевается, люди видятся врагами, в голове постоянно прокручиваются гневливые мысли, то это означает, что мы находимся под властью лукавого, – нужно срочно призывать своего Хранителя.

Сложность заключается в следующем. Бывает, что «сам сатана приобретает вид Ангела света» (2 Кор. 11, 14) и начинает склонять человека ко греху под благовидными предлогами. Самый элементарный пример. Человек начинает размышлять: «Я сильно замёрз, вот заболею, не смогу выполнить важное дело, надо выпить водки для профилактики…» А далее следуют запой, депрессия, неисполнение целого ряда значимых дел… Различение помыслов, то есть определение того, от кого исходят наши мысли: от Бога или от диавола, – настоящее искусство, которое мы осваиваем в Церкви Христовой.

Ангелы хранители «официально представляют» в нашем земном мире Самого Господа, поэтому православные относятся к ним любовно и трепетно. Никогда православный человек не позволит фамильярностей, подобных тем, которыми насыщена весьма обширная современная оккультная литература об ангелах. Например, такому: «Замечательная практика – прилечь на руки Ангела. Представьте или почувствуйте, что лежите в его объятиях и утопаете в них. Это окажет очень сильный целительный эффект, особенно заметный в кризисных ситуациях». Мы никогда не поверим заявлениям «ангеловедов»-эзотериков такого рода: «Ангелами хранителями могут стать как ангелы – посланники Бога, так и святые, мученики и пророки, почитаемые народом».

В духовный мир можно, в принципе, попасть разными путями, но истинный путь – только один. Христос говорит: «Я есмь дверь: кто войдёт Мною, тот спасётся» (Ин. 10, 9). Оккультисты же входят в него окольными путями и видят то, что им демонстрирует отец лжи – диавол. Чтобы не поддаться обману, чтобы не принять бесовский фальцет за ангельский глас, нужно знать православное вероучение и постоянно молитвенно обращаться за помощью к своему Ангелу Хранителю:

«Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небесе данный, прилежно молю тя: ты мя днесь просвети и от всякого зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи. Аминь».

 ← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий