Как православные в “Колыбели революции” отметили её 100-летие

Пожалуй, только три значимых события в жизни Санкт-Петербургской епархии были как-то связаны с прошедшим столетним юбилеем Великой Октябрьской социалистической революции.

Накануне, 4 ноября, при епархиальном отделе религиозного образования и катехизации был освящён храм-часовня во имя священномученика Серафима Петроградского. Как известно, владыку Серафима (Чичагова), митрополита Петроградского, арестовали в ноябре 1937 года. Он находился в состоянии тяжёлой болезни, был вынесен из дома на носилках и доставлен в Таганскую тюрьму на арестантской машине под видом машины «скорой помощи». 11 декабря его расстреляли на полигоне НКВД в подмосковном посёлке Бутово. На допросе владыка говорил: “Вы из истории хорошо знаете, что и раньше были гонения на христианство, но чем оно кончалось, торжеством христианства, так будет и с этим гонением — оно тоже кончится, и православная церковь снова будет восстановлена и православная вера восторжествует”.

5 ноября в здании Петербургского спортивно-концертного комплекса (СКК) прошла конференция “Духовно-нравственный вектор российского столетия (1917-2017)”, организованная Собором православной интеллигенции, епархиальным ОВЦО, ТО “Возрождение”, Александро-Невским братством, Русским собранием и Советом православных общественных объединений Санкт-Петербурга. Непосредственно революции было посвящено только несколько выступлений.

Доклад “Февраль и Октябрь: два пути русской цивилизации” сделал директор Российского института истории искусств Александр Казин. Он отметил, что Россия продолжает религиозную борьбу, невидимую брань. На Западе религиозная борьба завершилась поражением. Февральская революция – ключевое событие, победа модерна, который в Европе победил три-четыре века назад. Произошёл слом оснований православной цивилизации. Русский народ не принял переворот. В основе Октябрьской революции лежала идея земного рая. Октябрь стал расплатой, искуплением за Февраль, а Великая Отечественная война – искуплением Октября. Если бы не был уничтожен оккультный германский рейх, то русского народа уже бы не было. На это и была направлена агрессия рейха. Для России власть – скорее бремя, чем привилегия, а богатство – испытание. Сейчас очевидны признаки завершения определённого этапа в мировой истории. В этом плане значение России уникально: это единственная страна в мире, которая продолжает защищать христианские идеалы.

Доцент СПбГУ Георгий Зазулин выступил с докладом “К вопросу о векторе духовно-нравственного развития России в XXI веке”. В его понимании Февральская революция – одна из первых “цветных”. Она перешла в братоубийственную войну, а затем в противостояние материализма и идеализма. В наше время необходимо уменьшение социальной поляризации в идеологической и экономической сферах. Главный инструмент для этого – Стратегия национальной безопасности России.

Также прозвучали доклады “Духовные причины разложения Вооружённых Сил дореволюционной России в 1917 году” члена Собора православной интеллигенции Александра Белякова, “Духовно-нравственный вектор дореволюционной отечественной психологии и современные проблемы” директора Центра христианской психологии и антропологии Юрия Зенько, “Анатомия измены: почему и как произошла Февральская революция (1917)” доцента СПбГУ протодиакона Владимира Василика, и другие.

А 7 ноября, в день юбилея, в Ледовом дворце состоялся концерт “Перезвоны столетий. 1917-2017 год”. Организаторы – епархиальный совет по культуре при поддержке городского комитета по культуре и Центра культурных инициатив.

В концерте приняли участие хор духовенства Санкт-Петербургской митрополии под руководством Юрия Герасимова, ансамбль “Кронверк Брас” под руководством Ильи Кузнецова (коллектив – автор аранжировок всех прозвучавших песен), звонарь храма Сретения Господня Андрей Иванов.

Как сообщило ИА “Вода живая”, ведущие концерта, актёры Анастасия Мельникова и Александр Галибин, читали подлинные письма людей, в которых отразилась история России за сто лет. Было множество выступлений. Всё это сопровождалось видеорядом на большом экране. В финале концерта, на экране возник знаменитый “Чёрный квадрат”. С одной стороны, эта картина была задумана как “антиикона”, с другой – многие считают это произведение пророческим изображением пропасти, в которую обрушилась страна. Но постепенно на сплошном чёрном поле стал проявляться лик Спасителя.

Добавить комментарий