Как православные в «Колыбели революции» отметили её 100-летие

Пожалуй, только три значимых события в жизни Санкт-Петербургской епархии были как-то связаны с прошедшим столетним юбилеем Великой Октябрьской социалистической революции.

Накануне, 4 ноября, при епархиальном отделе религиозного образования и катехизации был освящён храм-часовня во имя священномученика Серафима Петроградского. Как известно, владыку Серафима (Чичагова), митрополита Петроградского, арестовали в ноябре 1937 года. Он находился в состоянии тяжёлой болезни, был вынесен из дома на носилках и доставлен в Таганскую тюрьму на арестантской машине под видом машины «скорой помощи». 11 декабря его расстреляли на полигоне НКВД в подмосковном посёлке Бутово. На допросе владыка говорил: «Вы из истории хорошо знаете, что и раньше были гонения на христианство, но чем оно кончалось, торжеством христианства, так будет и с этим гонением — оно тоже кончится, и православная церковь снова будет восстановлена и православная вера восторжествует».

5 ноября в здании Петербургского спортивно-концертного комплекса (СКК) прошла конференция «Духовно-нравственный вектор российского столетия (1917-2017)», организованная Собором православной интеллигенции, епархиальным ОВЦО, ТО «Возрождение», Александро-Невским братством, Русским собранием и Советом православных общественных объединений Санкт-Петербурга. Непосредственно революции было посвящено только несколько выступлений.

Доклад «Февраль и Октябрь: два пути русской цивилизации» сделал директор Российского института истории искусств Александр Казин. Он отметил, что Россия продолжает религиозную борьбу, невидимую брань. На Западе религиозная борьба завершилась поражением. Февральская революция — ключевое событие, победа модерна, который в Европе победил три-четыре века назад. Произошёл слом оснований православной цивилизации. Русский народ не принял переворот. В основе Октябрьской революции лежала идея земного рая. Октябрь стал расплатой, искуплением за Февраль, а Великая Отечественная война — искуплением Октября. Если бы не был уничтожен оккультный германский рейх, то русского народа уже бы не было. На это и была направлена агрессия рейха. Для России власть — скорее бремя, чем привилегия, а богатство — испытание. Сейчас очевидны признаки завершения определённого этапа в мировой истории. В этом плане значение России уникально: это единственная страна в мире, которая продолжает защищать христианские идеалы.

Доцент СПбГУ Георгий Зазулин выступил с докладом «К вопросу о векторе духовно-нравственного развития России в XXI веке». В его понимании Февральская революция — одна из первых «цветных». Она перешла в братоубийственную войну, а затем в противостояние материализма и идеализма. В наше время необходимо уменьшение социальной поляризации в идеологической и экономической сферах. Главный инструмент для этого — Стратегия национальной безопасности России.

Также прозвучали доклады «Духовные причины разложения Вооружённых Сил дореволюционной России в 1917 году» члена Собора православной интеллигенции Александра Белякова, «Духовно-нравственный вектор дореволюционной отечественной психологии и современные проблемы» директора Центра христианской психологии и антропологии Юрия Зенько, «Анатомия измены: почему и как произошла Февральская революция (1917)» доцента СПбГУ протодиакона Владимира Василика, и другие.

А 7 ноября, в день юбилея, в Ледовом дворце состоялся концерт «Перезвоны столетий. 1917-2017 год». Организаторы — епархиальный совет по культуре при поддержке городского комитета по культуре и Центра культурных инициатив.

В концерте приняли участие хор духовенства Санкт-Петербургской митрополии под руководством Юрия Герасимова, ансамбль «Кронверк Брас» под руководством Ильи Кузнецова (коллектив — автор аранжировок всех прозвучавших песен), звонарь храма Сретения Господня Андрей Иванов.

Как сообщило ИА «Вода живая», ведущие концерта, актёры Анастасия Мельникова и Александр Галибин, читали подлинные письма людей, в которых отразилась история России за сто лет. Было множество выступлений. Всё это сопровождалось видеорядом на большом экране. В финале концерта, на экране возник знаменитый «Чёрный квадрат». С одной стороны, эта картина была задумана как «антиикона», с другой — многие считают это произведение пророческим изображением пропасти, в которую обрушилась страна. Но постепенно на сплошном чёрном поле стал проявляться лик Спасителя.

Добавить комментарий