Француз, воспевший русского солдата
Отечества славные сыны
8 сентября в России отмечали День воинской славы. Дата эта выбрана в честь произошедшего 7 сентября 1812 года самого грозного и кровопролитного сражения Отечественной войны – битвы при Бородино.
В столице нашей Родины, на Кутузовском проспекте (когда-то на этом месте была деревенька Фили, где стоял штаб фельдмаршала Кутузова), находится необычное здание, похожее на барабан.
Это музей «Бородинская панорама». Он был выстроен в 60-х годах прошлого века для хранения одной-единственной картины. Но зато какой! Громадный холст размером 14 на 115 метров изображает самые значительные моменты Бородинского сражения. Зайдя сюда с шумной улицы, ты точно на машине времени попадаешь в гущу битвы…
Автор грандиозного полотна, как ни странно, вовсе не русский, а француз. Франц Алексеевич Рубо был сыном марсельского коммерсанта, осевшего в Одессе.
В этом прекрасном городе прошло детство художника. Россию он полюбил всем сердцем и своё творчество посвятил её героям. «Бородинскую панораму» Рубо написал к 100-летнему юбилею великой битвы, и трудился он с несколькими помощниками над ней почти год. А перед тем успел создать «Севастопольскую панораму», посвящённую обороне черноморского города в 1854-1855 годах, и панораму «Штурм аула Ахульго» – на тему Кавказской войны.
Его часто спрашивали, почему он не изображает на своих полотнах героев крупным планом. На это Франц Алексеевич отвечал, что геройски сражались все и выделять кого-то просто несправедливо. Готовился к написанию полотна Рубо очень тщательно: изучал исторические документы, знакомился с местами боёв, беседовал с участниками и очевидцами событий. Вот поэтому, когда на открытие «Севастопольской панорамы» пришли старые солдаты, оборонявшие Малахов курган, они были потрясены: а ведь всё так и было, откуда художник мог это знать?! Многие не могли сдержать слёз.
Есть у Франца Рубо ещё одна картина, воспевающая русский воинский дух. Называется она «Живой мост» и посвящена одному из эпизодов русско-персидской войны 1804-1813 годов. Меньше пятиста наших воинов держались тогда против нескольких десятков тысяч персов. На холсте – момент погони: за русским егерским полком по пятам идёт враг, и вдруг на пути оказалась преграда – расщелина, через которую пушкам не переехать. Строить мост нет времени, а бросить орудия – тогда не отбиться от врага, да и позорное это дело. Тут один из солдат, Гаврила Сидоров, говорит: «Пушка – солдатская барыня, надобно ей помочь!» – и прыгает в ров. А за ним и несколько его товарищей. Они заполнили расщелину своими телами, и лошади смогли пройти по этому «живому мосту». Лишь двое солдат поднялись живыми изо рва…
Видно, самого художника эта история потрясла.
Как уже бывало не раз в нашей истории (вспомним хотя бы Владимира Ивановича Даля), иностранец оказался даже более русским по духу, чем сами мы, русские.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий