Француз, воспевший русского солдата

Отечества славные сыны

8 сентября в России отмечали День воинской славы. Дата эта выбрана в честь произошедшего 7 сентября 1812 года самого грозного и кровопролитного сражения Отечественной войны – битвы при Бородино.

В столице нашей Родины, на Кутузовском проспекте (когда-то на этом месте была деревенька Фили, где стоял штаб фельдмаршала Кутузова), находится необычное здание, похожее на барабан.

Музей-панорама «Бородинская битва» (tour-classica.ru)

Музей-панорама «Бородинская битва» (e-write.ru)

Это музей «Бородинская панорама». Он был выстроен в 60-х годах прошлого века для хранения одной-единственной картины. Но зато какой! Громадный холст размером 14 на 115 метров изображает самые значительные моменты Бородинского сражения. Зайдя сюда с шумной улицы, ты точно на машине времени попадаешь в гущу битвы…

«Кавалерийский бой во ржи». Фрагмент Бородинской панорамы

Автор грандиозного полотна, как ни странно, вовсе не русский, а француз. Франц Алексеевич Рубо был сыном марсельского коммерсанта, осевшего в Одессе.

Франц Алексеевич Рубо (1856-1928)

В этом прекрасном городе прошло детство художника. Россию он полюбил всем сердцем и своё творчество посвятил её героям. «Бородинскую панораму» Рубо написал к 100-летнему юбилею великой битвы, и трудился он с несколькими помощниками над ней почти год. А перед тем успел создать «Севастопольскую панораму», посвящённую обороне черноморского города в 1854-1855 годах, и панораму «Штурм аула Ахульго» – на тему Кавказской войны.

«Штурм аула Ахульго» (ushanov.wordpress.com)

Его часто спрашивали, почему он не изображает на своих полотнах героев крупным планом. На это Франц Алексеевич отвечал, что геройски сражались все и выделять кого-то просто несправедливо. Готовился к написанию полотна Рубо очень тщательно: изучал исторические документы, знакомился с местами боёв, беседовал с участниками и очевидцами событий. Вот поэтому, когда на открытие «Севастопольской панорамы» пришли старые солдаты, оборонявшие Малахов курган, они были потрясены: а ведь всё так и было, откуда художник мог это знать?! Многие не могли сдержать слёз.

Есть у Франца Рубо ещё одна картина, воспевающая русский воинский дух. Называется она «Живой мост» и посвящена одному из эпизодов русско-персидской войны 1804-1813 годов. Меньше пятиста наших воинов держались тогда против нескольких десятков тысяч персов. На холсте – момент погони: за русским егерским полком по пятам идёт враг, и вдруг на пути оказалась преграда – расщелина, через которую пушкам не переехать. Строить мост нет времени, а бросить орудия – тогда не отбиться от врага, да и позорное это дело. Тут один из солдат, Гаврила Сидоров, говорит: «Пушка – солдатская барыня, надобно ей помочь!» – и прыгает в ров. А за ним и несколько его товарищей. Они заполнили расщелину своими телами, и лошади смогли пройти по этому «живому мосту». Лишь двое солдат поднялись живыми изо рва…

Картина Франца Рубо «Живой мост» (medvezhijugol.ru)

Видно, самого художника эта история потрясла.

Как уже бывало не раз в нашей истории (вспомним хотя бы Владимира Ивановича Даля), иностранец оказался даже более русским по духу, чем сами мы, русские.

 ← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска
 

Добавить комментарий