Всероссийский батюшка для эстов

Праведный Иоанн Кронштадтский

В XVI веке, в утешение эстонскому народу, страдавшему от гнёта немецких баронов-помещиков, явилась Божия Матерь. Произошло это на северо-востоке Эстонии, между Финским заливом и Чудским озером, там, где посреди обширной равнины возвышается тремя уступами величественный живописный холм, носивший в древности название Куремяги (в переводе с эстонского – Журавлиная гора).

Пресвятая Богородица освятила Своим пришествием ключевой источник у подножия горы, а на древнем дубе оставила в благословение икону Своего Преславного Успения.

С тех пор местные жители прозвали гору Пюхтицкой, то есть Святой, а у древнего дуба построили деревянную часовню, где и поставили обретённую икону. Вскоре рядом с часовней была возведена новая, более обширная, перестроенная в Успенскую церковь. Отовсюду шли сюда люди поклониться образу, дарованному Самой Царицей Небесной, омыться в животворящих водах источника, прославившегося многими чудотворениями и исцелениями. Ежегодно на праздник Успения Божией Матери в Пюхтицы собиралось такое множество паломников, что во время всенощной вся гора была усеяна огоньками свечей, которые держали в руках молящиеся.

В 1882 году для помощи бедным и сиротам, для духовного просвещения населения было основано Прибалтийское православное братство Христа Спасителя и Покрова Божией Матери. Отец Иоанн Кронштадтский был почётным членом братства и неустанно заботился о пюхтицкой святыне, расположенной на одной из окраин страны среди иноверного населения, высоко оценивая её значение как светоча православия в этом пустынном краю.

В 1888 году в Пюхтицы, тогда ещё на пустую гору, где у древнего дуба одиноко стояла деревянная церковь, из Костромы была направлена монахиня Варвара (Блохина). Состоялась её встреча с о. Иоанном Кронштадтским. Ей предстояло, по благословению отца Иоанна, заложить основы монашеской общины на Богородицкой горе.

В 1891 году великий праведник основал в Пюхтицах поистине обитель милосердия – с больницей, бесплатно обслуживающей всё окрестное население, сиротским приютом и школой для бедных. Первые 70 сестёр обители были крестницами о. Иоанна Кронштадтского и его духовными чадами.

Ещё до создания общины о. Иоанн Кронштадтский благословил и освятил место под монастырь, специально приехав с этой целью на Богородицкую гору. Дорогой батюшка освящал первый монастырский дом, построенный на присланные им средства. В те знаменательные для обители дни батюшка пробыл в Пюхтицах четыре дня – с 13 по 16 августа. В 1892 году Указом Святейшего Синода было определено именовать монашескую общину Пюхтицким Успенским женским монастырём с возведением её начальницы монахини Варвары в сан игумении.

«Немало по лицу земли Русской славных храмов и монастырей. Многие из них будут до основания сметены нечестивцами, этой же обители суждено долголетие и благоукрашение. И будет стоять она до скончания века»,— сказал о. Иоанн Кронштадтский на освящении Пюхтицкой обители.

Отец Иоанн очень любил Пюхтицы и говорил: «Целуйте эту землю, она освящена пришествием Божией Матери». Своих духовных чад дорогой батюшка благословлял в обитель со словами: «Идите в Пюхтицы, там три ступени до Царствия Небесного».

Быстро продвигалось строительство на Богородицкой горе. За один год в Пюхтицах появились временная трапезная, жилые дома-келии, здание приюта для детей, хозяйственные постройки. Заложены были Святые Врата с колокольней над ними.

На все текущие нужды о. Иоанн Кронштадтский присылал денежные средства. Вот только несколько строк из его писем: «…Посылаю муки, припасов, пятьсот рублей», «…Присылаю на нужды обители триста рублей. Молю Господа о вашем здравии, обилии и ­довольствии благ земных и духовных», «…Ищите прежде Царствия Божия и Правды Его, и всё земное приложится вам. Я посылаю вам триста рублей. Господи, помоги пюхтицким!»

Успешно налаживалась молитвенная жизнь обители. Уже в первый год был введён полный монастырский богослужебный круг, созданы два монашеских хора – на церковнославянском и эстонском языках. С первых же дней существования обители был установлен строгий монастырский порядок, какой можно было встретить только в старинных монастырях. «Молю Бога, чтобы в Пюхтицах под Покровом Царицы Небесной процветали правда, святость и благочестие сестёр», – писал о. Иоанн Кронштадтский пюхтицкой игумении Алексии.

Воспитывая в пюхтицких насельницах самоотверженную любовь к каждому человеку, приходящему в обитель, батюшка строго назидал: «Сёстры, вы встречаете гостей Самой Царицы Небесной!»

Через несколько лет Пюхтицкий монастырь снискал такое доверие окрестных жителей, что они стали отдавать на воспитание и обучение в обитель своих детей. В приюте воспитывалось 25-30 детей и православного, и лютеранского вероисповедания (одна девочка была католичкой). Первой начальницей приюта была монахиня Арсения (Блохина), родная сестра игумении Варвары.

Кроме того, при обители было создано двухклассное училище на 50 учеников, в котором также не было разделения на православных и лютеран. Преподавали в училище пюхтицкие диакон о. Александр Мянник и псаломщик Константин Петрович Пуу.

В монастырской лечебнице принимал окрестное население доктор Иоанн Фёдорович Кириллов. Ему помогали рясофорная послушница Ирина Авдеева и воспитанница приюта Агафия Мятус. Медицинская помощь оказывалась бесплатно, лекарства раздавались тоже бесплатно.

Буквально за три-четыре года на Богородицкой горе вырос монастырь. Трудами рук своих сёстры полностью обеспечивали себя и паломников обители. «Держитесь за травку, ограда спасёт», – говорил батюшка Иоанн. Пюхтицкие насельницы сеют рожь, пшеницу, овёс, выпекают хлеб, выращивают фрукты и овощи, заготавливают дрова, грибы, ягоды. Пройдя все суровые испытания, Пюхтицкий монастырь вот уже более ста лет стоит, как Сион Прибалтийского края, Святая обитель на Богородицкой горе, служа страждущему человечеству молитвой, милосердием, любовью.

…Ещё в XIX веке о. Иоанну Кронштадтскому открылся в видении дивный монастырский собор. Однажды, возвращаясь со святого источника с первой пюхтицкой игуменией Варварой, батюшка, взглянув в ту сторону, где сейчас находится Успенский собор Пюхтицкого монастыря, сказал: «Матушка игумения! Посмотрите, какой у вас на горе великолепный собор ­стоит! Антихрист к нему не подойдёт».

Прошло несколько лет. И вот в последний год своей земной жизни дорогой батюшка благословил начать строительство монастырского собора. Отец Иоанн указал место, где брать глину для кирпичей. Глина была чистая, без примеси единого камешка. Устроили небольшие печи для обжига. Словно румяные пироги, приготовленные их заботливыми руками, кирпичи ждали укладки.

Средства на постройку собора были пожертвованы известным благотворителем московским генерал-майором Иваном Филипповичем Терещенко. Сёстры своими руками выстроили величественный пятиглавый собор.

В алтаре собора находится икона Божией Матери «Одигитрия», которой о. Иоанн Кронштадтский благословил строительство Успенского собора. На оборотной стороне иконы надпись, свидетельствующая об этом и датированная 12 февраля 1908 года.

Украшением монастырского собора является Пюхтицкая икона, история которой чудесным образом связана с именем святого праведного о. Иоанна Кронштадтского. В 1894 году сёстры монастыря подарили горячо любимому пастырю в день Ангела икону, на которой запечатлено явление Пресвятой Богородицы в Пюхтицах у источника. Внизу на иконе подпись: «Протоиерею отцу Иоанну Ильичу Сергиеву, труд живописиц Успенскаго женскаго монастыря на Святой горе Эстляндской губернии. 1894 г. 19 октября».

Эта икона пребывала с о. Иоанном Кронштадтским до самой его кончины. Много лет молился батюшка перед ней и завещал её благочестивой петербургской чете, которая передала впоследствии образ м. Вирсавии, насельнице закрытого к тому времени Санкт-Петербургского Иоанновского монастыря. Та не расставалась с иконой, но Пресвятая Богородица явилась монахине во сне и открыла Свою волю о возвращении Её образа в Пюхтицкую обитель, сказав: «Я Сама к тебе приду». Случилось это на Пасху 1946 года. Вскоре м. Вирсавия умерла, а Пюхтицкая икона 1 июля вернулась в монастырь. Её торжественно встретили у древнего дуба. Приняла святыню в свои руки тогдашняя настоятельница игумения Алексия (в схиме Сергия).

Смотришь на эту икону, перед которой молился великий праведник, и оживают в памяти слова дорогого батюшки: «На 15-е, в канун Успения Богоматери, 1898 года я имел счастье в первый раз увидеть во сне явственно лицом к лицу Царицу Небесную и слышать Её сладчайший, блаженный, ободрительный голос: “Милейшие вы, чада Отца Небесного”… Не забуду я вас, дивные очи! Минуту продолжалось это явление, потом Она ушла от меня неторопливо, перешагнула за небольшой овраг и скрылась!»

Неустанно заботясь о нуждах православных эстонцев, о. Иоанн Кронштадтский не оставил без своего пастырского попечения и тех, кто жил в Петербурге. В начале 80-х годов в городе проживало около 16 тысяч эстонцев, примерно четверть из них были православными. Однако, так как православное богослужение на эстонском языке в Петербурге не совершалось, они, не зная русского языка, по многу лет были оторваны от Православной Церкви, а их дети – от школы.

Когда же было создано Православное эстонское братство во имя свщмч. Исидора Юрьевского, о. Иоанн Кронштадтский благословил сбор средств на строительство храма, он же стал и первым жертвователем на новый храм… Батюшка принимал деятельное участие в комиссии по строительству храма и состоял её почётным председателем.

Комплекс сооружений братства – пятиглавый двухэтажный храм, школа и зал собраний – был завершён к 1907 году и сохранился до наших дней, он находится на набережной канала Грибоедова.

Инокиня Ирина, Пюхтицы

«Мир православия», 2001 г.

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий