Совесть нации

Александр Сокуров щедр на интервью в последнее время. В них можно встретить и такое заявление: «Идёт к тому, что в России разразится религиозная война». Главный обвиняемый – Церковь, которая, по мнению Сокурова, уже начала захват власти в стране, преследуя передовых творцов.

Подоплёка этих нападок лежит на поверхности. Значительная часть нашей интеллигенции смотрит на Церковь как на удачливого конкурента в борьбе за право считаться «совестью нации». То, что многие представители творческих профессий, по сути, предали народ в 90-е, Сокуров просто забыл. Именно тогда рухнула почти безграничная вера людей во многих писателей, актёров, режиссёров и так далее. Поэтому идеи Александра Николаевича, что страной должны править возвышенные личности вроде Галины Вишневской, уже вряд ли будут востребованы. В последнее время конфликт обострился. Православные ударили по больному – они всё чаще задают вопрос: почему налогоплательщики должны оплачивать мерзкие постановки вроде «Голой пионерки» Кирилла Серебренникова или «Матильды» Алексея Учителя?

Сокурова, кстати, никто особо не критиковал, он действительно талантливый человек, по-своему глубокий, стремящийся скорее удивить, чем оскорбить и эпатировать. В кино. За пределами же съёмочной площадки обнаружились достаточно неприятные вещи.

«В стране давно не было такого кошмара и абсурда», – заявил он. Но не там он увидел источник кошмара и абсурда. Как человек, закончивший исторический факультет Горьковского факультета, Александр Николаевич должен ценить верность фактам. Как человек, претендующий на возвышенность, – презирать пошлость. А ещё любить правду, позиционируя себя как её носителя. Но трейлер (краткая видеопрезентация будущего фильма) «Матильды» – это образец пошлости и презрения к истории. Однако Александр Николаевич грудью бросился на защиту фильма Учителя.

В фильме любовь Цесаревича к прекрасной балерине противопоставляется обязанности жениться на неприятной немке. Будущая Царица отчаянно борется за место на троне – и нелюбовь побеждает. А на самом деле? Цесаревич полюбил свою будущую жену, Александру Фёдоровну, в юнос­ти и пронёс это чувство через всю жизнь. Он умолял отца позволить ему жениться, но Александр III был против этого брака. В это время и появляется Матильда, к которой Николай Александрович испытывал самые нежные чувства.

Была ли Матильда любовницей Цесаревича? Для этого мнения нет никаких серьёзных оснований. В газете «Аргументы и факты» читаем: «В январе 1892 года к Матильде в дом прибыл некий “гусар Волков”. Удивлённая девушка подошла к дверям, а навстречу ей шёл… Николай. Ту ночь они впервые провели вместе. Визиты “гусара Волкова” стали регулярными…» На самом деле Волков – это вовсе не псевдоним Цесаревича Николая Александровича, а фамилия его близкого друга Евгения, с которым они вместе приходили к балерине. А некоторое время назад были обнаружены копии нескольких дневников Матильды Кшесинской, которые хранятся в фонде театрального музея А. А. Бахрушина. Оказалось, что девушка действительно отчаянно добивалась наследника престола, но он был категорически против интимной связи. Даже в январе 1893 года, после годовой осады, не подавал влюблённой никаких надежд. Кшесинская настаивала. Цесаревич отвечал, что это невозможно. Она была девицей, и он не мог лишить её невинности, зная, что не сможет жениться. Это, конечно, лишь одна из причин, вполне характеризующая будущего Царя как благородного человека.

Для визитов к балерине Николай Александрович привлекал не только Евгения Волкова, но и других знакомых, что весьма раздражало Матильду, мечтавшую остаться наедине с наследником. Иногда мог заявиться в час ночи, так как день его был расписан по минутам, но дальше весёлых бесед дело не шло. Забыл ли Николай о своей Аликс? Нет. Он писал: «Два одинаковых чувства поселились в моём сердце». Но борьба эта была кратковременной. В начале 1894-го наследник получил, наконец, согласие на брак с Александрой. С Кшесинской они расстались друзьями. Невеста была в курсе случившегося и отнеслась с пониманием. Ревнуя, Императрица постаралась бы досадить Матильде Кшесинской, но балерина до самой смерти относилась к Александре Фёдоровне с уважением за то, что та смогла подарить Государю семейное счастье. Зачем режиссёру понадобилось изолгать эту историю? Он делал блокбастер, а верность истине – просто не его уровень.

Но для Сокурова Алексей Учитель – один из властителей дум, представитель творческой элиты, призванный править «этой страной», направлять её неприятный, одичалый народ. Это не то чтобы зоологическая русофобия, русских Сокуров не ненавидит. Скорее, жалеет, как убогих, которым не повезло с наследственностью и дурным поводырём в лице Церкви. К Церкви он относится действительно плохо и, как выясняется, совершенно не знает её истории. Ответ на его оскорбления Церкви дал епископ Тихон (Шевкунов), заметив, что готов выслушивать от Александра Николаевича критику современного положения дел в Церкви. А вот мимо клеветы на её прошлое пройти не может, особенно когда речь идёт о временах гонений.

По-настоящему некрасиво получается, когда Сокуров доходит до 20-х годов, заявляя, что, как только большевики лишили Церковь поддержки государства, священники «помыкавшись месяц-другой, забирали свои семьи, закрывали храмы и уезжали в города. Занимались торговлей, устраивались на работу. А храм оставался на разграбление селу. У народа не было особого отношения к храмам. Их разбирали, грабили, жгли». Здесь ложью является всё. Трудно припомнить хотя бы один случай, чтобы храм остался без пастыря. Их убивали тысячами, они в любой момент могли спастись, уехав, но стояли за святыни. Практически невозможно найти примеры, когда храм ограбил бы и сжёг народ. Это были обычно либо проезжие богоборцы, либо редкостные мерзавцы на местах, о которых в народе сохранилась страшная память. Ещё недавно были живы люди, вспоминавшие, как ревели всем селом, когда уничтожали их церкви, но не могли этому помешать – с защитниками Церкви власти расправлялись беспощадно.

Я упомянул здесь малую часть нападок Александра Сокурова на православие. Увы, не нашёл у него даже проблеска понимания, что для того, чтобы быть совестью нации, нужно иметь её самому. И что делать с этой бедой, не знаю.

Оглавление выпуска     Следующая публикация →

Добавить комментарий