Пюхтицкий порядок

15 августа – празднование Пюхтицкой иконы Божией Матери

Так получилось, что газета «Вера» ещё ни разу не рассказывала об одном из самых известных женских монастырей Русской Церкви – Пюхтицком. О том самом, про который при его освящении праведный Иоанн Кронштадтский сказал такие слова: «Немало по лицу земли Русской славных храмов и монастырей. Многие из них будут до основания сметены нечестивцами, этой же обители суждено долголетие и благоукрашение. И будет стоять она до скончания века». Сегодня мы предпримем первую попытку этого… Наш внештатный корреспондент взяла интервью у его настоятельницы – игуменьи ФИЛАРЕТЫ (Калачёвой).

Игуменья Филарета (Калачёва)

Игуменья Филарета (Калачёва) родилась 20 марта 1968 года в г. Куйбышеве. В 1992 г. закончила биологический факультет Самарского университета и была принята в число сестёр Пюхтицкого монастыря. Проходила послушания в гостинице, на клиросе и фотографом обители, много лет несла послушание старшей келейницы при игуменском доме, выполняла поручения настоятельницы по строительным и ремонтным работам монастыря.

7 ноября 1993 г. пострижена в рясофор, 21 марта 2002 г. – в мантию с наречением имени в честь святителя Филарета, митрополита Московского. 17 ноября 2010 г. назначена исполняющей обязанности настоятельницы Пюхтицкого монастыря, 5 октября 2011 г. – игуменией Пюхтицкой обители.

Среди русских женских обителей Пюхтица – монастырь особенный. Промыслом Божиим он сохранился в годы господствующего атеизма, перенёс тяготы мировых войн, а во времена хрущёвских гонений из-под угрозы закрытия его вывел будущий Патриарх Алексий (Ридигер). Здесь из поколения в поколение передавался традиционный уклад монашеской жизни, тот особый «пюхтицкий порядок», который замечают и ценят паломники и который уже в наши дни, в пору открытия новых женских обителей, стали распространять по всей стране матушки-игуменьи, воспитанницы этого монастыря.

Пюхтицкий монастырь выстоял в годы гонений на Церковь, у вас не прерывалась духовная традиция. Что помогло сохранить монастырскую духовную традицию?

– В монастырской жизни мы призваны следовать святоотеческой традиции, – говорит настоятельница матушка Филарета. – Слово «традиция» означает передачу чего-то, в данном случае – монастырских правил, которыми мы руководствуемся и ныне в нашей жизни. Сохранить духовные традиции, пронести их через самые трудные времена нам помогло духовное окормление пюхтицких стариц, учивших примером своей жизни.

В монастырь должно приходить по призванию, а не прятаться за его стенами от жизни. Но человеку трудно бывает узнать волю Божию о себе. Наверно, ещё труднее предугадать, имеет ли призвание к монашеству девушка, хотящая поступить в ваш монастырь. Как вы решаете, кого принять, а кого – нет?

– Девушка, желающая поступить в монастырь, прежде всего должна приехать паломницей, и не один раз, пожить в монастыре какое-то время, чтобы испытать себя, потрудиться наравне с сёстрами, приобщиться к живому опыту монашеской жизни и осознать, действительно ли это её призвание. При беседе я всегда говорю: «Приходите поживите, мы на вас посмотрим, вы – на нас». Ведь жизнь монастырская нелёгкая. И конечно, человек не должен быть связан семейными узами – известно, что супруги имеют определённые обязательства по отношению друг к другу и к малолетним детям. А поступая в монастырь, человек всего себя отдаёт служению Богу и Церкви. Некоторые люди думают, что монастырь – это лишь тишина и покой. Они видят внешнее благолепие, прельщаются им, не понимая, что за этим стоит огромный человеческий труд. Желающим поступить в обитель важно знать, чего они ищут, когда идут в монастырь, чего ждут, когда обращаются ко Христу.

Но вот, предположим, ошибка. Можно ли покинуть монастырь и вернуться к мирской жизни?

– Для того и существует испытательный срок, чтобы всё взвесить, продумать и решить, куда склоняется сердце – оставаться в обители или вернуться в мир. Бывают случаи, что и рясофорные оставляют монастырь и возвращаются к мирской жизни, но вернувшихся к мирской жизни мантийных монахинь не припомню. Ведь до пострига в мантию у нас в Пюхтице проходит, как правило, не менее десяти лет, за это время можно хорошо проверить и испытать себя.

Кто приходит в монастырь: только молодые или пожилые тоже? Откуда – из России или Прибалтики?

– Пожилые люди могут быть приняты в монастырь, если не связаны семейными обстоятельствами – их дети уже взрослые и живут самостоятельно. А приходят как из России, так и из Прибалтики.

Чем эстонское общество отличается от российского?

– Люди везде и всегда люди. Если говорить в общих чертах, то русские отличаются своей открытостью, сердечностью, простотой и духовностью. У эстонцев немало своих положительных качеств – это честность, сдержанность, собранность, аккуратность и правдивость. Немало у нас и общего. Многие эстонцы принимают православие.

Какие этапы проходит принятие монашеского чина в Пюхтицком монастыре? Слышала от сестёр, что так называемая связочка не во всех женских монастырях есть, но в Пюхтице девушки в связочке обращают на себя внимание большинства паломниц.

– Самая первая ступенька у нас, как вы сказали, это когда поступившая получает благословение носить монашескую одежду – облекается в чёрный хитон и платочек. Через некоторое время настоятельница одевает новоначальных молодых послушниц в рясу и остроконечный головной убор, именуемый связочка. Следующая ступень – рясофор, при этом связочка заменяется камилавкой. И, наконец, совершается постриг в мантию или малую схиму, при котором постриженницы уже дают обеты Богу – девства, послушания и нестяжания. И высшая ступень духовного возрастания – великая схима. Поскольку наш монастырь не закрывался со дня основания, у нас и сохранилась связочка – мы получили её ещё в XIX веке из Костромского Богоявленского монастыря с первыми приехавшими сёстрами.

Как долго паломники могут жить в монастыре? На каких послушаниях монастырь больше всего нуждается в трудниках?

– Обычный срок – три дня. По просьбе желающих потрудиться и помочь святой обители настоятельница может благословить и более длительное пребывание в монастыре, как правило, в летний период, на полевых, огородных работах и в саду.

Разрешено ли сёстрам общаться с паломниками, отвечая на их вопросы?

– Безусловно, сёстры, работающие вместе с паломниками, могут общаться с ними и отвечать на вопросы. Душа каждого монаха должна быть открыта гостеприимству. Конечно, монастырь – место литургической жизни и молитвы в первую очередь, но также и прибежище и утешение для людей, своего рода духовный центр, куда приходят люди со своей болью и заботами и находят здесь поддержку и исцеление. По словам святых отцов, «монах есть тот, кто, удалившись от всех, со всеми соединён». То есть тот же самый человек, который ведёт брань за хранение ума, внутреннее очищение и удаление от мирской суеты, призван при этом молиться за всех, сострадать каждому в беде и переживать всю горечь мира, не оставаясь никогда равнодушным к чужой боли.

Крестный ход к источнику

Монах – это тот, кто всего себя должен отдать Богу. В ответ человек в монастыре получает возможность ощущать присутствие Божие в своей жизни. Как не очерстветь душой и не привыкнуть к этому веянию тихого ветра – «духу хлада»?

– Тот, кто оставил всё мирское, соделал монахом только внешнего своего человека. Требуется очень большая борьба, чтобы внутренний человек стал монахом. А внутреннего человека соделал монахом только тот, кто отказался от пристрастных попечений о вещественном. Надо делать акцент на внутренней жизни, чтобы сердца горели любовью к Богу, жаждой жительства небесного. От каждого требуется внимательная жизнь – внутренний анализ, самоконтроль, пост и прислушивание к голосу своей совести.

На кладбище

Труд и молитва – это то, чем живёт монастырь. Как удаётся сделать так, чтобы тяжёлый труд для сестёр не был в тягость? Чем вы руководствуетесь при распределении послушаний?

– Работа и молитва – это не разные вещи. Работа не препятствует молитве, а, напротив, укрепляет её, делает лучше. По словам преподобного Порфирия, работа – это как если бы кто молился или клал земные поклоны. Очень важно каждому трудиться в монастыре по мере своих сил – чтобы и работы в обители, и сама жизнь протекали в трудах и жертвах. К послушанию в монастыре надо относиться как к молитве, оно должно исполняться с любовью и в духе служения и братолюбия. Это придаёт радость и осмысленность нашей жизни, соединяет нас со всем, что окружает в обители, с каждым членом нашей монашеской семьи. И вся наша жизнь таким образом освящается, когда мы ежечасно подвизаемся, чтобы принести друг другу и обители лучшее.

Термин «послушание» говорит о том, что монах добровольно служит ближнему и всей общине. Служит не потому, что подчиняется некоей системе трудовых отношений, как на производстве, но, укрепляясь в Божественной любви, он делится ею с ближними, подвизается для духовного преуспеяния всей братии. Это задача послушания монахов. И настоятельница монастыря, по словам отцов Церкви, не должна жить для самой себя, но ради них, и, живя ради сестёр, живёт для Бога. Настоятельница должна рассудительно относиться к распределению послушаний и не идти на поводу желаний и требований отдельных сестёр. Послушание назначается в соответствии с возможностями и способностями каждой из сестёр.

Мемориальный музей Иоанна Кронштадтского в монастыре

В православном мире любая монашеская община имеет своё лицо и особенности. В чём состоит особенность Пюхтицы?

– Пюхтица – место, избранное Самой Царицей Небесной и освящённое Её явлением и обретением чудотворного образа Успения, а таким местам Господь дарует особую благодать. Люди ощущают незримое присутствие Божией Матери и Её Небесный Покров над обителью. Неисчислимы чудеса благодатной помощи и исцелений на святом Пюхтицком источнике. В обители сохранилась и традиционная монастырская благотворительность – приём паломников в монастырских гостиницах или странноприимных домах. Христианская любовь, которую завещали сёстрам наши блаженные старицы, многочисленные святыни обители – всё это привлекает на Пюхтицкую гору немало паломников со всех уголков света. «Странники Божии – к Матери Божией приехали!» – так наставляла блаженная монахиня Екатерина молодых послушниц служить ближним.

Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь основан в 1891 г. на месте явления в XVI в. чудотворной иконы Успения Пресвятой Богородицы в ветвях дуба эстонским крестьянам. Православные построили небольшую деревянную часовню, и всё место стало называться Пюхтица, по-эстонски «святое место». На праздник Успения в дореволюционные годы сюда стекалось до десяти тысяч паломников. Вскоре рядом с деревянной часовней была возведена новая, более обширная, перестроенная в 1885 г. в Успенскую церковь, при ней был учреждён первый Пюхтицкий православный приход.

При участии отделения Православного прибалтийского братства из местечка Иевве (ныне г. Йыхви) и губернатора князя Сергея Шаховского здесь была основана Пюхтицкая Успенская женская община, преобразованная вскоре в монастырь. Покровительство и духовную поддержку обители оказывал святой праведный Иоанн Кронштадтский.

В 1968–2011 гг. настоятельницей обители была схиигумения Варвара (Трофимова). Матушка Варвара скончалась 8 февраля 2011 года. В монастыре в настоящее время насчитывается 122 сестры. Пюхтицкие монахини несут послушание в Горненской обители Иерусалима, на подворьях в Москве и Когалыме, в Ильинском скиту Васк-Нарвы, четырнадцать бывших насельниц обители возглавили вновь открывшиеся монастыри Русской Православной Церкви.

В одном из интервью вы сказали: «Путь духовной жизни пролегает не от теории к жизни, а от жизни к теории, не от сомнений ко Христу, а от Христа к разрешению сомнений…»

– Очень хорошо говорит об этом игумен Никон, афонский монах из Нового скита святого Василия Великого. Многие люди были необразованными и стали святыми, и мы обращаемся к ним в молитвах. С другой стороны, преподаватели университетов не всегда компетентны в духовных вопросах – они ведь только получили знания, а безграмотные святые всё это прожили. Вся их жизнь – это внутренняя борьба, она привела их к святости, и они стали святыми. Можно поэтому сказать, что спасает нас не вера сама по себе, а жизнь по вере. Наша блаженная монахиня Екатерина передавала свою веру в жизнь вечную, те мир и радость, которые она сама переживала. Каждый, кто встречал её, видел, что есть мир иной, духовный.

Фото с сайта монастыря

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

1 комментарий

  1. Oksana Nikolajenko:

    Здравствуйте очень хочу стать монахиней,можно к вам приехать и остаться у вас ,буду каяться за грехи мои перед Господом.

Добавить комментарий