При чём тут кошелёк

фото georg-prihod.ru

Часто люди спрашивают, почему в храмах нужно доставать кошелёк и почему там не всё даром. Как им отвечать? Как вообще в Церкви осуществляется финансовая деятельность?

Критически относящиеся к «церковным поборам» люди часто вспоминают слова Иисуса Христа, обращённые к апостолам: «Даром получили, даром давайте». Только вот забывают о том, к чему эти слова относятся.

Господь так напутствовал апостолов, посылая их на проповедь: «Проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокажённых очищайте, мёртвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте» (Мф. 10, 7-8). Понятно, что речь здесь идёт о благодати Божией, творящей через апостолов чудеса, вплоть до воскрешения мёртвых. Нынешним священникам также дано передавать нам благодать от Господа. И они делают это регулярно в церковных Таинствах исповеди и причастия. Эти главные для православного человека Таинства ежедневно совершаются во всех храмах, и любой крещёный человек может приступить к ним абсолютно бесплатно. Участвуя в Таинствах, человек становится членом Церкви Христовой. Только через Таинства человек соединяется с Богом и получает надежду на вечную жизнь после физической смерти.

То есть для того, чтобы встретиться с Богом уже в земной жизни и соединиться с Ним в Царствии Небесном, деньги не нужны. Ни копейки! Но необходима серьёзная внутренняя работа по борьбе со своими грехами и по изменению собственной природы. В том виде, в котором мы сейчас, для Царствия непригодны. Церковь – это своеобразное училище, только здесь мы можем подготовиться к вечной жизни. И всё золото мира не спасёт человека, не имеющего части со Христом.

А храмы, в которые мы приходим, принадлежат земному, материальному миру. И сами мы в нём живём, и священники, и все трудящиеся в церквях. Которым, между прочим, нужно выплачивать зарплату – по словам Господа, «трудящийся достоин пропитания « (Мф. 10, 10). Храмы – это здания, которые нужно построить и содержать, оплачивать коммунальные услуги… Облачения священников, богослужебное вино, свечи и подсвечники – всё это покупается за деньги. Откуда они берутся у Церкви?

Многие думают, что Церковь финансирует государство. Это не так. Нет ни в федеральном, ни в городских бюджетах строки на содержание православных храмов. Очень редко какие-то суммы выделяются на целевые проекты, в основном на реставрацию храмов, разрушенных в советские времена.

Зарабатывать обычным путём Церковь тоже не может, поскольку не производит ничего, что могло бы быть предметом купли-продажи. Возможны исключения, когда, например, при храме или монастыре организуют издательство православной литературы или хлебопекарню. Но это незначительные суммы. А благодатью Божией, как уже говорилось, Церковь не торгует.

В Церкви работает особая экономика, которую трудно понять современному человеку. Церковь существует на пожертвования.

Ещё с ветхозаветных времён существовал обычай приношения жертвы Богу. Жертвоприношением человек как бы говорил Богу: «Я знаю и помню, Господи, что Ты меня создал и что весь мир живёт только Твоей благодатной помощью». С самого начала христианства люди принимали слова Господа: «Без Мене не можете творить ничесоже» (Ин. 15, 5). И приносили к алтарю частичку своего урожая, частичку своего труда. Всё, что необходимо было для христианского богослужения: оливковое масло, хлеб, вино, воск для свечей, – верующие жертвовали храму. И священников содержали прихожане храма.

С той поры жизненный уклад изменился, и результатом нашего труда являются не хлеб и воск, а их «всеобщий эквивалент» – деньги. Именно их мы теперь добровольно жертвуем «на храм». И этой жертвой как бы свидетельствуем: мы не забыли, что в своей работе пользуемся теми талантами, теми дарами, теми возможностями, что даровал нам Творец.

Новые храмы строятся, а старые реставрируются зачастую на деньги крупных благотворителей. А поддержание храма в порядке, плата за электроэнергию и воду, приходские школы, заработная плата причта, хора, служащих, приобретение богослужебных предметов, издание просветительских листков и ещё многое-многое другое творится на добровольные пожертвования православного народа.

Именно добровольные. Потому что в ящик для пожертвований можно опустить тысячу рублей, можно рубль, а можно не опускать ничего. Сумма определяется каждым самостоятельно с учётом материальных возможностей и голоса совести. Когда мы хотим помянуть наших живых и усопших близких, мы можем пожертвовать толику денег и попросить, чтобы за них помолился священник (заказать требу), а можем помолиться сами, придя на молебен и панихиду. За Таинства крещения и венчания, которые случаются один раз в жизни человека, вам предложат пожертвовать некоторую сумму храму – но если у вас её нет и вы не постесняетесь в этом признаться, то священник всё равно совершит над вами Таинство.

Себестоимость свечи ниже, чем пожертвование за неё, и разница идёт в доход храма. Но вовсе не обязательно ставить свечи перед иконами. Свеча – символ молитвы, но саму молитву она ни в коем случае не заменяет. Свеча не молится за нас, вместо нас. И Господу она не нужна. Свеча лишь напоминает нам о том молитвенном горении, которое должно быть в наших сердцах. «Ставить свечи перед иконами хорошо, – говорил праведный Иоанн Кронштадтский. – Но лучше, если приносишь в жертву Богу огнь любви к Нему и к ближнему. Хорошо, если вместе бывает и то и другое. Если же ставишь свечи, а любви к Богу и ближнему в сердце не имеешь: скупишься, не мирно живёшь, то напрасна и жертва твоя Богу».

Когда мы приобретаем что-либо в церковной лавке, мы знаем о том, что разница между закупочной ценой и пожертвованием существует. И эта разница – наша жертва храму. Не хотим жертвовать – не приобретаем.

В принципе, человек может от рождения до смерти ходить в церковь и не принести в неё ни рубля. Богу ведь нужна от нас другая жертва: «Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50, 19). Только вот сокрушить и смирить своё сердце – очень трудная задача. Она решается легче, если приучиться ограничивать себя во всём. И посильная, а особенно финансовая жертва очень этому способствует.

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий