Два пути ко Христу

Воцерковлённых людей – тех, кто опытно знает, что такое вера, и имеет собственные отношения с Богом – у нас нынче немного. От 2 до 8 процентов, по данным разных социологических опросов. Убеждённых атеистов, готовых доказывать, что «Бога нет», примерно столько же. Остальных можно условно разделить на две группы.

Первые иногда заходят в храм, ставят свечи, обязательно набирают крещенскую воду и святят куличи на Пасху, просят у Господа исполнения своих желаний, но, что называется, не вникают. Есть такое место, где можно испросить помощь и иногда её получить, – и хорошо. Разбираться же, например, в том, как это получается, что наш Бог Троица, – это не нашего ума дело, мы люди простые.

Другие, наоборот, считают, что они слишком хорошо образованы, чтобы верить всяким выдумкам. Это бабушкам в платочках какую сказку ни расскажи – поверят, что с них взять, ограниченные они. А нам открыты тайны мироздания, мы-то знаем, как духовный мир устроен. И вообще, Бог у нас в душе.

Если люди, хоть из первой, хоть из второй группы, начинают серьёзно воцерковляться, эти воззрения постепенно их покидают. Но и в Церкви остаётся некоторый антагонизм, некая подозрительность друг к другу «простецов» и «интеллигентов».

Апостолы Пётр и Павел. Сцены из жития. Фрагмент иконы XII века

12 июля Православная Церковь чтит память первоверховных апостолов Петра и Павла – простого рыбака и утончённого интеллектуала, сумевших преобразить мир. Два неутомимых проповедника веры Христовой смогли заложить твёрдый фундамент христианской Церкви, на котором она стоит и по сей день.

Неграмотный рыбак Симон (Пётр) в простоте сердечной воспринял слово Спасителя и по первому зову оставил рыбную ловлю, чтобы стать «ловцом людей». Каким он был? Человеком с сильным характером. Профессия накладывает отпечаток на человека. Тяжёлый труд рыбака закаляет волю. Ожидание рыбацкой удачи учит терпению. Зависимость от стихии даёт смирение. И веру он обрёл: крепкую – от силы характера, простую – от простой жизни, истинную – от честного труда.

Не так уверовал Савл (Павел). Прекрасно образованный интеллектуал, иудей, обладавший римским гражданством, знаток греческого языка и античной культуры, он был ярым гонителем новой веры, искренне считая, что она разрушит многовековые устои еврейского народа. Для его призвания потребовалось экстремальное событие, которое сотворил Господь. На дороге из Иерусалима в Дамаск Савла внезапно осиял свет с неба, и он «услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь» (Деян. 9, 4-5). Савл ослеп, а все спутники его стояли в оцепенении. Слепота телесная помогла молодому фарисею осознать слепоту духовную, и, приняв Крещение по воле Господа, он чудесным образом преобразился из гонителя веры в ревностного христианина.

Такие вот разные человеческие истории. Общее у них, пожалуй, только одно: оба они тяжело согрешили. Пётр – как предатель, отрёкшийся от своего возлюбленного Учителя и Господа, Павел – как гонитель Церкви Христовой. И оба были восставлены Спасителем и возведены на апостольское служение. Апостол Пётр возглавлял проповедь христианства среди иудеев, а Павел – среди язычников. Их пример даёт и нам надежду на прощение наших грехов милосердным Господом.

Итак, перед нами два типа веры – учёная и неучёная.

Какая же вера более угодна Господу?

И та и другая. Лишь бы они были настоящие. Но вот что важно. И та и другая нуждаются друг в друге. И об этом говорит самое начало Евангелия, когда к новорождённому Христу приходят поклониться и учёные (волхвы), и простецы из простецов (пастухи). Господь открыл Себя и великой простоте, и великому знанию.

И нам ни в коем случае нельзя терять ни одну из этих сторон, помня слова Христа: «будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10, 16). Книжность Павла и простота Петра составляют некую полноту восприятия христианства, лишиться которой опасно. Простота без знания рискует перейти в невежество, а учёность без простоты и смирения надмевает. Подлинное православие – это всегда некоторая простосердечность религиозного чувства, соединяемая с крепкими знаниями.

Любить бы Христа, как Пётр, а знать Его, как Павел. Шагнуть, не сомневаясь, вслед за Господом, когда Он скажет: «Иди за мной!» – и принести Ему не только горячность сердца, но и кропотливо собранное знание. Без Него оно – сор. А с Ним – средство постижения истины.

Во Христе чудесным образом преодолеваются различия, преодолеваются разделения, отстраняющие людей друг от друга. Цари и нищие, богатые и убогие, простецы и интеллигенты, старцы и юноши – все могут быть едины в любви и взаимопонимании во Христе. Если, конечно, ставят себе такую задачу и не мешают Богу это единение осуществлять.

Святые первоверховные апостолы Петре и Павле, молите Христа Бога о нас!

 ← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий