Не искушай Господа…

Православие – сокровенная религия, религия внутреннего преображения человека. Входя в мир Церкви, каждый человек вступает в личные взаимоотношения с Богом. И это взаимоотношения, незнакомые большинству из нас, – взаимоотношения Любви. Именно так, с большой буквы. Той Любви, которая «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит» (1 Кор. 13, 4–7). Любви, которая не ищет своей выгоды – ни материальной, ни психологической, ни даже душевной. Когда любящий не требует, чтобы его любили в ответ, а только надеется на это. Как и Сам Господь не настаивает на Своём, а всего лишь призывает нас к Любви – «Се, стою у двери и стучу» (Откр. 3, 20).

В мирской жизни любовь, как правило, воспринимается по-иному. Раз я тебя люблю, то ты должен/должна любить меня: интересоваться моими делами, обеспечивать меня и т.д., и т.п. То есть, отдавая свою любовь, мы требуем чего-то взамен. Грубо говоря, вступаем с другим человеком в отношения купли-продажи.

И часто именно с таким мировосприятием мы приходим к Господу. Вот как, например, рассуждают малоцерковные люди, с которыми автору доводилось беседовать в храме:

– Я принесу своего малыша к причастию, а Ты, Боже, сделай так, чтобы он не болел.

– Раз мы обвенчались, то теперь Ты, Господи, отвечаешь за нашу «любовь до гроба».

– Как же так, Господи, я заказала сорокоуст перед иконой Богородицы «Неупиваемая Чаша», а мой муж от алкоголизма не излечился.

– Я, как положено, освятил автомобиль, а он попал в аварию. Где был Ты, Господи?

– Уже два года, Господи, я не ем скоромного в пост, а Ты так и не посетил меня Своею благодатью.

Человек считает, что он обращается к Господу, верит в Него. А на самом деле он не понимает самой сути христианства – верит не в Бога, а в действенность какого-то обряда.

Никакими, даже самыми благочестивыми, действиями нельзя истребовать у Бога гарантий того, что наша просьба непременно будет исполнена. Мы верим, что Господь Своим Промыслом ведёт нас по жизни, надеемся на Его благодатную поддержку. Но и знаем, что, если мы по человеческой немощи желаем того, что для нас душевредно, помощь получим вряд ли. Потому что Его волей определяется жизнь каждого человека, а не нашей. Даже только мысль о возможности «сделки» с Богом, о возможности магическими средствами воздействовать на Его Промысл является проявлением недоверия к Богу, попыткой искусить Его.

Особенно трудно принять главенство воли Божией в том, что касается наших умерших близких. Мы искренне хотим облегчить их посмертную участь и знаем, что для этого должны делать: молитва, домашняя и церковная, чтение Псалтири, постоянное испрашивание Божией милости для них, молитвенное обращение к святым с просьбой о ходатайстве за наших усопших, милостыня за них. С верой в милосердие Божие, но безо всяких претензий на то, что Господь «обязан» исполнить наши чаяния.

Любые попытки диктовать свою волю Богу по меньшей мере смешны. А когда они исходят из церковной среды, то и опасны для православного народа. Скажем, одна схимонахиня учит, что мёртвого младенца после аборта можно «отмолить» (то есть обеспечить ему благоприятную посмертную участь), а заодно и получить прощение своему греху детоубийства, если «вычитать» 200 молитв и сделать 160 земных поклонов. Предлагается совершить эти внешние проявления благочестия, но не говорится о том, что грех, прежде всего, требует искреннего раскаяния и изменения своей жизни.

К чему это приводит, рассказывает женщина, прошедшая через увлечение околоправославной магией: «Когда я поверила в это “правило”, душа моя обрадовалась той великой милости, которую, согласно ему, даёт Бог нашим женщинам, убивавшим своих детей во чреве по неведению. Но я никак не думала, что это “правило” может работать наоборот. Вначале приходит чувство успокоения, а затем возникает соблазн. Ведь если так просто отмолить этот страшный грех, то можно и снова сделать аборт… Соблазн велик, а главное, всё это напоминает католические индульгенции».

Одно из основных правил духовной безопасности можно сформулировать так: как только вас попытаются убедить, что к спасению или к прощению любых грехов ведут какие-либо автоматические действия, не связанные с покаянием и исправлением собственного естества, – бегите. В библиотеку – изучать основы православного вероучения. И в храм на богослужения – опытно усваивать его суть и дух.

 ← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий