Кружевная песня

Где было им появиться, как не на Севере, – этим тёплым на ощупь снежинкам! И где, как не на Вологодчине! Лён, которым славится этот край, подарил мастерицам такие нитки, из которых они научились плести ажурные кружева, что были не в пример прочнее заморских, а по красоте и мастерству нисколько им не уступали.

Рукоделие это к нам на Север приплыло по Северному морскому пути, открытому в XVI веке, – завезли купцы вместе с товарами из Западной Европы. Царю Петру Первому захотелось, чтобы и россиянки научились плести кружево, и он стал выписывать из Европы мастериц. А первыми ученицами их стали девочки-сироты при Новодевичьем монастыре в Санкт-Петербурге. Новое рукоделие прижилось, и со временем стали славиться им Галич и Балахна, Рязань и Торжок, Ростов и Калязин. Вологда заняла среди них почётное место. Уж такие плавные, «певучие» линии узоров умели выплетать местные кружевницы! Не зря Степан Писахов в одной из сказок назвал вологодские кружева «мороженой песней».

Плели кружева и жёны дворян, и крестьянские девушки; плели девочки и даже мальчики. Да-да, не только с клюшками по льду гонять, но и с коклюшками сидеть приходилось ребятам. Коклюшки – это резные палочки для плетения кружев: один конец утолщён, а на другом – как бы пуговка для наматывания ниток. Мастерица с коклюшками управляется очень быстро, так что они в её руках мелодично постукивают – и правда музыкальные кружева получаются. Чем сложнее узор, тем больше коклюшек задействовано. Говорят, самые звонкие коклюшки – из вереска. А ещё мастерице нужна особая подушечка, туго набитая сеном, чтобы накладывать на неё рисунок – сколок, – и множество булавок. Вот и все её инструменты. Так что в погожие летние дни – такие же, как сейчас у нас за окном, – можно было плести «мороженую песню» на свежем воздухе, между делом. А потом тятенька поедет на ярмарку, продаст – вот и лишняя копеечка семье.

Так плетут кружево на коклюшках

Опытной мастерице под силу всё что угодно, от воротничка на платье до занавеса. В середине прошлого века Виктория Ельфина сплела скатерть «Снежинка» диаметром три метра!

Скатерть «Снежинка» мастерицы Виктории Ельфиной, 1959 год

Эта скатерть стала знаменитой и хранится в Вологодском музее кружев, вместе с прекрасными изделиями других славных мастериц. В кружеве прошлых десятилетий можно разглядеть движение самой жизни: вот дамы с кавалерами, крестьянки в кокошниках, а вот – башенные краны, трактора и самолёты… Мастерицам, пришедшим на смену своим бабушкам, тоже хотелось запечатлеть в кружеве окружавший их мир.

Вологодский художник Константин Воробьёв написал портрет кружевницы Капитолины Васильевны Исаковой. Много сделала она для сохранения кружевного ремесла

Не ушло в прошлое это замечательное рукоделие. Бережно сохранила его Вологодчина, так что и в наш век высоких скоростей славится на весь мир её тихая кружевная песня. И чьи-то юные пальчики, устав бегать по клавиатуре компьютера, нет-нет да и возьмутся за бабушкины коклюшки…

 ← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий