«Как нам его не хватает!»

Дорогая редакция «Веры»! Благодарим вас, что не остались равнодушными к судьбе иеромонаха Варфоломея (Потапова). Мы, прихожане православной церкви села Новый Бор, очень огорчены известием о его гибели. Теперь мы осиротели. Батюшка несколько лет прожил в нашем селе, построил церковь. Он многому нас научил. Но безденежье заставило его уехать, ведь только за квартиру надо было платить 2,5 тыс. рублей.

Вечная память и вечный покой ему. А памятью о батюшке будет церковь. Теперь мы проходим мимо неё, молимся и вспоминаем отца Варфоломея.

Е. В. Рочева, Т. А. Торопова, Н. Т. Круг, Е. И. Рудакова, с. Новый Бор

Отец Варфоломей: «Между Богом и мной – никого…»

Знали мы батюшку с тех пор, как в 2007 году в наше село, в единоверческий храм Свт. Николая Чудотворца, иеромонах Варфоломей (Потапов) был направлен вторым священником. Приехал он 12 июля, в день апостолов Петра и Павла, и Полина Григорьевна Михеева, хозяйка квартиры, где остановился о. Варфоломей, пригласила его посмотреть праздник – знаменитую «Усть-Цилемскую горку» на Народной поляне. Вот так первый раз Усть-Цильма встретила батюшку – своим торжеством. Такой красоты и яркости нарядов, старинных обычаев он ещё никогда не видел, как сам потом говорил.

Молельный дом располагался в старом здании бывшего детского сада. Отапливали печками, но внутри было уютно. Создавали местный приход отцы Александр Никитенко и Стефан Ульянов, прихожане Александр и Надежда Хаботины, Надежда Фёдоровна Воробьёва и другие. Отец Варфоломей стал часто служить в храме, подменять о. Стефана, когда тот уезжал надолго в Москву зарабатывать деньги на строительство нового храма. Он полюбил нашу церквушку и нас, прихожан, и мы тоже сильно привязались к батюшке. Службы он вёл очень добросовестно и всегда находил время побеседовать с прихожанами. Внимательно выслушивал, советовал, как поступить. Многим устьцилёмам, например, помог определиться в вере, разобраться в трудных духовных вопросах. У нас в Усть-Цильме, как известно, существуют рядом и старообрядчество, и православие. Батюшка говорил, что нужно уважать старообрядцев, они тоже христиане. Вера ведь одна, только в отличие от нас у них нет Святого Причастия и нет полного крещения (отсутствует Таинство миропомазания, то есть нет печати Святого Духа).

Мои предки – старообрядцы, и крещена я по старым обрядам. Примерно в 2008 году в один из дней я почувствовала, как будто внутри меня кто-то сидит и пытается мне приказывать, чтобы я нанесла вред своему здоровью, а также здоровью близких, я видела эту нечисть наяву и во сне. Я читала о бесах в духовных книгах и пошла в старообрядческую церковь к о. Алексею Григорьевичу за помощью. Он мне сказал лишь, что надо исповедоваться. У сестры Полины я познакомилась с о. Варфоломеем, всё ему рассказала. Он очень долго беседовал со мной и разъяснил, что это всё последствия интереса к передачам целителей (Кашпировского, Чумака), что надо обязательно причаститься. Но для этого необходимо пройти полное крещение, Таинство миропомазания. «Бог послал мне этого священника!» – радовалась я. Он научил меня молиться, сказал, что надо ежедневно обращаться к Архангелу Михаилу и читать Псалтирь, Святое Евангелие, жития святых отцов, а ещё соблюдать постные дни. Впоследствии я избавилась от этой скверны. Я ни одного дня не обходилась без помощи и советов батюшки. Десять лет он мне помогал.

Помню случай, когда на Божественную литургию пришла женщина со своей 18-летней дочерью. Девушка стала странно себя вести: кидаться на о. Варфоломея, ругаться. Мать плачет: с её дочкой, мол, происходит что-то ужасное, она беснуется. Батюшка начал служить, а несчастная вдруг упала на пол, начала корчиться, кататься по полу. Что с ней происходило! – страшно было смотреть. Мать заливалась слезами, а о. Варфоломей не прекращал молитвы. И вдруг девушка затихла. Мы испугались даже, решив, что она умерла. А она полежала в таком положении – и вдруг встаёт совершенно спокойной и как ни в чём не бывало садится на лавочку. Мы дали ей попить святой воды и положили на грудь иконку Пресвятой Богородицы. Мать девушки успокоилась. После службы они с батюшкой долго беседовали.

Однажды о. Варфоломей разоблачил в Усть-Цильме оккультную секту Ольги Асауляк, которая уже не один год действовала в нашем селе. Руководители её затягивают в свои ряды обычно пенсионеров, сотрудников администрации, здравоохранения, социальной защиты и т.д. Члены секты проводили собрания в здании детского учреждения под видом психологических сеансов. Руководитель секты в Усть-Цильме попыталась хитростью заполучить благословение батюшки. Побывав у них и посмотрев их литературу, отец Варфоломей понял, что это демонская секта, где применяются гипноз и магия. Перед своим отъездом в Инту он наказал нам, чтобы мы не вмешивались, но предупредили администрацию района. К руководителю администрации А. В. Поздееву мы привели человека, который состоял в этой секте, но потом вышел из неё. После этого подобные сборища в муниципальных учреждениях были запрещены, теперь «сеансы» проводятся на дому.

В 2010 году епископ Питирим направил о. Варфоломея в самое северное приполярное село Новый Бор строить церковь и служить там впоследствии. Но время от времени, когда о. Стефан уезжал на длительное время в Москву, о. Варфоломей служил в Усть-Цильме. Прихожане здесь очень ждали этого, так как для многих он стал духовным отцом. Были, правда, и те, кто ненавидел батюшку за то, что он всегда говорил правду в лицо и обличал лицемеров. На о. Варфоломея устроили гонение: ему не давали служить, не давали денег, отключали электричество в бывшем здании отделения связи, где он жил, постоянно говорили ему, чтобы он убирался в свой Новый Бор. Но батюшка не держал обид. Может, и было больно, даже разгневается, бывало, но потом всё прощал и забывал.

Храм в Новом Бору отец Варфоломей возводил по большей части один: бригады не было.

Храм в Новом Бору, построенный батюшкой

Купол и крест сам изготовил и установил. Целую зиму металлические пластинки для купола вырезал, руки у него были изранены и перебинтованы… Здание покрасил, обнёс забором – церковь получилась как игрушка; только внутренние работы не завершил – пришлось уехать. Денег катастрофически не хватало даже на оплату съёмной однокомнатной квартиры, где он проживал. Помощников – единицы. Особенно батюшка был благодарен о. Петру из Усинска – тот помогал чем мог. Прихожане Нового Бора и Усть-Цильмы собрали ему денег на дорогу в Инту. Когда он уезжал, у него слёзы стояли в глазах, а мы все плакали. Он только просил, чтобы мы его на машине не провожали: тяжело прощаться, а так ещё тяжелее будет…

Хочется сказать и о том, что о. Варфоломей был единственным из всех священников, служивших в Усть-Цильме, кто ходил на погост, где до сих пор покоятся останки священнослужителей и могучие вековые лиственницы оберегают их покой. Кадил каждую могилку, а также в том месте, где находилась раньше церковь Николы Чудотворца. И только он ездил в Нерицу на могилку к священномученику Виктору (Островидову). Мы, прихожане, помогли о. Варфоломею организовать эту поездку, а транспортом обеспечил Марьян Марьянович Хвойницкий. Люди в Нерице, как узнали, что приезжает священник, собрались в клубе – их было 15 человек: дети, взрослые, пожилые, – и о. Варфоломей окрестил их. А второй раз ездили в Нерицу, когда приезжали из Москвы писатели, что собирали материал о святителе Викторе. Отец Варфоломей опять провёл службу на могилке владыки Виктора, и опять жители посёлка попросили покрестить их. Снова собралось в клубе около 15 человек. Всю Нерицу, считай, он окрестил.

Так что же всё-таки случилось с нашим дорогим батюшкой? Всем не даёт покоя этот вопрос. Последний раз он мне позвонил в конце августа. Сказал, что идёт в горы в сентябре и что, с Божией помощью, может быть, вернётся в Усть-Цильму. Ещё сказал, что ему очень понравился новый владыка Иоанн, правящий архиерей Воркутинской епархии, рукоположённый в 2016 году. Отец Варфоломей назвал его справедливым и честным, выразил надежду, что он совершит много хорошего.

Мы очень ждали о. Варфоломея, думали, он вернётся. Но это был его последний звонок.

То, что пишут о нём в СМИ как о самоубийце, – мы никогда этому не поверим, это неправда! Мы знаем, на что он способен, а на что – нет. Горы отец Варфоломей очень любил, но по незнакомым маршрутам в одиночку никогда не отправлялся. Здесь что-то не так! Он точно был не один. Куда пропали его вещи: фотоаппарат, ноутбук, строительные инструменты? Тут надо ещё разбираться и разбираться!

Мы никогда не забудем батюшку, будем молиться за него. Вечная ему память и вечный покой!

Евдокия Григорьевна Кокина, с. Усть-Цильма

* * *

Первый раз отца Варфоломея я увидела на праздничной службе в честь апостолов Петра и Павла в 2007 году. Помню, как бы рано мы ни приходили в церковь, батюшка всегда уже там – топит печь. Службы проходили радостно, клиросу подпевали все прихожане. Расходились из храма вдохновлённые, наполненные Божественной радостью. После службы отец Варфоломей выходил и садился на скамейку, мы – вокруг него. Спрашивал, есть ли вопросы. Неспешно текла беседа, никто никуда не торопился. Много мы узнавали от него о вере, а я научилась читать на церковнославянском языке.

Отец Варфоломей с тёплыми чувствами вспоминал свою бабушку из Кирова. Она его водила маленьким в церковь. Во время службы в армии в г. Загорске (ныне Сергиев Посад) он в каждое своё увольнение ходил в храм и пел на клиросе – наверное, там заметили его любовь к Богу. Голос у батюшки был красивый, пел и читал он очень хорошо: громко, чётко. Отец Варфоломей окончил художественную школу, хорошо рисовал. Хотел быть иконописцем. Два года он учился в духовной семинарии, но почему-то не получилось закончить.

Отец Варфоломей очень любил природу, ходил с нами в походы. Пекли картошку, пили чай с дымком, заваренный лесными травами. Он почти каждый день, если позволяла погода, ходил в лес, поднимался на самый высокий холм и сидел там часами, наблюдая за природой и рекой Печорой.

Горы батюшка любил особенно. Всегда нам рассказывал, где смог побывать, на какой высоте, как трудно ему давались подъёмы. Как-то сказал мне об одной своей фотографии, где он изображён в горах: «Это истинный я. Между Богом и мной никого нет».

В горы он шёл не умирать, а чтобы найти ответ на мучивший его вопрос: быть ли ему священником или уйти в мир и зарабатывать на жизнь. В Усть-Цильме он хотел жить и служить, но злые люди приложили все усилия, чтоб этого не случилось.

Последний раз о. Варфоломей звонил мне в августе 2016-го. Рассказывал, как в июле ходил один в горы. Пробыл у реки четыре дня, спал в палатке. Однажды утром увидел медведя, бродившего по реке, испугался и вернулся обратно в Инту.

В начале января 2017 г. мне на стационарный телефон позвонила плачущая женщина, сказала, что отец Варфоломей умер, и положила трубку. Я ей поверила, и мы начали поиски батюшки: обзванивали монастыри, где он бывал, звонили в интинскую больницу. На его страничке «ВКонтакте» я нашла людей, которые ходили с ним в горы, писала им, что, наверное, с батюшкой произошло что-то нехорошее. Было очень тревожно за него. Ведь он всегда был с нами на связи, мы знали о нём всё. Друзья отвечали, что давно ничего о нём не знают.

Связалась с родными батюшки, его сестрой и мамой, но и они не могли ничего сказать. Последний раз мать виделась с сыном в июле 2016 года, он ей сказал тогда, что будет жить и служить в Усть-Цильме. После нашего разговора мать позвонила своему брату в Инту и попросила его сходить в квартиру, где проживал о. Варфоломей. Там не оказалось некоторых вещей батюшки: ноутбука, фотоаппарата и мобильного телефона, а также одежды, в которой он ходил в горы. Поэтому мы решили, что он ушёл в горы.

Наши прихожане подключились к поискам. Обратились к журналистам, дали объявление в Интернете. Наша епархия написала заявление в полицию о пропаже священника. Поиски стали идти быстрее, что дало результат. Отца Варфоломея нашли в горах мёртвого…

Пишут в СМИ про дощечку с загадочной надписью, которая будто бы указывает на то, что он пришёл в горы умирать. Эту надпись сделал, конечно, сам о. Варфоломей, потому что немногие знали, что мирское его имя было Вадим Викторович.

Как нам не хватает его! Светлая память и вечный покой тебе, батюшка!

Надежда Георгиевна Хаботина, с. Усть-Цильма

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий