Пасха – дверь в Вечность

Христос воскресе! В этом ликующем приветствии вся суть христианской веры. Воскресение Господа нашего Иисуса Христа есть самое главное событие и во всей мировой истории, и в жизни каждого христианина.

С. Д. Милорадович. «Приготовление к Пасхе». 1910 г. (tochka-bryansk.ru)

Сегодня – день нашего спасения. Спасения от чего? Сегодня мы спасены от смерти! Да, тело наше перестанет быть живым, но в Царствии Небесном душа облечётся в новое – нетленное – тело, в котором будет пребывать вечно. Мы предназначены нашим Творцом к вечной жизни, хотим мы этого или нет.

Господь подаёт всем, верующим в Него, обетование вечной жизни. А значит, мы рано или поздно окажемся в Вечности. Заманчивая перспектива. Только вот не очень понятно, что же это такое – Вечность, чем она отличается от привычного нам времени?

Время для нас – это движение от прошлого через настоящее к будущему. Прошлого уже нет, настоящее для нас неуловимо, как только мы о нём подумали, оно уже стало прошлым, будущее ещё не наступило.

А Вечность? Можно представить два варианта её существования.

Первый – это отсутствие времени.

А что такое время? Вспомним, как мы его измеряем. Год соответствует полному обороту Земли вокруг Солнца, сутки – обороту Земли вокруг своей оси. Прекратилось движение, Земля и Солнце остановились – и время остановилось тоже.

То есть время неразрывно связано с движением, оно «существует» только благодаря изменениям. Если Вечность – отсутствие времени, то в ней не может быть никаких изменений. Такой гигантский фотоснимок мира, в котором ровным счётом ничего не происходит.

Второй вариант: Вечность – это бесконечно длящееся время, не ограниченное, как в земной жизни, смертью. Тысячи, миллионы лет, проведённые там, в Царствии «Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак. 1,17). И опять – никакой смены декораций.

Какова же Вечность, которая уготована христианину?

«Ни в сказке сказать, ни пером описать» – так можно охарактеризовать то состояние, в котором мы там окажемся.

Божественная вечность – это не нечто застывшее, она – живая. Это тот «невечерний день», та полнота бытия, где нам предстоит жить блаженно и радостно. Вечность уже существует, вся целиком. Но для нашего ущербного ума пока она ограничена: в начале – Творением мира, Страшным судом – в конце. Вечность – преодоление времени, его преображение.

И изменения в этом преображённом времени будут возможны, не надо бояться, что мы не успеваем на земле достигнуть святости. Главное для нас – задать правильный вектор движения. «Там дозревает то, что было начато на земле, и в том направлении, в котором было начато», – писал преподобный Иустин (Попович).

«Закон жизни таков, что коль скоро кто положит здесь семя покаяния, хоть бы то при последнем издыхании, то уж не погибнет. Семя сие возрастёт и плод принесёт – спасение вечное. А коль скоро кто здесь не положит семени покаяния и перейдёт туда с духом нераскаянного упорства во грехах, то и там навеки останется с тем же духом, и плод от него вовеки будет пожинать по роду его, Божие вечное отвержение» (cвт. Феофан Затворник).

Церковь Христова – мост между временем и Вечностью. А праздники Церкви являются событиями надвременными, пришедшими к нам из Вечности, но нам они даны во времени. Через эти праздники и приоткрывается нам дверь в Вечность. Не для всех, а только для тех, кто всей душой погружается в празднуемое событие, кто останавливает в себе течение сиюминутных мыслей и чувств, фиксируется на состоянии «здесь и сейчас». Когда в Великий Четверг мы непостижимым образом разделяем с апостолами Тайную Вечерю, когда на Пасху Христос воскресает – это не когда-то происходило, а происходит сегодня.

Всякий раз, когда совершается Божественная литургия, мы причащаемся Вечности, но не совершаем каждый раз что-то заново. Мы лишь участвуем в том, что уже однажды совершил Христос. Мы приглашены к участию в Его последнем ужине с учениками, званы следовать за ними. Эта Трапеза Господня – врата Вечности, пир Царства Небесного, торжество пасхальной победы над временем, «вечная Пасха». Причащаясь Христу, мы становимся причастны Вечности. Вечность не будет когда-то потом, она здесь и сейчас и всегда. Потому что сказал Господь: «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28, 20).

Особенно ощутима Вечность в пасхальную ночь. В воскресшем Христе мир земной встречается с миром Небесным, и на нас падает отсвет Вечности. Всё бытие фокусируется в одной точке, время исчезает, врастая в Вечность.

Христос воскресе! Воистину воскресе!

 ← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий