Светописец Севера

Сыр – на фото, Якоб – на Яков

В 1914 году в архангельской типографии вышел фотоальбом «Северный край». Прежде не было столь полного отражения Русского Севера в фотографиях. Бескрайние просторы Карелии, Мурмана, Печорского края, Новой Земли. Соловецкий, Сийский, Николо-Корельский монастыри и храмы. Ну и, конечно, жители Севера: русские охотники, рыбаки, земледельцы, а также народы, издавна населявшие эти места, – ненцы-самоеды и лопари. Без счёта почтовых карточек и открыток с северными видами уходило тогда в самые разные уголки России и мира.

Секирная гора. Фотография из альбома «Северный край», вышедшего в 1914 г.

Автором этой красоты был Яков Иванович Лейцингер. Его труд историки фотографии никогда не назовут фоторемеслом. Подобным работам, в которых соединяются художественность и репортажная достоверность, дано очень меткое определение «светопись» – как будто при помощи света, входящего в объектив, ведётся летопись огромного края.

В начале ХХ века много пейзажных фотографий, в том числе и в цвете, делал Сергей Михайлович Прокудин-Горский, которому Император Николай Второй предоставлял вагон для поездок по стране. В то время немалый вес фотооборудования препятствовал самостоятельным путешествиям мастеров. Лейцингер начал фотографировать Русский Север тоже благодаря поддержке властей.

Историк фотографии Владимир Никитин сообщает, что будущий фотограф родился в 1855 году в селе Спасском Вологодской губернии. Его отец, сыродел Иоганн-Якоб Лейцингер, приехал из Швейцарии в Россию в 1832 году по приглашению одного из вологодских помещиков. Здесь иноземный мастер влюбился в крепостную девушку, и вскоре у них появился сын. Иоганн-Якоб назвал его по себе, поменяв местами первое и второе имена. Якоб-Иоганн со временем превратился в более привычное русскому уху Якова Ивановича.

Мальчик рано осиротел, и заботу о нём взяла на себя семья Гольских, из вологодских мещан. Увлечение фотографией ещё в гимназии привело его в фотосалон, где он какое-то время обучался. С 1875 по 1877 годы Лейцингер служит в армии писарем. По возвращении в Вологду унтер-офицер Яков Лейцингер открывает собственное фотоателье. В свидетельстве Вологодского городского полицейского управления на право занятия фотографическими работами значится, что Лейцингер «во время проживания в Вологде ни в каких предосудительных поступках замечен не был, под судом и следствием не состоял и поведения одобрительного».

В 1880 году Яков Иванович с молодой женой перебрался в Архангельск и вскоре открыл там фотостудию в деревянном доме на Псковском проспекте. Теперь это улица Чумбарова-Лучинского – одна из заповедных в Архангельске. Несмотря на жёсткую конкуренцию, дела пошли в гору, поскольку он имел не только талант фотохудожника, но и прекрасные организаторские способности.

Здание фотографии Лейцингера

Почти у каждого состоятельного жителя города в семейном альбоме хранились фотографии, сделанные в салоне Якова Лейцингера. К нему шли представители самых разных сословий: купцы и чиновники, священники и мастеровые, а также приезжий люд.

В конце XIX века начался массовый спрос на фотографов. Нужны были групповые фото праздников и прогулок, фото друзей «На долгую память», влюблённых «Люби и не забывай», свадебные фотографии, снимки родителей с детьми, почтенных отцов семейств в окружении внуков. Снимали фотографы и «ангелочков». История фотографии конца ХIX – начала XX веков знает случаи, когда умерших детей нарядно одевали, усаживали на стул и фотографировали.

Город и горожане

В 1884 году Яков Иванович получил возможность снимать публичную жизнь города и всей губернии, на что в те годы требовалось особое разрешение. Благодаря его фотоснимкам мы знаем, каким был старый Архангельск – с ярмарками и многолюдьем на рыбных базарах, с уютными улочками и поленницами дров на фоне замысловатых наличников.

Как пишут исследователи творчества Лейцингера, фотографии его выделялись не только мастерством, но и разнообразием сюжетов, невероятной географией охвата и новаторским взглядом подлинного художника-документалиста. Фотограф оставил множество работ, запечатлевших повседневную жизнь архангелогородцев: занятия рыболовством, строительство судов, заготовка леса…

Ловец жемчуга. Онега

Но особую популярность получили снимки Лейцингера после того, как были они опубликованы в виде почтовых открыток, изготовленных в московской фототипии Шерера и Набгольца. Эти открытки счастливо отличались от привычных – с памятниками архитектуры да местными достопримечательностями. Архангельские открытки Якова Лейцингера – это обширный фоторепортаж из жизни города-порта.

Архангельск. 1887 г.

Писатель Борис Шергин в своей сказке «Ваня Датский» так описывает те времена: «У Архангельского города, у корабельного пристанища, у Лодейного прибежища… в летнюю пору судов у пристани – воды не видно, народу по берегам – что ягоды-морошки, торговок – пирожниц, бражниц, квасниц – будто звёзд на небе».

Таким город видел Яков Лейцингер, и многие его снимки – это документальные иллюстрации к городским событиям или происшествиям. Например, к пожару на Смоляном буяне. Невиданным доселе бедствием были уничтожены годовые запасы смолы на складах. Чёрным дымом заволокло небо над городом, а потом всё вокруг потемнело от падающей с небес копоти. Фотографии пожара вскоре появились в российских иллюстрированных журналах.

Снимки Лейцингера были известны и за пределами России. Так, например, шотландская писательница Евгения Фрейзер в своей книге «Дом над Двиной» писала, что её мать, живя в России и регулярно переписываясь со своей семьёй, использовала художественные открытки с видами города. В одном из писем она отмечает, что фотографии на открытках сделаны местным архангельским фотографом.

Холмогоры

По Северу

В 1895 году губернатор Александр Платонович Энгельгардт пригласил Лейцингера в поездку по отдалённым уездам Архангельской губернии. Её территория простиралась тогда от границы с Финляндией – автономной части России – до Уральских гор.

Участники экспедиции побывали на Кольском полуострове, прошли побережьем Белого моря, поднялись в верховья Мезени, Пинеги, а затем совершили нелёгкое путешествие на Новую Землю. Лейцингер снимал быт поморов, крестьян, оленеводов.

Женщины села Кандалакша

Семья ненцев

Часть из многочисленных фоторабот была включена в вышедшую на основе путевых записок книгу Энгельгардта. На фотоиллюстрациях сохранились виды Мурманского побережья, становищ и поселений, пейзажи Трифоно-Печенгского монастыря, Кандалакши, Умбы, Княжей Губы, Колы… Какие-то снимки Яков Иванович потом издал в Москве в виде открыток. Их раскупали так быстро, что некоторые зарубежные фирмы также начали печатать открытки с фотографиями архангельского мастера.

И следующий архангельский губернатор, Иван Васильевич Сосновский, неоднократно приглашал Лейцингера в поездки. В результате появились фотографии бескрайних просторов Карелии, саамских погостов Печорского края, Ухты с её залежами нефти, оленьих и собачьих упряжек на островах Новоземельского архипелага. Можно представить, сколько трудностей и лишений испытал Яков Иванович, работавший в походных условиях с громоздким и несовершенным ещё в ту пору оборудованием.

Яков Лейцингер в период трудничества на Соловках

Владимир Никитин в своей работе о Лейцингере пишет: «Отдельно стоит упомянуть о нескольких поездках фотографа на Соловки. Там мне довелось увидеть один из его альбомов, чудом сохранившийся на островах и являющийся одним из ценнейших экспонатов местного музея. Благодаря ему мы можем увидеть, как выглядел монастырь в ту пору, увидеть не разрушенные ещё покои, библиотеку, другие интерьеры, полностью уничтоженные при советской власти, можем увидеть быт монахов и трудников. Эти снимки – потрясающее документальное подспорье реставраторам, шаг за шагом пытающимся восстановить былое обличье этого уникального места».

Соловецкий монастырь. Филипповская пустынь

Скромный градоначальник

Энергичный Яков Иванович Лейцингер активно занимался и общественной деятельностью. В 1894 году он стал начальником вольного пожарного общества, помогавшего городской дружине бороться с опустошающими деревянный Архангельск пожарами.

Пожар на Смольном буяне

Благодаря его активности улучшилась работа пожарного обоза, была создана пожарная сигнализация. За большие заслуги на «огнеборческом поприще» Яков Иванович был награждён серебряной медалью на ленте ордена святой Анны и почётной пожарной каской.

Яков Иванович Лейцингер в костюме огнеборца:

В 1897 году его избирают гласным (депутатом) Архангельской городской думы, и он участвует во многих комиссиях по улучшению городского хозяйства. В 1898 году Лейцингер становится членом попечительского совета Архангельского городского публичного музея, а с 1902 года занимает место старосты в кафедральном Михайло-Архангельском соборе. Активная депутатская деятельность была замечена. В 1903 году думцы избирают Якова Ивановича на пост городского головы (мэра) Архангельска. Он оказался первым градоначальником, выбранным из мещанского сословия. До него столицей Севера руководили в основном купцы, а также коммерческие и статские советники.

За свою 11-летнюю службу градоначальником Яков Лейцингер смог в два раза увеличить городские доходы. Он управлял городом в сложные времена первой русской революции, столыпинских реформ и международной напряжённости. При Лейцингере в Архангельске были проведены, пожалуй, самые большие работы по городскому благоустройству: проложен водопровод, построено несколько школ, два приёмных покоя и амбулатория. Именно он инициировал начало строительства городской электростанции и проведение трамвайной линии.

В 1908 году за добросовестное исполнение своих обязанностей Я. И. Лейцингер был награждён званием личного почётного гражданина, а в 1912-м ему была пожалована серебряная медаль «За усердие» на Владимирской ленте. За время своей службы он ни разу не брал отпусков, но, являясь глубоко верующим человеком, нередко совершал паломничества. И всегда фотоаппарат был его неизменным спутником.

По воспоминаниям правнучки Лейцингера Натальи Целиковой, он всегда отличался удивительной скромностью и «будучи тяжело больным, отказался от половины суммы, выделенной городской думой на его лечение, вернув их в бюджет». Сложно представить современного мэра, который бы так поступил.

В мае 1914 года архангельский градоначальник подал в отставку по состоянию здоровья. А в ночь на 2 сентября Яков Иванович Лейцингер скончался. Господь дал ему не один талант. Каждый из них не оказался зарыт в землю, а был приумножен. Начав как фотохудожник, он взялся и за нелёгкий труд управления приходскими делами, а затем и городскими. Может быть, потому образ памятования этого человека столь многообразен: своим его считают и управленцы, и художники, и даже огнеборцы. Ну и православные, конечно, тоже.

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий