Созвучие

Есть в Петербурге в одном приходе такой замечательный молодёжный ансамбль духовных песен – «Светилен». Руководит им регент Людмила Ведерникова. Коллектив существует уже более 10 лет, и те, кто смотрит православный телеканал «Союз», могли его не раз видеть. Многие его участники не имеют специального музыкального образования, но тем не менее ансамбль постоянно занимает призовые места на разных фестивалях. Одна из причин этого – песни, которые они исполняют. Авторами большинства из них являются поэт Татьяна Егорова и композитор Михаил Малевич. С ними-то я и решила познакомиться.

Для этого я отправилась в творческую мастерскую петербургского священника Анатолия Першина.

«Положил мне на душу Господь…»

Татьяна Петровна Егорова – автор семи сборников стихов и поэмы «Диаконисса», посвящённой святой мученице Татиане. Только я подошла к ней знакомиться, как она, словно само собой разумеющееся, принесла и подписала мне свою новую книжечку «Вечный сад». Татьяна Петровна не любит говорить много о себе, ссылается на собственные стихи, мол, там всё обо мне написано. Вот, например, «Дети Победы» из последнего сборника:

Нелегко нам живётся на свете,
Но крепись и мужайся, мой брат!
Мы же послевоенные дети –
Дети славных отважных солдат…

Я вспомнила песню «Бабушкин отец», написанную к 60-летию Победы. Эта песня на музыку Михаила Малевича много лет популярна среди православных хоровых коллективов.

– Василий Соколов, о котором поётся в ней, – это имя вашего дедушки? – спросила я у Татьяны.

– Нет, это образ собирательный… Дед воевал в Первую мировую, был ранен, вернулся домой, но прожил недолго, бабушка осталась вдовой с детками. У меня есть стихотворение, посвящённое ему, – «Мой дед». А отец всю Великую Отечественную прошёл…

– Это стихотворение было написано вами уже после того, как пришли в храм?

– Да, к вере я пришла не сразу, хотя крещена была в детстве и иконы были дома. Мне, как и многим, помог прийти к вере батюшка Владимир Цветков, его слово. Постепенно стала воцерковляться, и это, наверное, задача на всю жизнь. Моя первая книжка, написанная двадцать лет назад, так и называется – «Воцерковление».

Татьяна Петровна говорит отрывисто, быстро, словно всегда спешит, так и кажется, что сейчас она не договорит и последняя фраза растает в воздухе, а Татьяна Петровна уже будет где-то далеко.

– Не стоит говорить о себе, что ты поэт… Давайте так: просто автор, литератор. Стихи писала лет с пяти, мама записывала их… Ведь поэзия – это как послушание.

Вот ещё строчки стихов из последнего сборника Татьяны Петровны:

Лишь котомка да посох в руках,
Городов не припомню названья.
На базарах и площадях
Я просила, смирясь, подаянья.
Люди! Дайте хоть хлеба ломоть,
Но просила не то и некстати.
Положил мне на душу Господь
Попросить у Него благодати.

– Верно ли, что с возрастом чувства притупляются и творчество даётся труднее? – спрашиваю я.

– Только не с Богом, – быстро отвечает Татьяна Петровна.

И правда. «Стихами говорить совсем не трудно» – такое название дала она одному из стихотворений.

 

Лирическое отступление

«Только не с Богом!» – этот ответ поэта Татьяны Егоровой прозвучал для меня буквально как девиз. Дело в том, что недавно я стала пенсионером и, честно говоря, как-то сникла. Все вокруг, кажется, словно сговорились, чтобы подчёркивать это моё положение, при котором ты постепенно каждый раз убеждаешься в своей ненужности. И ничего тут не поделаешь, да и законы природы берут своё. И в связи с этим мне вспомнилась одна знакомая, спросившая у батюшки, уходить ли ей на пенсию. Он строго ответил ей: «Что ты, дорогое чадо, пенсионеры нам не нужны! Можешь послужить людям – служи до конца». И она, уже будучи человеком со многими старческими немощами, организовала, наверное, один из первых тогда в Петербурге замечательный детский дошкольный центр, в котором маленькие граждане готовились к школе, участвовали в походах по музеям вместе с родителями и прочее. И многие из её юных учеников пришли к Богу, выросли верующими и умными людьми.

 

Михаил Олегович Малевич

Михаил Малевич родился в 1957 году в Ленинграде. Член Союза композиторов России, с 1996 года он пишет преимущественно музыку духовного содержания на тексты как богослужебные, так и поэтические – русских классиков и современных поэтов.

Михаил Олегович только что подошёл и, дружески притянутый Татьяной Петровной к нашей беседе, присел, стал отвечать на мои вопросы. Но тут со сцены зазвучала его песня «Под свечами трепещут иголки» в исполнении ансамбля «Светилен». Разговаривать стало неудобно, но я как-то не сразу среагировала на это, а Михаил Олегович почти по-монашески смиренно отнёсся к происходящему, продолжив отвечать на мои вопросы. Он лишь попросил отлучиться в нужную минуту на сцену, чтобы аккомпанировать ансамблю. В походке, в осанке, во всём облике Михаила Малевича была какая-то красивая кротость, но она удивительным образом контрастировала с его весёлым и даже задорным, ребяческим взглядом.

После первой части концерта мы вернулись к разговору.

– Михаил Олегович, песня «Бабушкин отец» на стихи Татьяны Егоровой не выходит у меня из головы. Я разучила её со своими детьми, попросив ноты у знакомого регента. В Интернете же отыскать ноты не смогла. Где можно найти эту песню?

– Эта песня вошла в сборник «Невский ангел. Три торжественные песни для детского хора и фортепиано». В нём есть ещё две мои песни на стихи Татьяны Егоровой – «Невский ангел» и «Город Святого Петра».

– Почему музыка стала вашей профессией?

– Родители мои были литераторами. Отец прожил в Ленинграде всю блокадную зиму 41-го. Он написал потом об этом целый цикл стихов (Олег Михайлович Малевич – замечательный славист, переводчик, поэт. – Ред.). Но вместе с тем они были и большими меломанами. В нашем доме звучала музыка классических авторов. Потом я учился в школе при консерватории. Дед по маминой линии Александр Каменский был известным пианистом. В блокаду он выступал на радио. Его фрак сейчас висит в музее «А музы не молчали…» – есть такой народный музей при школе № 235 в Санкт-Петербурге, носящей имя Дмитрия Шостаковича.

– Что изменилось с вашим приходом в Церковь?

– Появился новый для меня жанр – духовная песня. Родились детские песни «Под свечами трепещут иголки», «Пожелание на Рождество» и другие. Появились новые люди в моей жизни. Как-то на Рождественской ярмарке Людмила Константиновна купила у меня сборник песен для своего ансамбля, так мы и познакомились. А с Татьяной Петровной мы были вместе в жюри… На её стихи я написал, пожалуй, больше всего песен.

…Началось второе отделение концерта, которое я уже не стала прерывать своими вопросами. Подумала только: «Божьим Промыслом однажды встретившись, эти люди оказались созвучны и нужны друг другу. Потому-то их творчество так привлекает к себе слушателей».

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий