Любовь или влюблённость?

Снова близится День святого Валентина – праздник, пришедший к нам с Запада сравнительно недавно.

В светской жизни основанием праздника считается такая легенда. Будто бы в третьем веке император издал указ, запрещающий легионерам жениться. Но христианский священник Валентин продолжал тайно венчать воинов с их любимыми. Валентин был взят под стражу, а вскоре был подписан указ о его казни. Пока он находился в темнице, в него влюбилась слепая дочь тюремщика. Валентин в ночь перед казнью, 14 февраля, прислал ей трогательное письмо, подписавшись «твой Валентин». Отсюда пошла традиция дарить «валентинки» – признания в любви, написанные на маленьких открытках.

Конечно, это вымысел, хотя бы уже потому, что создание христианского чинопоследования венчания началось только в IV веке. Между реальным епископом Валентином из третьего века и коммерческим обликом «священника Валентина» нет ничего общего.

Но главное – святой не может быть покровителем влюблённых. Это слова из разных языков и понятия из разных миров. Влюблённость эгоистична. Вроде бы все мысли, чувства, переживания влюблённого человека сосредоточены на том, в кого он влюблён. Но сфокусирован он не на другом, а на собственных ощущениях и переживаниях, касающихся другого. На первом месте – «Я». Влюблённость – это душевный подъём, ликование, вдохновение, творчество, сумасбродство, буря страстей, счастье, сменяющееся горечью… Нормальный этап человеческой жизни. Не более.

На подступах к Царствию Небесному влюблённость исчезает. Там всё пронизано любовью. В святом «изображается» Бог. «Уже не я живу, но живёт во мне Христос», – говорит святой апостол Павел. В любви главным для человека становится забота о другом. В любви человек преодолевает эгоизм – желание присвоить себе другого: теперь уже не ближний для него, а он для него. В этом смысл церковного брака, освящаемого Таинством венчания.

Православная Церковь рекомендует относиться к чувству влюблённости с осторожностью. При влюблённости вместо Господа центром нашей жизни становится предмет обожания. Влюблённость подменяет собой религиозное чувство, заложенное Творцом.

Почему же столь живучей оказалось чужеземная традиция «валентинок» на нашей почве?

Потому, что авторы идеи такого праздника – хорошие психологи. Они верно угадали, чего современному человеку больше всего не хватает в жизни – любви нам всем не хватает. Её вообще маловато в нашем мире, её зачастую нет даже во внешне благополучных семьях. Поэтому, кстати, процветают различные протестантские секты, и не только. Там вновь пришедшего буквально берут в кольцо любви, пусть напускной, но и этого людям бывает достаточно.

В православных храмах человека встречают куда как более сдержанно. Уж, по крайней мере, демонстрировать горячую любовь не будут. Любовь же христианскую, которая даруется Господом и связывает прихожан, человек внешний даже не заметит. Как результат – человек пройдёт мимо Церкви и отправится питаться суррогатами любви, которые ему с радостью предложат почитатели мамоны.

День влюблённых – это откровенный бизнес-проект, к которому беззастенчиво приверстали святого Валентина. На атрибутике этого «праздника» ушлые коммерсанты зарабатывают огромные деньги. Но Бог им судья. У православных свои проблемы. Как нам сделать нашу любовь видимой? Какими мы должны быть, чтобы люди, заходящие в храм, согревались светом не только Божией любви, но и нашей тоже? Вопрос вопросов…

ФОТО с сайта komiprav.ru: Благоверные князья Пётр и Феврония Муромские.

У православных есть свой день – 8 июля – нет, не влюблённости, а семьи, любви и верности. С 2008 года он стал праздноваться в день памяти святых Петра и Февронии. Для нас они – образец христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак. Мира и Любви вам во Господе!

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий