Козни бесовские

Схииигумен Пантелеимон (Ледин)

Автор имеет немалый опыт отчитки – изгнания злых духов из одержимых. В настоящее время отчитки не ведёт.

 

Упорное неверие в злых духов есть настоящее беснование, потому что идёт наперекор истине, наперекор откровению Божию… Я видел и настоящих бесноватых, в которых вселились бесы, по неисповедимым судьбам Божиим, и производили в них умственное помешательство, произносили через них страшные хулы и сквернословия; видел, как ужасно бросали они одного несчастного из угла в угол или нудили его лезть на стену и пр.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

 

О злых духах и их влиянии на людей

Лет двадцать тому назад в раздумье шёл я по территории Псковского кремля после службы в Троицком соборе: не было у меня серьёзного наставника – духовного отца. Священники, и даже опытные, не могли ответить на все вопросы, которые вставали передо мною, недавно пришедшим к Богу взрослым человеком, в «ветхой» жизни успевшим немало натворить. Охваченный невесёлыми мыслями, нагнал я матушку Александру, мать одного местного священника.

– Не желаешь ли поехать со мной завтра в Н.? – спросила она. – Там по четвергам проходит служба по болящим.

– А я-то при чём?

– Очень полезно побывать: многое поймёшь.

– А мешать я не буду?

– Что ты, – ответила старушка. – Напротив. Может, даже чем-нибудь поможешь. И батюшка там очень хороший. Поедешь?

В назначенный час мы встретились, и полупустой автобус привёз нас в маленький городок с изумительными окрестностями. Недалеко от остановки – небольшой храм в честь Пресвятой Богородицы. Служба должна была проходить в уютном низеньком приделе с множеством икон, которые покрывали все стены до потолка. Батюшка, склонившись над аналоем, исповедывал. И вдруг, едва мы вошли, резкий мужской голос проговорил на весь храм: «Старая болтунья, будешь болтаться за язык подвешенная в аду!»

Голос исходил – не подберу более точного слова – из старой женщины, которая стояла у самой солеи, схватившись за решётку руками. Она не оборачивалась и не могла видеть, кто входит в храм.

Священник пытливо взглянул на матушку Александру. Та, рухнув на колени и истово крестясь, забормотала: «Господи, прости, Господи, прости…» Оказывается, дорогой она кого-то осудила, и бесы тут же продемонстрировали свою осведомлённость и «принципиальность».

Очень много впечатлений было у меня в тот день! Впервые я присутствовал в храме на службе по болящим. Их собралось человек сорок, но, видимо, из-за множества раздававшихся со всех сторон голосов казалось, что больше. Я был потрясён всем происходящим. С клироса то и дело вещал бес-пророк, как сам он себя величал, постоянно напоминая: «Я – бес-пророк, прорицатель!» Говорил он через приятную на вид средних лет женщину. Когда она пела, то ничем не отличалась от других, но вот начиналась исповедь или проповедь, и бес тут же принимался за дело, громко изрекая предсказания о будущем, угрожая батюшке: «Мы с тобой разберёмся, ты скоро здесь служить не будешь. Переведут тебя в глухомань – посмотрим, кто ездить будет, когда автобусы раз в неделю…»

Или рассказывал о поступках священника того прихода, откуда была прихожанка: «Ушёл из монастыря, чтоб жить по своей воле. Любит старинные вещи: из храма к себе в келью всё перетащил. Я его обличаю, так он меня гоняет. А я вот что придумал: стал обличать его во время Евхаристического канона – ему от престола не отойти, приходится выслушивать».

Впервые лицом к лицу столкнулся я со злобной силой тёмных духов. Убедился в реальности их существования, увидел их лютое насилие над конкретными людьми…

 

Что любят бесы и чего боятся

Узнал я, что бесы имеют свои пристрастия, наклонности, прихоти, как и люди. Свои «вкусы». Конечно, есть общее, но много и индивидуального, по страстям. Невольно мне вспоминались описанные в святоотеческой литературе прохождения мытарств: действительно, бесы собраны в легионы по грехам.

Абсолютно все бесы ненавидят исповедь. Точно так же они не терпят и проповедь, научающую правильной православной духовной жизни. Это даже видно по ним, точнее, по болящим: если проповедь пространна – общая, построена на внешних красотах и много в ней воды, она не затрагивает бесов. Мало того, они начинают проявлять к ней интерес, размышляя, как бы им через похвалу ввести проповедника в самомнение. У некоторых болящих начинают тогда специфически блестеть глаза: бес заинтересован и обдумывает. Зато краткие, простые, доходчивые проповеди, научающие от святых отец духовности, призывающие к покаянию и объясняющие, что является грехом и как его избегать, вызывают у бесов ярость. В храме начинается «их» шум: чихание, кашель, крики, стоны…

– Прекрати, надоел, – раздаётся со всех сторон.

Но особенно противны бесам поучения о смирении и терпении. Даже простые бесхитростные описания страданий за веру, за Христа для них непереносимы.

Помню, была в нашем храме очень хорошая староста – простая, скромная, тихая старушка. Имела она нелицемерную любовь к храму, к служителям алтаря Христова, к ближним. Умерла по-христиански тихо, немного поболев… Написал я записочки с её именем и, раздав болящим, попросил помолиться за упокоение её души. Бесы проявили завидную солидарность: они не давали произносить её имя, обзывали «противной, вредной старухой», а один бес заявил: «Не буду за неё молиться – смиренная была». Больные не знали, кого они поминают, бесы, сидящие в них, знали наверняка.

Не нравится бесам простота и скромность жилища, уютный молитвенный уголок, лампадки у икон, святыни… И наоборот, бездушная современная мебель, светские библиотеки в доме, особенно подборки детективов и фантастики, пустые ненужные картинки на стенах, коллекции марок, монет, спичечных коробок, сигарет, пивных банок и тому подобное – всё это радует их. Есть предметы и вещи, которые особенно привлекают бесов в квартиры и дома. Это плакаты с обнажёнными фигурами, книги по йоге, оккультизму, астрологии, сонники, маски, фигурки языческих божков и, конечно, телевизор. По поводу телевизора всегда разгораются споры с болящими, они не желают расставаться с ним, и дело здесь, думаю, не только в привычке. Телевизор – это порабощение души и ума. Бесы хвастают, что живут в нём и через него успешно действуют на людей. Особенно пагубны фильмы ужасов, эротика и остросюжетная фантастика, рок-концерты и всевозможные шоу.

Недостойное поведение обитателей квартир, скандалы, пьянки, разврат, драки, матерная брань, укрывание ворованных вещей – тоже прекрасная питательная среда для духов злобы. В доме, где такое происходит, человеку, если он хочет исцеления, жить нельзя! Создание нужного духовного климата – первая необходимость.

 

Одержимость – болезнь века

Беснование – явление не новое в истории человечества. Из глубины веков дошли до нас свидетельства об одержимых. Немало примеров насилия бесовской силы над людьми содержится и в Писании. Это рассказ о бесноватом, которого злой дух, желая погубить, бросал то в огонь, то в воду; о женщине, восемнадцать лет находившейся в узах диавола (согбенной); о двух одержимых, живших в гробах (каменных пещерах) и разрывавших страшной бесовской силой цепи, которыми их пытались связать… Перед первым Пришествием Спасителя на землю беснование было распространено в ужасающих размерах – из-за отступления людей от Бога. И сейчас, накануне второго Пришествия, как и две тысячи лет назад, беснование разрастается наподобие эпидемии. Причина та же: вновь люди отвернулись от Бога, забыли небо, забыли вечность.

Андрей Мадекин. Гобелен «Изгнание бесов», 2012 г. (edikst.ru)

Много лет назад попала мне в руки книга современного православного архиерея. В ней автор пытался привлечь внимание к очень тревожному факту: умножению в людях страшной духовной болезни – одержимости. Тогда я не придал словам пастыря особого значения. Но прошли годы, и мысли архиерея всё чаще и чаще всплывают в моей памяти. Ныне болезнь достигла поистине катастрофических масштабов, одержимость перестала быть редкостью даже среди священнослужителей и членов их семей.

Что же такое одержимость? Как проникает бес в человека? Приведу слова священника Родиона: «Демоны входят во внутренность человеческого тела всем газообразным существом своим, подобно тому, как входит в него воздух… Демон, войдя в человека, не смешивается с душою, но пребывает в теле, обладая насильственно душой и телом. Такие болезни исцеляются только силой Божией, путём изгнания духа злобы» (Священник Родион. «Люди и демоны»).

Многие авторы делают различие между понятиями: одержимость – это, мол, подверженность человека какой-либо страсти, а беснование – когда духи злобы вселяются в человека за коснение в этих страстях. Я бы не стал проводить столь резкую черту. Вселение злого духа не всегда происходит ощутимо. Кроме того, бес зачастую проявляется не сразу и формы его насилия могут быть разнообразны. «Есть вселение духов необнаруживаемое, скрытное; есть также власть духов над умами, помимо тела, когда они водят их, как хотят, через страсти, в них действующие; люди думают, что они все сами действуют, будучи посмешищем нечистых сил», – говорит свт. Феофан Затворник.

Явный признак одержимости, по словам одного опытного священника, когда человек теряет разум. Часто через него тогда говорит, а то и лает, воет, шипит, ругается матом нечистая сила. Сознание в такие моменты чаще всего отключается, и несчастный даже не знает, что вытворяет «его» бес. В других случаях человек осознаёт себя во время припадков, слышит, как в нём кричит бес, но ничего поделать не может. У некоторых меняется не только голос, но меняются и глаза.

Но есть и множество разновидностей скрытого, неявного беснования. В чём проявляется оно в человеческой жизни? В отдалении от Бога и Церкви, в пьянстве, разврате, тяге к извращениям. Настоящая одержимость – там, где человек порабощён грехом.

Особенную власть бес имеет над неверующими, но и верующим может досаждать. Огромное количество людей и не подозревают, что одержимы бесом. Человек до поры до времени может думать, что у него всё в порядке, просто стал немного раздражительнее… А приходит в церковь – и вдруг начинает биться в припадке.

Одержимость часто выявляется, когда подходит человек к благодатным святым мощам, к чудотворным иконам, когда его кропят святой водой, помазуют освящённым елеем, когда звучит на Божественной литургии Херувимская песнь, но особенно – во время чтения заклинательных молитв на изгнание злого духа.

Вот какой случай вселения беса зафиксирован в книге известного духовного писателя С. Нилуса: «“Я задумался, – пишет Мотовилов, – как это может случиться, что православная христианка, приобщающаяся Пречистых и Животворящих Тайн Господних, и вдруг одержима бесом, и притом такое продолжительное время, как тридцать с лишним лет. И подумал я: вздор! этого быть не может! Посмотрел бы я, как бы посмел в меня вселиться бес, раз я часто прибегаю к Таинству Святого Причащения!” И в это самое мгновение страшное, холодное, зловонное облако окружило его и стало входить в его судорожно стиснутые уста.

Как ни бился несчастный Мотовилов, как ни старался защитить себя от льда и смрада вползающего в него облака, оно вошло в него всё, несмотря на все его нечеловеческие усилия. Руки были точно парализованы и не могли сотворить крестного знамения, застывшая от ужаса мысль не могла вспомнить спасительного имени Иисусова. Отвратительно-ужасное совершилось, и для Николая Александровича наступил период тягчайших мучений».

Итак, греховностью мы приготовляем в себе место злым духам, которые начинают жить в нас «по праву», как в своём жилище. А с другой стороны, колдуны, слуги сатаны, пользуются тем, что люди не защищены силой Божией. Но нужно сказать со всей определённостью: мы сами виноваты в своих бедах.

Вот рассказ одной из моих прихожанок: «Мне посоветовали обратиться к одному деду, который заговаривал и “помогал”, как мне объяснили. А болел у меня кишечник, но врачи ничего не находили, кроме большого количества слизи в нём. Приходила я к деду один раз в неделю, приносила бутылку водки и пачку масла, над которыми тот что-то шептал. Потом наливал грамм сто пятьдесят, я их выпивала и ложкой масла закусывала, после чего ложилась на топчанчик и отдыхала, т. к. пьянела. Дед же с бабкой допивали остальное. Однажды бабки не было, и дед оставшуюся водку выпил один. Бабка, придя домой, обнаружила, что обделена и очень злилась поэтому. Налив воды в стакан, она долго шептала над ней, потом подошла ко мне, лежащей на топчане, протянув стакан, приказала выпить, что я и сделала. Злорадная улыбка осветила лицо старухи: “Ну, ты меня теперь долго будешь помнить”. Придя домой, я очень плохо себя почувствовала, болел желудок, что-то там шевелилось, и вдруг, помимо своей воли, я начала лаять, и довольно громко. Соседи позвонили и вежливо поинтересовались: “Вы собачку купили?” Я пришла в ужас. Кто-то подсказал поехать в Печоры к о. Адриану. Только там я поняла, что со мной произошло».

Как открывались в людях бесы

(Из записной книжки)

Одна женщина попросила меня дать ей мою тетрадь с выписками из святых отцов о смирении, пообещав переписать её в нескольких экземплярах. Когда она приехала в другой раз, в ней открылся бес, который залаял собакой. Выявило его смирение.

* * *

Приехал болящий в наш храм. Мы стали молиться о нём, и вдруг он завыл сиреной. Беса спросили, за что вошёл в этого человека. Оказалось, за ловлю и продажу рыбы в воскресные дни и праздники.

* * *

Женщина лежала в больнице, и однажды пришла навестить её верующая, которая всегда носила в сумке святую воду, Евангелие, просфору, Псалтирь и молитвослов. Бес сразу учуял святыню и закричал устами болящей: «Оружие в сумке! Оружие у неё!»

* * *

Как-то приезжает ко мне верующий со своей женой и рассказывает следующее: «Отправились мы к преподобному Серафиму Саровскому в Дивеево. И вот после целования мощей бес открылся в моей жене. Сейчас дорогой он говорил обо всём».

* * *

Приехала в храм начальница железнодорожной станции. Когда стали молиться, бес сразу дал о себе знать. Я спрашиваю:

– А знаете ли, что в вас сидит бес?

– Да. Однажды я пришла к матушке приходского нашего священника. Она в это время читала Евангелие, бес и проявился.

* * *

Водитель «скорой помощи», мужчина лет сорока, жизнерадостный и полный сил, отправился с экскурсией осматривать достопримечательности одного старинного города. По нужде зашёл в заброшенный храм, нагадил там, запачкал стены, а потом со смехом и богохульствами рассказывал об этом своим друзьям. Вернувшись домой, почувствовал боль в животе, обратился к врачам. Они ничего не обнаружили. Начались обследования, анализы – и всё безрезультатно. Приехал в храм и на службе захрюкал. Тогда он многое понял.

 

Страх Господень

Начало премудрости – страх Господень. Такова аксиома духовной жизни, важность которой невозможно переоценить. Без этого краеугольного камня нельзя построить жизни вечной. И в миру боится порядочный человек преступить закон. Разве это плохо? Тем более должны мы страшиться гнева Божия. Враг же внушает свою мысль: будь бесстрашен. Нет! Он учит нас не бесстрашию, а дерзости и бесстыдству. Но бывают случаи, которые прочищают голову даже закоренелым материалистам.

Одна женщина после смерти мужа вела образ жизни совсем не христианский: выпивала, приводила к себе мужчин. И вот начало происходить что-то странное в её квартире.

– Кто это у тебя в прихожей ходит и по кухне?

– Да сосед, – отвечала она.

– У него ключи есть?

– Когда-то давала, остались…

Однажды, выпив, она заснула на кухне за столом. Очнулась от того, что кто-то её будит, трясёт за плечо. Проснувшись, увидела перед собою незнакомого мужчину, который, сильно ударив рукой по столу, закричал: «Когда кончишь пить?»

Вскочив, женщина хотела вытолкнуть его из кухни, но он в её руках… растворился. Сразу протрезвев, она бросилась в храм, в сторожке уговорила старушек дать ей трёхлитровую банку крещенской воды и, прибежав домой, обильно полила жильё.

А в это время в соседней квартире, на кухне, засиделись за бутылочкой и грибочками два пенсионера-отставника. Беседа протекала мирно, пока лёгкий шум под потолком не привлёк их внимания.

– Коля, смотри…

Из вытяжного отверстия на них смотрела… голова.

– Ты кто? – только и смог выдавить из себя хозяин.

– Я? Из соседней квартиры. Она там всё водой облила, выгнала меня. Хотел у Надьки пожить, да у неё такая грязища… Можно я у вас останусь?

– Что? Убирайся вон! – завопил Николай.

История невыдуманная. Её я услышал на освящении этой квартиры.

 

Бесовские уловки

Перед началом богослужения смотрю – около одной бесноватой собралась толпа верующих. Подошёл. Оказывается, верующие задают вопросы бесу, и он им охотно отвечает, причём довольно-таки тонко и хитро. Я прервал это «представление», объяснив верующим, что бесу, как первому клеветнику, нельзя доверять, лишь опытный священник может вопрошать его и давать правильную оценку его словам. В данном случае цель всех ответов врага сводилась к тому, чтобы: 1) навести вражду; 2) оклеветать неповинных; 3) заставить винить во всём колдунов, а не себя, забывая, что ничего не бывает без Божьего попущения за грехи наши; 4) внушить страх, что каяться бесполезно, всё равно не получишь прощения грехов; 5) научить ропоту, чтобы лишить в вечности награды за перенесение скорбей и болезней.

 

Об освящении квартиры

Вот что рассказал архимандрит Амвросий (Юрасов): «Служил я на приходе, в Жарках Юрьевского района Ивановской области. У нас на кухне работала женщина, Раиса из Алатора. Она рассказывала, что муж у неё был пьяница, дрался, дебоширил. Вызвала Раиса священника, и он освятил дом. Вечером муж идёт с работы, а жена увидела его в окно и подумала: узнает ли, что дом освящён? Смотрит, а его всё нет и нет. Уже прошло минут пятнадцать. Открыла дверь, а он в сенях лежит. Не пьяный – трезвый! “Что же ты здесь? Входи в дом!” А он и говорит: “Я не могу, мне здесь места нет”. – “Да входи же!” И он на четвереньках пополз в дом. Дополз до стола, снял приёмник и на пол поставил, включил и говорит: “Хоть в нём мне утешение”.

Очень Раиса тогда удивилась, увидев, какую силу имеет освящение дома».

Молитва напоказ

Однажды в разговоре со мной один монах в присутствии бесноватой похвалялся: «Вот, батюшка, вчера молился с девяти до девяти!» Позже, во время припадка, бес припоминал этот случай и радовался: «Вот это по-нашему! (Имеется в виду выставление напоказ своих подвигов – Ред.) Хорошо бы он ещё потужил, что служба долгая да стоять тяжело – устал, мол».

Ещё вспоминаю, что бес как-то кричал: «Почему ты учишь скрывать молитву? Как мне нравится, когда бегают с чётками и молитвенником!»

Любое обнаружение без нужды своих трудов перечёркивает их, делая бесплодными.

 

О силе поста

Одна болящая (в ней сидел бес чревоугодия) попросила моего благословения сходить к знакомому батюшке, который взялся почитать над ней заклинания. Я благословил.

Через некоторое время приезжает она, я и спрашиваю:

– Ну как?

– Нет, ничего не ощущала, когда он читал.

Тогда бес внутри неё злобно изрёк: «Захотел меня, чревоугодника, выгнать, а сам нажрался колбасы! Не знает, что меня только через пост и молитву выгнать можно?!»

 

Пост и молитва

Больше всего проблем у болящих с молитвенным правилом. Часто их не заставить молиться, они постоянно отговариваются занятостью, семейными обстоятельствами, детьми… А если берутся, то обязательно нагружают себя так, что очень скоро срываются и охладевают к молитве. При этом в памяти у них остаётся, как они были «молитвенниками», как вставали ночью, сколько клали поклонов…

– Как было хорошо, и всё потеряли… – с упоением рассказывают они.

Так враг играет с нами, и поэтому важно, чтобы каждому болящему духовник дал правило по силам, а потом проследил, чтобы выполнялось оно как должно. Не надо посторонним рассказывать о своих молитвенных подвигах и успехах. Об этом беседуют только с духовником или старцем. Настоящего молитвенника можно узнать по плодам молитвы, а не по разговорам о ней. После того, как укрепимся в молитвенном правиле, с разрешения духовника можно некоторое время уделять ночной молитве. Но всё это обговаривается только с ним, духовным руководителем.

Старайтесь больше читать о молитве, делайте выписочки для себя из того, что ближе вашему сердцу. Собирайте духовный бисер в вашу копилку: он принесёт свой плод в нужное время.

Не должны мы забывать, что молитва – наше оружие. Но оно только тогда опасно для бесов, когда мы умеем им пользоваться. Поэтому обратим особое внимание на сосредоточенность, нерассеянность нашей молитвы. Не спешите, не торопитесь! Пусть кратко, но со вниманием будет наше воздыхание к Богу.

Наконец, хочу предупредить, что для успехов в молитве нужны определённые условия. Главные из них: послушание, смирение и терпение. А также беспопечительность.

Общеизвестна и важность поста, но с удивлением приходится отметить, что никогда так плохо не соблюдали пост, как сейчас. Правила поста превращены в некий эталон, недосягаемую вершину, которую следует иметь перед глазами, но восходить на которую совсем не обязательно. Между тем без соблюдения поста нам не спастись.

Теперь на вопрос, соблюдаете ли пост, часто получаешь стандартный ответ:

– Нет, болею я.

– А что болит?

– Ноги, совсем ходить не могу.

– Так чем же пост-то вам помешал?

– А не знаю…

Пост – это не только воздержание в пище, не только ограничение в количестве питания. Пост – ритм жизни нашей души, её дыхание. Как только мы нарушаем пост, наша душа грубеет и оказывается не способной ни молиться, ни сопереживать чужому горю. Чувствования становятся мирскими, земными, а не духовными. Мы плачем и рыдаем, да не о том, о чём следовало бы. Не о грехах своих плачем, а от жалости к себе.

Забываем мы, что тысячу лет крещена Русь, что предки наши свято чтили посты, и нарушение их считалось серьёзнейшим прегрешением. Человек, не соблюдавший пост, воспринимался как еретик, отщепенец, враг Церкви. Да так оно и есть! Годовой ритм постов и постных дней в неделе передан нам генетически, нарушение его ведёт к нарушению жизнедеятельности всего организма. Не говоря уже о душе. Никакая диета не поможет, голодания и обливания не спасут, если мы не вернёмся на круги своя, не будем строго соблюдать святые посты Православной Церкви.

Трудности соблюдения поста надуманны. Были бы желание да решимость… Одна больная с удивлением рассказала мне, что её щитовидка стала нормальной после нескольких месяцев строгого соблюдения поста. Но что же здесь удивительного? Ведь многие болезни мы получаем именно «в награду» за несоблюдение поста…

Не буду говорить, чем современный человек питается. Об этом пишут медики, я же хотел бы обратить внимание болящих на то, чего им нельзя употреблять. Особенно если они больны духовно и в них живёт бес.

  1. Придётся отказаться от мяса, оно усиливает беса.
  2. То же самое касается конфет, шоколада и кофе.
  3. Запрещается употребление вина крепостью более 16°, желательно вообще от него отказаться. Для тех, кто страдает пристрастием к вину, вопрос об употреблении его отпадает. Ответ однозначный – нельзя!
  4. Торты, мороженое, жвачка, пепси, кока-кола и прочие газированные напитки также под запретом.
  5. Придётся обойтись и без острых соусов иностранного производства.
  6. Советую меньше употреблять белого хлеба, картофеля, печенья. Особенно тем, у кого опухоль груди, киста, полипы. Нежелательно употребление взрослыми молока, особенно коровьего. Лучше простокваша, кефир, сыр.

И конечно, не забывать о главном – о посте духовном. Приходится об этом напоминать, потому что если над ограничениями в питании больные худо-бедно всё-таки работают, то духовные требования чаще всего выпадают из поля их зрения.

Что же включает в себя духовный пост, из чего он состоит?

Первое – это сдерживание своего языка. Человек, достигший совершенства, по мысли преподобного Силуана Афонского, говорит только то, что велит ему Бог. Нам же важно хотя бы избегать осуждения, пустословия, обсуждения мирских событий. Во время поста нельзя ходить в гости, праздновать дни рождения с неверующими, не соблюдающими пост. То же касается похорон и поминок.

Второе – бережение глаз, зрения. Для этого во время поста надо меньше ходить по улицам, базарам. общественным местам, воздерживаться от разглядывания кого- и чего-либо.

Третье – ум наш должен больше заниматься богомыслием, особенно размышлениями о временности земной жизни и адских муках, о страданиях за нас Христа.

Из книги «Козни бесовские» (1997)

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий