Праздник Крещения: хватит ли бочки святой воды?

Дорогие читатели! В этом году мы предлагаем вашему вниманию новую рубрику «Ступени». Вести её будет Галина Руссо – автор, уже знакомый вам по нескольким рассказам, опубликованным в 2016-м. Галина живёт в Санкт-Петербурге и работает катехизатором в храме Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте. Для кого-то из вас её заметки станут полезной информацией о жизни в Церкви, для кого-то – хорошим подспорьем в деле миссии для тех, кто ещё за её оградой. В любом случае мы верим, что они помогут вам подняться на несколько ступеней в духовном возрастании.

Раздача святой воды

Как отец Даниил Сысоев младенца крестил

История эта произошла лет двадцать назад в Москве. Рассказала мне её одна из непосредственных участниц событий.

В семье её сестры родился мальчик. Прошло 40 дней, подошло время крещения. Обычно крещение происходит в храме, ну и крестят сразу всех пришедших. Но иногда, если младенец очень слабенький или если родители непременно хотят, чтобы ребёнок крестился один и в привычной обстановке, батюшку приглашают домой. Семья была церковной, с отцом Даниилом они были знакомы, вот и попросили батюшку провести Таинство на дому.

Два дня занимались генеральной уборкой, буквально «вылизали» всю квартиру, особенно ванную комнату – момент-то торжественный. Пришёл батюшка. Ну, говорит, наливайте воду в тазик. Родня взмолилась: «Батюшка, давайте в ванне покрестим, полным погружением!» Батюшка отвечает: «Да вроде тазика для полного погружения достаточно». Они продолжают настаивать. Отец Даниил хмыкнул: «Хорошо, давайте».

Налили полную ванну воды, отец Даниил совершил над младенцем Таинство. Его спрашивают: «Батюшка, куда благословите воду вылить?» Вода ведь во время крещения освящается, в канализацию её сливать нельзя. Спрашивают, а сами ждут обычного ответа: «Да под дерево во дворе». Ан нет. Благословил батюшка выливать воду из ванны в реку, в проточную воду, как по более строгим правилам положено.

Воды в ванне ох как много! Ближайшая река – в километре. Лето, жара. Вокруг дома реконструкция идёт, всё разрыто, на тележке сосуды с водой не увезти. Всей семьёй полдня вёдрами носили под удивлёнными взорами соседей.

И людьми были воцерковлёнными, а так «прокололись». Что уж говорить про людей, заходящих в храм дважды в год: на Пасху свечку поставить и на Крещение воды набрать святой.

Вот о последних сегодня речь. С освящённой водой люди часто не понимают, что делать. Нет, то, что пьют её натощак и что надо свежей водой побрызгать квартиру, известно всем. А вот достаточно ли принятия святой воды для собственного спасения, знают далеко не все. Поэтому предлагаю вашему вниманию

«Инструкцию» по употреблению святой воды

«По вере вашей да будет вам», – говорит Господь (Мф. 9, 29). Этот закон духовной жизни применим и к освящённой воде. «Эффективность» действия святой воды зависит от того, как человек к ней относится.

Православная позиция такова. Свою благодатную поддержку Господь подаёт прежде всего тем, кто готов её принять, и своими мыслями и действиями это желание подтверждает:

  • верит в Бога, и не такого, который «у меня в душе», а во вполне конкретного Творца и Вседержителя мира и человека, в Пресвятую Троицу;
  • верит Богу, вверяет ему всю свою жизнь, а не пытается выстраивать её самостоятельно, по своему хотению;
  • старается исполнять Божии Заповеди – с Божией помощью, потому что «человекам это невозможно» (Мк. 10, 27);
  • ведёт непрестанную борьбу со своими грехами, чтобы исправить в себе самом человеческую природу и сделать самого себя пригодным для Царствия Божия;
  • участвует регулярно в Таинствах Церкви, вкушает Тело и Кровь Христовы, соединяясь в Таинстве причастия с Богом;
  • стремится к личной встрече с Богом в молитве.

Такому человеку Господь таинственным, непонятным нам образом, ниспосылает благодатную помощь – прежде всего в духовной жизни, но также и в жизни земной, материальной. «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это всё приложится вам», – говорит Господь (Мф. 6, 34). Святыни, в том числе и святая вода, – это всего лишь «инструмент», посредством которого благодать осеняет православного человека. Причём инструмент не всегда необходимый – Бог дарует человеку благодать и другими разнообразными способами.

Совсем иного ожидают от Церкви люди, которые не имеют опыта духовной жизни, не встретились пока ещё с Богом. Святая вода воспринимается ими как магическая субстанция, универсальное лекарство от телесных болезней и материальных проблем. Достаточно выпить святой воды – и ожидать запрошенной у Бога помощи: сигнал – глоток воды – дан, и Господь должен начать действовать. Больше не надо прикладывать никаких усилий, не надо изменять свою жизнь.

Такие ожидания напрасны. Святитель Феофан Затворник пишет: «Вся благодать, идущая от Бога через святой Крест, святые иконы, святую воду, мощи, освящённый хлеб (артос, антидор, просфоры) и др., включая Святейшее Причастие Тела и Крови Христовых, имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасёт, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)».

Церковный человек воспринимает освящённую воду как святыню. Тот же, кто употребляет святую воду как микстуру, легко впадает в святотатство. Начинает, например, использовать её для гаданий, приворотов, «очистки квартиры от энергетического негатива»… И святыня, если её применять в оккультных целях, может послужить во осуждение.

Истинная вера в Бога невозможна без нашего сердечного устремления к Господу, без исправления собственной греховной жизни, без замены мирского мировоззрения духовным. Если человек пьёт святую воду как лекарство от всех невзгод, а свой образ жизни изменить не пытается, то ему и бочка воды впрок не пойдёт.

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий