Как получаются мультики

Небольшой репортаж из детского кружка мультипликации

Просматривая ленту православных событий, наткнулся на новость о мероприятии, прошедшем в Президентской библиотеке Санкт-Петербурга. Оно было посвящено библейским сюжетам в мультипликационном творчестве детей. Фильмы прислали ребята со всей России. Выполнены они в самых разных техниках мультипликации: пластилиновой, песочной, рисованной. Интересно было узнать, что студии мультипликации сегодня открываются и при епархиях. Например, студия при Тихвинской епархии представила на фестивале работу «Чудо Георгия о Змие».

В нашем городе Сыктывкаре мне известны две любительские студии анимации.

Одну из таких создала Наталья Ширяева – человек безграничной творческой фантазии и энергии. Знакомы мы с ней давно, вместе помогали восстанавливать Кылтовский Крестовоздвиженский монастырь. Наташа всегда была генератором идей в нашем молодёжном лагере «Добрые побуждения», а сегодня большую часть сил вкладывает в Студию весёлой анимации «Не сон». Памятуя про её успехи на волонтёрском поприще, я понял, что и здесь всё серьёзно.

– Я просмотрела тысячи мультфильмов, прежде чем захотела делать свои, – рассказывает Наталья. – Долго уговаривала друзей поддержать меня, так появилась наша команда. Ирина Леонтьева – профессиональный оператор, сегодня вся работа по обучению съёмке и монтажу возлагается на неё. Мы учим детей красоте. Я как художник обращаю внимание детей на различные нюансы, из которых получается картинка, учу их разным техникам. Даже маркером можно рисовать по-разному. Ира учит детей выстраивать кадр, даёт основы композиции. Иван Нестерец – отличный музыкант, он пишет фоновую музыку к нашим мультикам и озвучивает их. Вместе, прямо дома на полу, мы сделали первый наш мультфильм – про муху, которая села на варенье. Пока делали его, поняли, что мультфильм – это огромный труд, но при этом большая-пребольшая радость творчества. Почему бы не поделиться ею с детьми? После того как в Республиканском центре дополнительного образования открылась детская школа кино « Ку-Брик», я предложила открыть там отделение мультипликации. Одновременно сделали выездную студию – ездим по школам, проводим мастер-классы. Желающих, на удивление, много. На мастер-классах, конечно, путь к созданию мультика немного сокращён: я прихожу к ребятам с готовой идеей, цель – показать сам процесс. А вот в « Ку-Брике» мы проходим вместе все этапы от начала до конца.

* * *

Воскресный декабрьский вечер, страна готовится праздновать Новый год, на главной площади бурлит жизнь ледового городка. Я иду в Центр дополнительного образования на занятие анимационной студии. Здесь шумно, много детей с родителями, они уже начали праздновать. Нахожу нужный кабинет. Наталья настраивает детей на занятие, Ирина, оператор, настраивает технику – камеру и свет.

Наталья Ширяева и Ирина Леонтьева проводят занятие в студии

– Сегодня у нас третье по счёту занятие с этой группой, – рассказывает Наталья. – На первом мы придумывали сюжет. Вначале у нас появляется солнце. Потом выходит жираф. Он живёт на юге, всё у него хорошо. Однажды шёл он, довольный жизнью, увидел бабочку, побежал за ней да и упал в яму. Летит он, летит, кругом черно. И вдруг падает прямо в снег – на север попал. Начинает мёрзнуть, и тут встречает оленя. Олень жирафу говорит: «Пойдём к Деду Морозу!» Дед Мороз дарит ему шарфик, а тот не простой – волшебный. Жирафу становится тепло. Шарф раскрывается, будто крылья, и несёт жирафа домой. А дома жирафа ждёт слон – его давнишний друг детства. И слон говорит: «Я по тебе соскучился, где ты был?» Жираф рассказал о своих приключениях. «Я тоже хочу на север», – говорит слон. Жираф привёл его к яме: «Прыгай». Ну, слон прыгнул недолго думая и застрял. Сидит в яме и говорит: «Эх, нужно худеть в следующем году».

У Натальи в руках два листочка с последовательно идущими картинками. Это раскадровка – эскизы того, что будет потом на экране. На раскадровку у ребят ушло целое занятие.

Следующей задачей было нарисовать придуманных персонажей и фон, на котором будут разворачиваться события. Но как же дети будут «оживлять» своих нарисованных героев? Как раз сегодня это и проходят – техническую часть. Над столом на штативе закреплена фотокамера. Напротив камеры, на другом штативе, закреплён осветительный прибор из нескольких ламп. Дети уже имеют представление о том, что будут сегодня делать, – им уже показывали.

– Техника анимации, которую мы сегодня освоим, называется перекладка – это самая простая из техник, – рассказывает детям Ирина.

К столу на клейкую ленту закреплён лист с рисунком фона. На него кладётся вырезанный персонаж, делается снимок. Затем объект перекладывается на пару миллиметров – снова снимок. И таких снимков 24 в одной секунде. Далее в компьютерной программе создаётся эффект движения. Первые кадры – фон не совпадает, значит, фильм будет дрожать. В чём же дело? Фон не должен быть сдвинут ни на миллиметр, вроде и лист закреплён к столу, и камера не движется. Оказалось, облокотившись, дети чуть сдвинули стол, на котором лежат рисунки. Съёмку повторили, теперь всё сходится, дрожания в кадре не будет.

Работа довольно кропотливая. Ирина снимает, кто-то из детей передвигает объекты. На этом занятии помогал папа одной из девочек. Наталья просит, чтобы дети попробовали повторить что-то подобное дома.

– Без камеры на штативе анимацию не сделать, – объясняет она. – Если они есть – снимайте. Без дополнительных приспособлений можно обойтись. Может получиться кривовато, но всё равно снимайте – это ваше обучение.

Преподаватель замечает, что детей утомляют однообразные действия, они отвлекаются.

– Чтобы не сидеть без дела, ребята, – говорит Наталья, – начинайте продумывать свой собственный мультик. У кого какие идеи есть?

– Моих идей на несколько сезонов мультфильма хватит, – говорит один из учеников, любящий поболтать Дамир.

Но воплощать их в жизнь он не спешит. А вот девочка Наташа, первоклассница, сразу взялась за дело – смотрю, уже половина листа разрисована кадрами её будущего мультика.

– О чём твой мультик? – спрашиваю её.

– О том, как живёт пингвин.

– У него есть имя?

– Пока не придумала. Но у него есть семья.

– Давай посмотрим на твою раскадровку.

– Это сам пингвин, – Наташа показывает первый кадр. – Дальше он подойдёт к скале, чтобы прыгнуть в воду, попадает в воду, плывёт за рыбкой и догоняет её. Со своей добычей он выпрыгивает из воды и идёт домой, к своему гнезду, где его ждут жена и дети. А здесь они уже наелись и обнимаются. Конец.

– Что тебе на занятиях по мультипликации нравится больше всего?

– Всё нравится. Но особенно рисовать. В школе рисую много, и дома уже весь блокнот использован и тетрадка.

– Что ты нового узнала на этих занятиях?

– Я узнала, что есть такие программы, в которых можно соединять фотоаппарат с компьютером и создавать анимацию из рисунков. Ещё узнала, как выглядит баобаб.

Тем временем другие детишки не фонтанируют идеями, кто-то решил подхватить задумку девочки Наташи и тоже снять что-то про пингвина.

– Давайте каждый сделает мультик про пингвина, будет у каждого своя история, – предлагает Наталья.

Помнится, в моём детстве 90-х была «блокнотная» анимация, когда рисовались два рисунка на двух страницах блокнота. Одна страница закручивалась на карандаш и затем, быстрыми движениями открывая-закрывая верхнюю страницу, можно было прокручивать что-то вроде мультика. Но сегодня век компьютеров, и дети – активные их пользователи.

Наталья даёт второе задание на дом: нарисовать 2-3 картинки, из которых потом будут сделаны гифки – популярные в соцсетях забавные беззвучные ролики с коротеньким визуальным сюжетом или просто незамысловатыми движениями в кадре.

– Это делается так, – говорит детям преподаватель. – Рисуете пингвина на одном листе и почти один в один повторяете этот рисунок – например, через стекло – на другом листе. Только немного меняете положение лап или глаз. Принесёте, я сделаю вам из них гифку.

Закончили снимать кадры мультика, впереди – монтаж. Но это уже на следующих занятиях. Дети, довольные, расходятся по домам, а Наталья и Ирина продолжают рассказывать о студии.

– Дети разные: кто-то выдаёт идеи со скоростью автомата, а кому-то надо долго ждать вдохновения, – говорит Наталья. – Но все очень увлечены процессом. Группа у нас разновозрастная. Я думала, будет тяжело, но нет, ребята прекрасно друг друга дополняют. Хотя, конечно, помещение неподходящее. Хотелось бы делать объёмные мультфильмы, с декорациями, ну и, конечно, хочется свою серьёзную студию, но пока нам её не поднять. Мы и сейчас всё делаем на своём личном оборудовании.

– А что с мастер-классами?

– Завтра вот едем в посёлок Жешарт, – говорит Ирина. – Два часа уйдёт на рисование и съёмку, затем полчаса – новогодняя программа. Пока Наташа и Ваня будут развлекать детей, я смонтирую из наснятых кадров мультик, точнее, анимационную открытку и покажу детям.

Что же полезного дают детям занятия по мультипликации? Наталья рассуждает:

– Несмотря на кажущееся баловство, этот процесс очень многое даёт: дети заняты творчеством и одновременно отдыхают от школьных занятий. Я уверена, что человек творческий всегда счастливее человека, который не занимается созданием чего-либо. Творческие люди нередко более образованны, потому что всегда ищут что-то новое, многим интересуются, много думают.

* * *

Говоря о современных детях, часто можно услышать об их «клиповом мышлении», когда они не способны на осмысление большого объёма информации. Мультики вроде как раз такой продукт – клиповый. Но одно дело – потреблять мультики, совсем другое – самому их создавать. Как раз учиться мультипликации – отличный способ не «заболеть» клиповым мышлением.

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий