Живой кладезь

Надо ли стоять на коленях во время Евхаристического канона и когда необходимо положить земной поклон? Почему в воскресные и праздничные дни земные поклоны отменяются?

– В воскресные и праздничные дни на колени мы не становимся и земных поклонов не делаем, кроме отдельных случаев. Например, на вечерне в день Святой Троицы. Почему? По древней церковной традиции, которая одни дни определяет для сугубого покаяния, другие – для сугубой радости. Других общецерковных правил относительно поклонов и коленопреклонений во время Евхаристического канона, насколько мне известно, не существует. Поэтому нужно сообразовываться с местным обычаем, то есть традицией того храма, в котором вы сейчас находитесь. Причём есть неписаное, но доброе правило: если наши коленопреклонения или поклоны могут помешать другим людям, лучше воздержаться от них.

Ответил иерей Михаил Немнонов

Как правильно затеплить свечу, чтобы не получить замечания от дежурящей у подсвечника?

– Просто зажгите свечу и поставьте на свободное место на подсвечнике, постарайтесь при этом никому не мешать, перекреститесь, а если вам сделают замечание, даже и незаслуженное, примите его с миром – тем совершите хоть и небольшой, но подвиг христианской любви к ближнему. Свечи лучше не ставить во время важных моментов службы: чтения Святого Евангелия и во время Евхаристического канона, который начинается всенародным пением Символа веры, а заканчивается также всенародным пением «Отче наш». Свечи в это время не надо ставить потому, что это может вызвать суету и отвлечь окружающих от молитвы, да и самим в эти важные моменты службы надо быть во внимании и сугубо молиться.

Что делать, если испортился артос?

– Если испортился артос или просфора, то их полагается сжечь, а пепел и угли высыпать в непопираемое место: в реку или в лесу под дерево подальше от дороги. Благочестивые христиане так же поступают и с бумажками или пакетами от просфор. Складывают их в отдельное место, а при случае – например, когда едут на дачу – сжигают там, а с пеплом поступают так, как было сказано выше.

Я заметила, что многие перед исповедью поворачиваются к остальным исповедующимся и кланяются со словами «простите». Как к этому относиться?

– Относиться к этому надо спокойно, ведь мы стремимся подойти к Таинству Евхаристии в мире со всеми и со своей совестью. Можно ответить негромко, чтобы не нарушать благолепия службы: «Бог простит. И меня простите». Но это не обязательно, главное, чтобы в сердце был мир.

Ответил диакон Сергий Правдолюбов

Как относиться к тому, что в некоторых изданиях приставка «бес-» пишется как «без-»?

– Такая книга может быть перепечаткой дореволюционного издания, в котором приставки «бес-» просто не было. Но и некоторые современные авторы, пишущие на церковные темы, могут, вопреки принятым грамматическим правилам, но согласуясь со старой традицией, не применять эту приставку, которую они прочитывают так: бес = нечистый дух. Относиться к этому надо с пониманием.

Слышала, что нельзя надевать яркую одежду и светлые платки во время поста. Так ли это?

– Такого писаного правила нет, однако правомерно следующее рассуждение. В дни поста христианская душа имеет наилучшую возможность стяжать в себе добродетели. Среди них одна из важнейших – смирение. Думается, что христианка, надевшая слишком яркую одежду, предполагает возможность обратить на себя чьё-то пристальное внимание. Совместимо ли это с задачей стяжать смирение? Ответ можете дать сами. Впрочем, это не означает, что в дни поста в храм женщины обязаны ходить во всём чёрном или тёмном. Попробуйте найти свою меру.

Можно ли ходить и разговаривать в храме во время Херувимской? Если нет, как правильно сказать об этом незнающим людям?

– Первый вопрос чисто риторический. Ответ на него очевиден: нельзя. Однако объяснить это «незнающим» людям не так просто, как кажется.

Хождение по храму во время богослужения бывает по разным причинам. Например, человек зашёл в храм просто поставить свечку. Он может вообще не обращать внимания на церковную службу. Ему указывать на неподобающее поведение практически бесполезно, у него, как правило, своё представление о благочестии, и менять его он не будет. Другой случай связан с неспособностью человека продолжительное время стоять на месте. Причина тому – повышенная двигательная активность, особенно проявляющаяся у детей. Останавливать таких тоже малоэффективно. К тому же детьми преимущественно должны заниматься их родители. Некоторые случаи хождения по храму в это время вообще могут быть простительны.

Кроме того, надо понимать, что всякий разговор во время службы, даже из благочестивых намерений, только добавит беспорядка. И самое главное – вразумлять «незнающих» людей посредством слова не есть дело таких же, как они, прихожан, но дело служителей храма. Самым лучшим для прихожанина будет смотреть за собой и подавать в этом добрый пример другим.

Из паломничеств всё время привожу какие-то памятные вещи: иконки, календарики, святыньки, сувениры. Это всё копится дома, занимает место, а выбрасывать жалко, что же делать?

– Вы убедились на собственном опыте, что нередко получается так, что памятные вещи, даже и освящённые, вначале кажутся очень важными и дорогими, а затем становятся просто ненужными. Вывод один – умножение их в доме бессмысленно. Поэтому, бывая в святых местах, нужно проявлять сдержанность в приобретении подобных предметов.

Если они не нужны вам, то с уверенностью можно предположить, что в итоге не понадобятся и другим. Поэтому дарить их – неправильный выход из положения.

В отношении уже имеющихся таких вещей можно поступить следующим образом. Всё, что имеет бумажную или деревянную основу, может быть предано огню. Если есть возможность, то в церковной печи, предназначенной для сжигания записок из алтаря, если нет такой возможности, то, например, на даче в печке, но только после сожжения пепел следует прикопать в землю в «непопираемом» месте, то есть там, где не ходят ногами. Всё, что состоит из негорючих материалов: стекло, керамика, металл, – можно также скрыть в земле, к примеру где-нибудь в лесу.

Ответил иерей Димитрий Туркин

(Ответы представлены духовенством московского храма Свт. Иннокентия, митр. Московского)

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий