В чем русская сила

Многие из нас ещё со школьной скамьи знакомы с выражением: «Религия – опиум для народа». Однако цитата вырвана из контекста, смысл мысли полностью искажён. Приведём известную фразу Карла Маркса без сокращений: «Религия – это сердце бессердечного мира. Религия есть опиум народа». То есть философ определяет религию как нечто, подающее человеку силы, утешающее и болеутоляющее (опиум в ту пору использовался именно в качестве анестетика).

Нечто подобное произошло и с попытками дискредитировать историю крещения Руси. Была ли она крещена тем варварским способом, как это подают богоборцы? Обратимся к Иоакимовой летописи, где говорится о событии, произошедшем в ту эпоху в Великом Новгороде: «Путята крестил новгородцев огнём, а Добрыня мечом». Но ведь Путята и Добрыня были не священниками, а должностными лицами княжеской администрации. Поэтому поэтическая идиома, использованная для описания новгородских событий, не может быть понята буквально. Речь шла о достаточно простых вещах: существовало движение новгородской знати, которые желали независимости от тогдашнего великокняжеского центра в Киеве. Что же касается принятия христианства, то следует сказать, что многие новгородцы на тот момент уже были крещены, в городе имелась церковь. Поэтому экспедиция, о которой говорит «Повесть временных лет», имела не религиозный, но исключительно полицейский характер – подавление восстания. Добавим, что летопись принадлежит перу епископа Новгородского владыки Иоакима, который критично отнёсся к действиям Путяты и Добрыни по усмирению города.

Иван Глазунов. «Крещение Новгорода»

Добавим, что если бы Русь была действительно крещена огнём и мечом, то в народной, былинной, памяти князь Владимир не остался бы с именем Владимир Красно Солнышко, что говорит о положительном отношении простого народа к своему правителю.

Нередко от противников православия приходится слышать, что якобы сегодня, как и во времена Киевской Руси, насильно насаждается христианская вера, против воли общества вводятся основы православной культуры, слишком часто слышен голос Церкви и т. п. Но есть ли реальное принуждение при введении ОПК в школах, делается ли это «огнём и мечом»? Ведь увидеть всё можно собственными глазами: родители сами выбирают то, что считают нужным для ребёнка, и педагоги ничего не навязывают.

Неоязычники утверждают, что христианство подавило развитое и сильное племя русских. «Родноверы» считают, что подлинные ценности, которые якобы могут сделать из нас людей с большой буквы, надо искать в древней – дохристианской – Руси.

Правда ли это? Давайте попробуем немного вернуться в прошлое и обратить внимание на некоторые особенности древнерусского хозяйства. Возьмём берёзовую рощу как обязательный элемент среднерусского пейзажа. Очень красиво! Но задумывались ли мы, откуда взялись эти берёзовые рощи? Дело в том, что берёза – это достаточно капризное растение. Многие её виды просто так в лесу не растут. Чтобы возникла берёзовая роща, должен быть пустырь, поле. Множество берёзовых рощ указывают, что на этом месте была когда-то пашня, которую потом забросили. То есть здесь некогда велось подсечно-огневое земледелие. Приходили люди, у которых была привычка есть хлеб, – они вырубали лес, распахивали участок, несколько лет жили на этом месте, затем что-то происходило (нападение неприятеля, оскудение почвы и т. д.), и они переходили на другое место. В любом случае мы наблюдаем весьма странную картину. Само подсечно-огневое земледелие означает, что место обитания для этого народа было неродное. Никто не уничтожает ареал своего обитания, среду своей жизни: чукчи, живущие в тундре, тундру не уничтожают, финноугорские племена, что живут в наших северных лесах, тайгу хранят. И только славянские племена уничтожали среду своего обитания. Что это означает? Вывод очевиден: это не их родные места. Вероятно, ранее они жили в более плодородных землях, создали земледельческую цивилизацию и потом были оттуда изгнаны. И с привычкой пахать землю они пришли в ссыльные места – в «Сибирь» своего времени: в леса Восточно-Европейской равнины, где вынуждены были переделать окружающий мир, чтобы сохранить свою культуру. К сожалению, это означает, что это была далеко не могущественная культура. Их выгнали с родных земель те, кто оказался гораздо сильнее.

Но ведь мы знаем другую, великую, Россию – Россию от Тихого океана до Балтийского моря. И это Россия, которая была создана православным русским народом, не язычниками. Русичи-язычники по лесам прятались. Правда, иногда их подначивали варяжские гости, как старшие школьники младших, на совершение разного рода неблаговидных поступков – а пойдёмте на Константинополь сходим, пограбим. Но ведь нет ничего особо славного и героического в грабежах и разбойничьих набегах на небольшие греческие селения. И стоит ли хвастаться «щитом Олега на вратах Царьграда»? Нападать на людей, что далеко от тебя за морем и тебе ничего дурного не сделали, – это ли повод для национальной гордости? Константинополь ведь так и не взяли, но баньки, что называется, пожгли. Это ли национальный героизм?

Русский народ родился под знаменем Христа, под стягом Спаса Нерукотворного. Существовавшие ранее прарусские племена – некоторые из них даже не были славянскими – не имели подобных заслуг. Русская идея, наше национальное самосознание родились позже, как и русский язык и огромное государство.

Чтобы двигаться дальше, нам стоит помнить об этом. Недаром ведь говорят: без прошлого нет будущего. И сегодня, когда некоторые сообщества, желая замылить нам глаза «альтернативными» историями, предлагают принять непонятно откуда взявшуюся «родную веру в языческих богов», «вернуться к корням» и т. п., мы можем с уверенностью сказать: православное христианство – наша родная вера. Её выбрали наши отцы, деды, прадеды и многие поколения до них. Именно поэтому только христианство мы можем в подлинном смысле слова назвать родной для нашего народа верой, подарившей нам страну, культуру, создавшей русского человека и оберегающей нас на протяжении вот уже более чем тысячи лет.

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий