Живой кладезь

– Как понять слова Христа: «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её» (Мф. 16, 25)?

– Имеется в виду, чтобы человек «погубил» свою душу в хорошем смысле. Чтобы он не считался со своей жизнью, а жертвовал ею ради других. «Никтоже своего си да ищет, но еже ближняго кийждо» (1 Кор. 10, 24), – говорит апостол Павел. В этом всё основание духовной жизни: забывать себя, в хорошем смысле, и обращаться к другому, участвовать в его боли и трудностях. Надо не искать способа, как бы избежать трудностей, но находить возможность помочь другому человеку, порадовать его.

Поставь себя на место другого, тогда поймёшь, что ему нужно. Если будешь сидеть в своей скорлупе, то не сможешь понять, что нужно другому человеку. В наше время большинство думает о том, как сесть на место другого, а не как поставить себя на его место. Я иногда наблюдаю, как некоторые подходят к причастию, обгоняя других. Каждый из них думает: «У меня дела, я спешу», – и не думает: «А достоин ли я причаститься?» или «Может, другой человек больше меня спешит?» Ничего подобного! Причащаются и спокойно уходят. А ведь даже если тебе не хватит Причастия, то ты должен радоваться, что оно досталось другому, а не тебе. А если у священника только одна частица, одна жемчужина и найдётся больной человек, находящийся при смерти, которому нужно Причастие, ведь тебе нужно радоваться, что не ты причастишься, а он. Вот чего хочет от нас Христос. Вот так Христос и входит в сердце, наполняя человека радостью.

– Что значит: «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии» («Если не Господь строит дом, то напрасно трудятся его строители») (Пс. 126, 1)?

– Это сказано о человеческой самоуверенности. Когда при совершении великого пострига постригаемого спрашивают: «Сия вся… претерпети обещаваешилися?» – он отвечает: «Ей, Богу поспешествующу». Не говорит: «Да я сам всё вытерплю». Если человек не поставляет впереди во всём Бога, но говорит: «Я сам сделаю это, я своими силами сделаю то-то», тогда он хоть лоб себе расшибёт, всё равно ничего не сделает.

– Почему Моисей за небольшую оплошность был лишён возможности войти в Землю обетованную (Чис. 20, 1–13)?

– Это была не небольшая оплошность, это было недоверие. Бог провёл израильтян через Чермное море, извёл им воду из скалы на Синае, питал их манной, явил им столько чудес, а они, когда опять явился недостаток в воде, стали роптать. А Моисей, когда Бог ему сказал ударить в скалу, чтобы пошла вода, выказал недоверие. «Может ли из этой скалы потечь вода?» – сказал он.

Поэтому Бог определил ему такое наказание: «В наказание, – сказал Он, – ты только издалека увидишь Землю обетованную». Если бы в другой раз Бог не извёл для народа чудесным образом воду из скалы, то у Моисея было бы какое-то оправдание, но теперь его недоверие нельзя было оправдать, поэтому Бог не позволил ему войти в Землю обетованную.

– Что означает сказанное псалмопевцем: «Человеки и скоты спасеши, Господи» (Пс. 35, 7)?

– Это означает, что Бог помогает и животным тоже. Сколько есть святых покровителей животных! А самим животным, что им приходится терпеть, бедным! Мы и неделю не смогли бы понести того послушания, какое они несут, служа человеку. Если их накормят – хорошо, а если нет – остаются голодными. Если не делают того, что хочет хозяин, их бьют. А как трудятся без всякого вознаграждения! Мы за одно «Господи, помилуй» можем получить рай. Разве этого мало? Так что животные превзошли нас и в нестяжании, и в терпении, и в послушании.

Наблюдайте за жизнью животных и насекомых, это полезно. Я смотрю, как усердно и любочестно трудятся муравьи, не имея руководителя. Ни в одном человеке нет такой тактичности, какая есть в муравьях. Молодые муравьи тащат в муравейник мелкие палочки и много других бесполезных вещей, потому что ещё не знают, что нужно, а что нет. Взрослые муравьи им не препятствуют, но потом сами выносят всё это из муравейника. Со временем молодые начинают смотреть, что в муравейник несут взрослые муравьи, и учатся. Если бы мы были на их месте, то говорили бы так: «Эй ты, иди сюда, что это такое ты тащишь? Ну-ка выбрось живо!»

Бог сотворил животных, чтобы они служили человеку, но и чтобы человек брал с них пример. Человек, если он действительно человек, из всего извлекает пользу.

Ответы преподобного Паисия Святогорца

– В Евангелии есть такие слова, произнесённые Господом: «Блаженны плачущие». В другом месте Библии, при перечислении плодов духа, в их число включена радость. Скажите, как правильно толковать эти два места из Библии, как они соотносятся друг с другом?

– Иисус Христос говорит: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». «Плач» – это покаяние о своих грехах, сокрушение и смирение. «Утешение» – это радость спасения, о которой молился пророк Давид: «Возврати мне радость спасения Твоего» (Пс. 50, 14), которая также является одним из духовных плодов.

– Объясните слова из книги Иова: «Что такое человек, чтоб быть ему чистым и чтобы рождённому женщиною быть праведным? Вот, Он и святым Своим не доверяет, и небеса нечисты в очах Его». Неужели человек не может стать чистым в очах Божиих?

– Эти слова не являются словом Бога или библейским пророчеством, а были сказаны одним из друзей Иова – Елифазом. Как следует далее по тексту, Господь осудил его за эти слова: «Горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов» (Иов 42, 7).

– Как сказал Господь наш Иисус Христос, «кто же скажет брату своему “рака” (пустой человек), подлежит синедриону; а кто скажет: “безумный”, подлежит геенне огненной» (Мф. 5, 22). Вопрос: как это понимать, в прямом или переносном смысле? Если в прямом, то получается, просто за то, что я назвал другого сумасшедшим, я попаду в ад?

– Да, если вы будете других людей называть «сумасшедшим», «дураком» и другими оскорблениями, при этом не будете каяться и исправляться, то вы можете попасть в то место, которого так опасаетесь. Следите за своим языком, за чистотой своей речи, помня, что согрешать можно не только словами, но и помыслами. Старайтесь всех прощать и никого не осуждать, быть ко всем терпеливым и снисходительным, а к себе нужно быть требовательным и судить себя нелицеприятно.

Ответил протоиерей Александр Билокур

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий